Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа кружка "Школа мудрецов" (3 класс)

Рабочая программа кружка "Школа мудрецов" (3 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕТЕЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»

Директор школы: _____________ /Л.А. Еремеева/

Приказ № ______________ от _______________

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Школа мудрецов»,

математический кружок

для 3 – их классов

учителя начальных классов первой категории

Калачевой Марины Валентиновны

Срок реализации программы 3года

Количество часов в год 34 ч

«Согласовано» на заседании кафедры дополнительного образования

Протокол № ____ от __________________

«Принято» на педагогическом совете

Протокол № ____ от ___________________

2013- 2014 учебный год

Кружок математики для учащихся 3 класса

«ШКОЛА МУДРЕЦОВ»

Разработчик: Калачева Марина Валентиновна,

учитель начальных классов первой категории

2013-2014

Пояснительная записка

Введение.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы «Школа мудрецов» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познава-тельной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка является продолжением рабочей программы 2 класса, рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание настойчивости, инициативы;

  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Прогнозируемые результаты

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

учащиеся будут знать:

  • свойства арифметических действий;

  • названия геометрических фигур;

  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

учащиеся будут уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;

  • использовать знания для решения заданий;

  • узнавать и изображать геометрические фигуры;

  • ориентироваться в пространстве;

  • проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.

  • собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;

  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

  • самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;

  • осуществлять самостоятельный поиск решений;

  • рассуждать, доказывать

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы

  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки уч-ся

Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах

  • Выпуск математических газет

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Список литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008

  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста

  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

  10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.

  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

  12. Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.

  13. В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993

  14. Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1-4 классы», Москва «Просвещение»1985.

  15. Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.

  16. Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.

  1. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. -

Сталкер, 1997

  1. Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.

  2. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.

  3. Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996

А также:

http://yandex.ru

http://www.develop-kinder.com

http://www.igraza.ru

http://festival.1september.ru

http://iemcko.narod.ru

http://www.igrovaia.ru

http://www.teafortwo.ru

http://nsportal.ru

http://www.potehechas.ru

http://www.ourgames.ru/

и др.

Методическое обеспечение

  1. Перфокарты

  2. Карточки

  3. Таблицы

  4. Схемы

  5. Игры

  6. Головоломки

  7. Пазлы

  8. Наглядно-иллюстративный материал и др.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой и цветные карандаши, линейка, угольник, тетрадь. А также компьютер, интерактивная доска.

Календарно – тематическое планирование

п/п (кол-во недель)

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

(характеристика деятельности)

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1

2

Старинные системы записи чисел.

1

+ решение задач и ребусов

3

Иероглифическая система

древних египтян.

1

работа

с информацией

презентации

4

Римские цифры.

1

5

Как читать римские цифры?

1

+ решение задач и ребусов

6

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов;

конкурс на лучший

математический ребус

7

Пифагор и его школа.

1

работа

с информацией

презентации,

викторина

8

Бесконечный ряд загадок.

1

конкурс на лучшую

математическую

загадку

9

Архимед.

1

работа

с информацией

презентации

10

Умножение.

1

+ решение задач и ребусов

11

Конкурс знатоков.

1

решение

нестандартных

заданий

12

Деление.

1

+ решение задач и ребусов

13

Делится или не делится.

1

решение задач и

ребусов игровые

логические задачи

14

Решение логических задач.

1

схематическое

изображение задач

решение задач и ребусов

15

Проектная деятельность

«Газета любознательных»

1

конкурс на лучшую

математическую

газету

16

Математический КВН.

1

работа в группах

17

Старинные меры длины.

1

работа

с информацией

презентации

18

Задачи – смекалки.

1

решение задач и

ребусов

в парах

19

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий

повышенной

трудности

20

Экскурсия в компьютерный класс.

1

экскурсия

+ конкурс

рисунков

21

Компьютерные

математические игры

1

решение задач и ребусов на компьютере

22

Время. Часы.

1

работа

с информацией

презентации

23

Математические фокусы

1

решение задач и ребусов

24

Интеллектуальный марафон

1

работа в группах

выполнение

заданий

творческого и

поискового

характера

25

Открытие нуля.

1

+ исследовательская работа «Почему так?»

26

Решение задач и ребусов.

Международная игра «Кенгуру».

1

решение

нестандартных

заданий

27

Денежные знаки.

Игра в «Магазин»

1

работа

с информацией

презентация

+ игра

28

Решение задач повышенной трудности.

1

схематическое

изображение задач

29-30

Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук»

2

работа в группах

31

Задачи с многовариантными решениями.

1

решение заданий

повышенной

трудности

32

Решение задач повышенной трудности.

1

решение заданий

повышенной

трудности

33

Игра

«Смекай, решай, отгадывай».

1

работа в группах:

решение

математических

головоломок,

ребусов и шарад

34

Круглый стол

«Подведём итоги».

1

коллективная

работа

по составлению

отчета

Всего:

14

20

Нормативные документы

Дополнительная образовательная программа кружка «Школа мудрецов» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 216)

  • Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ учреждениях дополнительного образования детей»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

  • Устав МОБУ «Петелинская СОШ»

Автор
Дата добавления 30.01.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров1464
Номер материала 2231
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.