Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

«Рассмотрено» на МО

Учителей начальных классов

Протокол №___________

От_______________2016г.

Руководитель МО__________

/С.И.Арцыбашева/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Охочевская СОШ»

___________/А.Л.Бышкина/

____________2016г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Охочевская СОШ»

___________ Л.Ю.Севостьянова

«Введено в действие»

Приказ №____________

От ______________2016г.

Рабочая программа

по математике

начального общего обучения

4 класс

Нечаусовой Натальи Фёдоровны

учителя начальных классов

(первая квалификационная категория)

Год составления – 2016-2017 гг.

Срок реализации программы – 1 год

Курская область, Щигровский район, д.1-я Семёновка

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);

 -с рабочей программой математика 1- 4 класс (М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М. Просвещение 2012) ФГОС.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют пред­ставления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространст­венных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с про­стейшими чертежными и измерительными приборами.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы начальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Включение в программу элементов алгебраической пропедев­тики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо­собствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автома­тизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понима­ние общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые сущест­вуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравне­ния, противопоставления связанных между собой понятий, дей­ствий и задач, выяснению сходства и различия в рассматривае­мых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сбли­жено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последова­тельным расширением области чисел, позволяет соблюсти необ­ходимую постепенность в нарастании трудности учебного мате­риала и создает хорошие условия для совершенствования фор­мируемых знаний, умений и навыков.

Формирование понятий о натуральном числе и арифметиче­ских действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предме­тов. Такой подход дает возможность использовать ранее накоп­ленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту.

Важнейшей особенностью начального курса математики яв­ляется то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отно­шения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.

При обучении математике важно научить детей само­стоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.

Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), от­резок, ломаная, многоугольники различных видов и их элемен­ты (углы, вершины, стороны), круг, окружность и др.

При формировании представлений о фигурах большое значе­ние придается выполнению практических упражнений, связан­ных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением не­которых свойств изучаемых фигур (например, свойства противо­положных сторон прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометриче­ские фигуры из частей и др.).

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение).

Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых услови­ях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках матема­тики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе прак­тических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

На первых порах обучения важное значение имеет игровая деятельность детей на уроках математики. Дидактические игры и игровые упражнения учитель подбирает по своему усмотрению с учетом реальных условий работы с классом.

В программе сформулированы основные требования к знани­ям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обуче­ния, а для выпускного класса начальной школы - уровень тре­бований, необходимых для преемственной связи с курсом мате­матики в среднем звене школы.

Основные формы работы на уроке:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая.

Основные технологии:

  • Проблемное обучение

  • Игровая технология

  • Объяснительно-иллюстративная.

  • Обучение развитию критического мышления.

  • ИКТ.

Методы обучения:

-словесный

- исследовательский;

- частично – поисковый;

- эвристический;

- ситуационный;

- видеометод;

- учебная дискуссия;

-упражнения;

- практический метод;

- познавательные игры;

- обучающий контроль.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

урока

Вид работы

По теме

12

Вводная диагностическая работа.

Вводная

13

Проверочная работа №1.

Повторение

21

Проверочная работа №2.

Нумерация

23

Математический диктант №1.

Нумерация

24

Контрольная работа №1.

Нумерация

32

Контрольная работа №2.

За 1 четверть

33

Математический диктант №2.

За 1 четверть

39

Проверочная работа №3.

Величины

40

Тест №1.

Проверим себя и оценим свои достижения.

49

Проверочная работа №4.

Сложение и вычитание

52

Контрольная работа №3.

Сложение и вычитание

54

Тест №2.

Проверим себя и оценим свои достижения.

58

Математический диктант №3.

За 2 четверть

60

Промежуточная диагностика (тест).

Проверим себя и проверим свои достижения).

62

Контрольная работа №4.

За 2 четверть

70

Проверочная работа №5.

Умножение и деление на однозначное число

71

Тест №3.

Проверим себя и оценим свои достижения.

72

Контрольная работа №5.

Умножение и деление на однозначное число.

77

Проверочная работа №6.

Скорость. Время. Расстояние.

94

Проверочная работа №7.

Деление на числа, оканчивающиеся нулями.

95

Математический диктант №4.

За 3 четверть

96

Тест №4.

Проверим себя и оценим свои достижения.

98

Контрольная работа №6.

За 3 четверть

109

Математический диктант №5.

Умножение и деление.

119

Проверочная работа №8.

Деление на двузначное число

120

Математический диктант №6.

Умножение и деление.

121

Контрольная работа №7.

Умножение и деление.

128

Контрольная работа №8.

За год

129

Математический диктант №7.

За год

130

Итоговая диагностическая работа.

За год

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые.

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 грубые ошибки.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий; неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».

Нормы оценок

Оценка

Работа, состоящая из примеров

Работа, состоящая из задач

Комбинированная работа

Контрольный устный счёт

«5»

Без ошибок

Без ошибок

Без ошибок

Без ошибок

«4»

1 грубая и 1-2 негрубые ошибки

1-2 негрубые ошибки

1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче

1-2 ошибки

«3»

2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибок

1 грубая и 3-4 негрубые ошибки

2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным

3-4 ошибки

«2»

4 и более грубыхошибок

2 и более грубые ошибки

4 грубые ошибки

Более 4 ошибок

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится по 5 часов в неделю. Курс рассчитан на 170 ч (34 учебных недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;

  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  •  начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

  • уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;

  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные

Учащийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

  • фиксировать  математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;

  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск  необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  •  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

  • ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

 Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;

  • сравнивать  числа и записывать результат сравнения, упорядочивать  заданные числа,  заменять  число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2,  1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а,  0 : а;

  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;

  • различать круг и окружность;

  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;

  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;

  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия(30ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация.Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.

 Величины(20ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (17ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):

  • задачи, решаемые сложением и вычитанием;

  • сложение и вычитание с числом 0;

  • переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;

  • способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

 Числа, которые больше 1000. Умножение и деление(93ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):

  • задачи, решаемые умножением и делением;

  • случаи умножения с числами 1 и 0;

  • деление числа 0 и невозможность деления на 0;

  • переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;

  • рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;

  • взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;

  • способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количествопредметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

  • смысл арифметических действий;

  • нахождение неизвестных компонентов действий;

  • отношения больше, меньше, равно;

  • взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в два – четыре действия;

  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

  • разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

 Итоговое повторение(10ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли.

Решение задач изученных видов

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование разделов и тем по предмету (количество часов)

Дата по плану

Тип урока

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (30ч)

Нумерация. Счёт предметов. Разряды

УПСЗ

2-3

Числовые выра­жения. Порядок выполнения дей­ствий

УР

4-5

Нахождение суммы нескольких слагаемых

УПСЗ

6

Вычитание трёхзначных чисел

УПСЗ

7

Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

УОНЗ

8

Письменное умножение однозначных чисел на многозначные

УОНЗ

9

Приёмы письменного деления

трехзначных чисел на однозначные

УПСЗ

10

Деление трёхзначных чисел на однозначные

УПСЗ

11

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число

УПСЗ

12

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

УПСЗ

13

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм

УОНЗ

14

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Вводная диагностическая работа

УРК

15

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».

Проверочная работа № 1 по теме «Повторение»

УРК

16

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч

УОНЗ

17

Чтение многозначных чисел

УОНЗ

18

Запись многозначных чисел

УОНЗ

19

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

УОНЗ

20

Сравнение многозначных чисел

УПСЗ

21

Увеличение и

уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

УПСЗ

22

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда

УПСЗ

23

Класс миллионов и класс миллиардов

Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация»

УОНЗ

24-25

Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»

УПСЗ

26-27

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант №1

УР

28

Контрольная работа №1 по теме «Нумерация»

УРК

29-30

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

УР

31-32

Величины (20ч)

Единица длины – километр.

Таблица единиц длины

УОНЗ

УР

33

Соотношение между единицами длины

УПСЗ

34

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр

УПСЗ

35

Таблица единиц площади

УПСЗ

36-37

Определение площади с помощью палетки

УОНЗ

38

Масса. Единицы массы: центнер, тонна

УОНЗ

39

Таблица единиц массы

УПСЗ

40

Контрольная работа № 2

УРК

41

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Математический диктант № 2.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

УР

42

Время. Единицы времени: год, месяц, неделя

УР

43

Единица времени – сутки

УПСЗ

44-45

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события

УОНЗ

46

Единица времени – секунда

УОНЗ

47

Единица времени – век

УОНЗ

48-

49

Таблица единиц времени.

Проверочная работа № 3 по теме «Величины»

УПСЗ

50

Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

УРК

51-52

Сложение и вычитание (17ч)

Устные и письменные приёмы вычислений

УР

53-54

Приём письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 – 18032

УОНЗ

55

Нахождение неизвестного слагаемого

УПСЗ

56-57

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

УПСЗ

58

Нахождение нескольких долей целого

УПСЗ

59

Нахождение нескольких долей целого

УПСЗ

60-61

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий

УПСЗ

62-63

Сложение и вычитание значений величин

УПСЗ

64

65

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»

УПСЗ

66

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание»

УРК

67

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера

УР

68

Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

УРК

69

Умножение и деление (93ч)

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1

УОНЗ

70

Письменное умножение многозначного числа на однозначное

УПСЗ

71

72

Контрольная работа № 4

Умножение на 0 и 1

УПСЗ

73

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Математический диктант №3

УПСЗ

74

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

УОНЗ

75-

76

Деление многозначного числа на однозначное.

Промежуточная диагностика

УПСЗ

УРК

77

Письменное деление многозначного числа на однозначное

УПСЗ

78

Письменное деление многозначного числа на однозначное

УРК

79

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

УПСЗ

80

Письменное деление многозначного числа на однозначное

УПСЗ

81

Решение задач на пропорциональное деление.

УПСЗ

82

Письменное деление многозначного числа на однозначное

УПСЗ

83

Решение задач на пропорциональное деление

УПСЗ

84

85

Деление многозначного числа на однозначное

Решение задач на пропорциональное деление

УПСЗ

86-

87

Проверочная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» Деление многозначного числа на однозначное.

УПСЗ

УРК

88-

89

Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

УРК

90

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»

УРК

91

92

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Решение текстовых задач

УР

93

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости

УПСЗ

94

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

УПСЗ

95

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние

УПСЗ

96-97

Решение задач на движение.

Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Расстояние»

УР

98

Умножение числа на произведение

УПСЗ

99

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

УПСЗ

100

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

УПСЗ

101-

102

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

УПСЗ

103

Решение задач на одновременное встречное движение

УПСЗ

104

Перестановка и группировка множителей

УПСЗ

105-

106

107

108

109

110

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

Решение задач на движение.

Проверочная работа по теме «Письменное умножение»

Контрольная работа№6 по теме «Письменное умножение»

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

УР

УРК

УПСЗ

УРК

УРК

УПСЗ

111

Деление числа на произведение

УОНЗ

112

Деление числа на произведение

УПСЗ

113

Деление с остатком на 10, 100, 1 000

УПСЗ

114

Составление и решение задач, обратных данной

УПСЗ

115-116

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

УПСЗ

117

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

УПСЗ

118

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

УПСЗ

119

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

УПСЗ

120

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях

УПСЗ

121

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями»

УПСЗ

122

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант №4

УР

123

Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов

УРК

124

Проект: «Математика вокруг нас»

УР

125

Контрольная работа № 6 за 3 четверть

УРК

126

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Умножение числа на сумму

УР

127

Умножение числа на сумму

УОНЗ

128

Письменное умножение многозначного числа на двузначное

УОНЗ

129

Письменное умножение многозначного числа на двузначное

УПСЗ

130

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

УПСЗ

131-132

Решение текстовых задач

УПСЗ

133

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное

УОНЗ

134

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное

УПСЗ

135

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное

УПСЗ

136

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное

УР

137

138

139

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант № 5

Контрольная работа №7 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число.»

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

УР

УРК

УРК

140-141

Письменное деление многозначного числа на двузначное

УОНЗ

УПСЗ

142

Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком

УОНЗ

143

Письменное деление многозначного числа на двузначное

УОНЗ

144

Деление многозначного числа на двузначное по плану

УПСЗ

145

Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры

УПСЗ

146

Деление многозначного числа на двузначное

УПСЗ

147

Решение задач

УР

148

Письменное деление на двузначное число (закрепление)

УПСЗ

149

Деление на двузначное число,

когда в частном есть нули

УПСЗ

150

Письменное деление на двузначное число (закрепление).

Проверочная работа № 8 по теме «Деление на двузначное число»

УПСЗ

151

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант №6

УР

152

Контрольная работа № 8по теме «Умножение и деление»

УРК

153

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное

УР

154

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное.

УПСЗ.

155

Деление на трёхзначное число

УПСЗ

156

Проверка умножения делением и деления умножением

УПСЗ

157

Проверка деления с остатком

УПСЗ

158

Проверка деления

УР

159

Контрольная работа № 9

УРК

160

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант № 7

УР

161

Итоговое повторение (10ч)

Итоговая диагностическая работа

УРК

162

Нумерация. Выражения и уравнения

УПСЗ

163

Арифметические действия

УПСЗ

164-165

Порядок выполнения действий.

Итоговая комплексная работа

УПСЗ

УРК

166-167

Величины

Административная контрольная работа за год

УПСЗ

УРК

168

Геометрические фигуры.

УПСЗ

169-170

Решение задач

УР

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы

Основной:

1. Учебники.

«Математика» 4 класс Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, В. Г. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Часть1 и 2, Москва «Просвещение» 2014 год.

2. Рабочие тетради по математике 4 класс №1 и №2.

М. И. Моро, М. А. Бантова ,издательство«Просвещение», 2014 год.

3. Проверочные работы. Математика 3 класс. С. И. Волкова.Издательство «Просвещение» 2014 год.

4. Рабочие программы. Начальная школа .3 класс УМК «Школа России», издательство «Планета», 2014. Авт.-сост.М. В. Буряк, под ред. Е. С. Галанжиной.

5. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 4 класс. Сост. Т. Н. Ситникова.- М.: Вако.

6. Математика. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителя. С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г, В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 2014год.

ЭОР:

Презентации по темам уроков (сайты учителей начальной школы, училка ком, прошколу точка ру, завучинфо, методисты, и др.)

Тематические видеоролики

Детские тематические презентации

Модем для выхода в Интернет и работе онлайн

Дополнительной:

Истомина Н,Б. Учимся решать комбинаторные задачи. Смоленск Ассоциация 21 век.2011

Истомина Н.Б. Учимся решать логические задачи. Смоленск Ассоциация 21 век. 2011

Петракова О.Ю. От маленьких проблем к большим трудностям Курск ИПКиПРО 2002

Рудницкая В.Н. Тесты по математике1-4классы.М. Экзамен2012г

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в  2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.

Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.

Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. 1 – 4 классы. /Методические указания. Нормативные документы. Классификация ошибок и недочётов. Сложные случаи в вопросах и ответах./ - М.:ВАКО, 2010. – 128 с.

Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А. и др.. Математика, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

Методическое пособие для учителя: Цыкина Н.А.  Поурочные разработки по математике. 4 класс. - Волгоград: Учитель. 2006. – 299 с.

Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 347 с. Сборник рабочих программ к УМК «Школа России»

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А.Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2013.

В.Н.Рудницкая Контрольные работы по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3к. в 2 частях», М: Издательство «Экзамен», 2013г.

Устный счет в начальной школе / Сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.: Просвещение 2010..

Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011

Разрезной счетный материал по математике.

Комплект таблиц для начальной школы по математик

Демонстрационная линейка.

Демонстрационный чертежный треугольник.

Шкафы

Столы ученические

Стулья ученические

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Нумерация

Знать:

— названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

— как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в од­ной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

Уметь:

— читать, записывать и сравнивать числа в пределах мил­лиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

— представлять любое трехзначное число в виде суммы раз­рядных слагаемых.

Арифметические действия

Понимать конкретный смысл каждого арифметического дей­ствия.

Знать:

— названия и обозначения арифметических действий, назва­ния компонентов и результата каждого действия;

— связь между компонентами и результатом каждого дей­ствия;

— правила о порядке выполнения действий в числовых вы­ражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

— таблицу сложения и умножения однозначных чисел и со­ответствующие случаи вычитания и деления.

Уметь:

— записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

— находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-k, b:2; a±b, c-d, k'.n при заданных числовых зна­чениях входящих в них букв; — выполнять устные вычисления в пределах 100 и с больши­ми числами в случаях, сводимых к действиям в преде­лах 100;

— выполнять письменные вычисления (сложение и вычита­ние многозначных чисел, умножение и деление многознач­ных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

— решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х =1450, x*12 = 2400, х : 5 = 420,

600 : x = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами дей­ствий;

— решать задачи в 1—3 действия.

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Знать:

— единицы названных величин, общепринятые их обозначе­ния, соотношения между единицами каждой из этих ве­личин;

— связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движе­нии и др.

Уметь:

— находить длину отрезка, ломаной, периметр многоуголь­ника, в том числе прямоугольника (квадрата);

— находить площадь прямоугольника (квадрата), зная дли­ны его сторон;

— узнавать время по часам;

— выполнять арифметические действия с величинами (сло­жение и вычитание значений величин, умножение и деле­ние значений величин на однозначное число);

— применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Знать:

— виды углов: прямой, острый, тупой;

— определение прямоугольника (квадрата);

— свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

— строить заданный отрезок;

— строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Автор
Дата добавления 21.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров786
Номер материала 2897
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.