Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа по математике 1 класс УМК «Школа 21 века»под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Рабочая программа по математике 1 класс УМК «Школа 21 века»под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

Рудницкая, В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана - Граф

Кочурова Е.Э Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся

общеобразовательных учреждений Издание второе, переработанное – М.: Вентана - Граф

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс математики 1 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися

мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых

результатов решения учебных задач;

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

Содержание курса

Множества предметов.

Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов

Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия: какой-нибудь, любой, каждый, все, не все, некоторые.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

  • распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);

  • сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов).

Число и счет

Число и цифра. Названия, и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

Шкала линейки, микрокалькулятор.

Число предметов в множестве.

Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, больше на.., меньше на.. .

Универсальные учебные действия:

  • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

  • сравнивать числа;

  • упорядочивать данное множество чисел.

Арифметические действия с числами и их свойства

Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : .

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.

Деление с остатком.

Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.

Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).

Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.

Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.

Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

  • прогнозировать результаты вычислений;

  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

  • оценивать правильность предъявленных вычислений;

  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

  • анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

Величины

Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.

Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.

Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление.

Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч).

Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать значения однородных величин;

  • упорядочивать данные значения величины;

  • устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Работа с текстовыми задачами

Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.

Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.

Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.

Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).

Универсальные учебные действия:

  • моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

  • планировать ход решения задачи;

  • анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

  • прогнозировать результат решения;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;

  • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

  • наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.

Геометрические понятия

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).

Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).

Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.

Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

  • различать геометрические фигуры;

  • характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

  • конструировать указанную фигуру из частей;

  • классифицировать треугольники;

  • распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.

Логико-математическая подготовка

Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.

Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.

Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.

Универсальные учебные действия:

  • определять истинность несложных утверждений;

  • приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

  • конструировать алгоритм решения логической задачи;

  • делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

  • конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

  • анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

  • актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).

Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).

Простейшие графики. Считывание информации.

Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.

Универсальные учебные действия:

  • собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

  • переводить информацию из текстовой формы в табличную.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение математики в 1 классе отводится 132 часов (по 4 часа в неделю).

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Программа содержит пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; ценностные ориентиры учебного предмета; основное содержание курса с примерным распределением учебных часов; результаты освоения учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 года обучения.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  1. Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера);

  2. Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  3. Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

- интерактивные технологии

-метод сотрудничества

-методики проектирования

- дифференцированный подход

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения учащихся являются

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами

ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и

умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной

деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизованности;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного

сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в

коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение,

анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее

эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с

моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических

средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно

действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных

коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного

воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания

и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их

количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических

действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых

выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике

величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики,

последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и

интерпретировать данные.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧ-СЯ К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. К концу обучения научится:

называть:

— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

различать:

— число и цифру;

— знаки арифметических действий;

— круг и шар, квадрат и куб;

— многоугольники по числу сторон (углов);

— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

— числа в пределах 20, записанные цифрами;

— записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5  2 = 10, 9 : 3 = 3;

сравнивать

— предметы с целью выявления в них сходства и различий;

— предметы по размерам (больше, меньше);

— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

— данные значения длины;

— отрезки по длине;

воспроизводить:

— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

— результаты табличного вычитания однозначных чисел;

— способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

— геометрические фигуры;

моделировать:

— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

— расположение предметов на плоскости и в пространстве;

— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

— предметы (по высоте, длине, ширине);

— отрезки в соответствии с их длинами;

— числа (в порядке увеличения или уменьшения);

конструировать:

— алгоритм решения задачи;

— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

оценивать:

— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

— измерять длину отрезка с помощью линейки;

— изображать отрезок заданной длины;

— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

К концу обучения ученик может научиться:

сравнивать:

— разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

воспроизводить:

— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

— определять основание классификации;

обосновывать:

— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

контролировать деятельность:

— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

решать учебные и практические задачи:

— преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

— использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

— выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

— составлять фигуры из частей;

— разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

— изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

— находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

— определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

— представлять заданную информацию в виде таблицы;

— выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

НЕУСПЕВАЮЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:

-Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребёнка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).

-Включать детей в индивидуально-групповую работу. Чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие и проверочные упражнения, творческие упражнения, творческие задания с возможностью выбора.

-Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».

-Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.

-Опрашивая слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться на уроке.

-Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, не запрещать подглядывать в наглядные пособия. Эффективно приучить их делать предварительные записи.

-Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.

-Систематически проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.

-Во время общения с отстающим ребёнком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.

-На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.

ОДАРЁННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Работу с одарёнными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на уроках соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

Работая с одарёнными детьми на уроках, необходимо организовать и активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию обучающихся, необходимо предлагать им, проблемные вопросы и задания, заставляющие активно работать мысль, стимулировать познавательную потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то изучать. Нужно учесть, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ.

Можно проводить такие задания:

- на нахождение закономерностей

-на конструирование

- на нахождение аналогий

- на нахождения соответствий и ассоциаций

-на классификацию

-направленные на развитие речи и воображения .

Таким образом, виды деятельности по развитию одарённости довольно разнообразны и хорошо, если они будут сочетаться между собой.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Название разделов

Количество часов

Количество

к/р

1

Множества предметов.

5

2

Число и счёт.

58

Тесты.

3

Арифметические действия.

12

4

Свойства сложения и вычитания.

47

5

Осевая симметрия.

7

Контрольная работа по пройденному материалу.

6

Резервные уроки

7

Всего:

136 ч

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Название разделов, тем уроков, количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

план

факт

Подготовительный период – 58 ч

Множества предметов.

Отношения между предметами и множествами предметов -3 ч

I ч – 28 ч

1

7.09.

Вводный урок. Сравнение предметов по их свойствам.

Выявление сходства и различия в предметах.

Введение понятия «столько, сколько». Обозначение каждого персонажа (предмета) на рисунке фишкой.

Классификация элементов множества. Выделение элементов множества. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

2

8.09.

Сравнение предметов по размеру. Пространственные представления: слева направо, справа налево.

Составление предложений по рисункам с использованием слов выше, ниже, толще, тоньше.

Сравнение предметов по длине, высоте, толщине.

Сравнение геометрических фигур с использованием слов форма, цвет, размер.

Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование).

Различение понятий: слева направо, справа налево.

Выделение элементов множества, пересчёт предметов.

Различение понятий: перед, за, между.

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

3

9.09.

Диагностическая работа.

Работа с информацией – 3ч

4

11.09.

Пространственные отношения между предметами. Знакомство с таблицей.

Различение понятий: строка, столбец, слева вверху, справа внизу.

Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование).

Уточнение пространственного расположения предметов.

5

14.09.

Расположение на плоскости групп предметов.

Различение понятий внутри, вне. Расположение предметов внутри и вне «кольца».

Работа по различению понятий: «слева направо», «справа налево».

Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование).

Число и счет – 4 ч

6

15.09.

Числа и цифры. Счет в пределах 10.

Письмо цифры 1.

Знакомство с числами и цифрами от 1 до 5. Установление соответствия: множество предметов (фишек) – число; число – множество предметов (фишек)

Написание цифры 1.

Поиск чисел на шкале линейки. Различение понятий «длиннее», «короче».

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

7

16.09.

Счет от 1 до 10. Письмо цифры 2.

Знакомство с числами и цифрами от 6 до 9. Установление соответствия: множество предметов – число.

Поиск чисел на шкале линейки. Различение понятий «левее», «правее».

Написание цифры 2.

Счет в пределах 9.

Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование).

Наблюдать закономерность числовой последовательности.

8

18.09.

Составление фигур из частей квадрата.

Письмо цифр 1 и 2.

Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм».

Расположение цифр «внутри» и «вне» замкнутой линии.

Проведение линии от заданной точки по указанному маршруту.

Написание цифр 1, 2.

Уточнение понятий внутри, вне «кольца».

Оценивать правильность составления числовой последовательности

9

21.09.

Подготовка к сложению. Объединение множеств. Письмо цифры 3.

Объединение множеств. Составление записей, соответствующих схеме (устно):

и

это

Состав каждого из чисел: 2, 3, 4, 5.

Дополнение записей вида:  и  это 4, в соответствии с рисунком. Построение модели: рисование фишек.

Проведение линий от точки по образцу; по заданному алгоритму.

Написание цифры 3.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Расположение чисел на шкале линейки. Называние чисел в заданном порядке.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 2 ч

10

22.09.

Геометрические фигуры. Нахождение заданных фигур. Письмо цифр 1,2,3.

Развитие геометрической наблюдательности: сравнение целого (четырёхугольника) и его частей (треугольников).

Моделирование (с помощью фишек) ситуации сформулированной устно; установление соответствия между рисунком и моделью. Построение модели (рисование фишек).

Написание цифр 1, 2, 3. Проверка выполненной части задания.

Сравнивать геометрические фигуры.

Моделировать ситуацию с помощью фишек.

11

23.09.

Вправо. Влево. Письмо цифры 4. Движение по шкале линейки.

Использование шкалы линейки для порядкового счета. Переход от одного числа к другому при «движении» по линейке вправо (влево): «шаг» вправо (влево). Составление предложений с использованием слов «вправо», «влево».

Моделирование состава числа 6. Построение модели и заполнение схемы:  и  это 6.

Описание расположения предметов в конструкции (с использованием слов выше/ниже по заданному плану).

Число и счет – 3 ч

12

25.09.

Подготовка к вычитанию.

Письмо цифр 1,2,3,4.

Выделение из множества его подмножеств. Удаление части множества. Составление (устно) записей, соответствующих схеме:

без

это

Установление соответствия между рисунком и записью: 6 без 2 это .

Дополнение записей вида в соответствии с рисунком. Дополнение модели (зачеркивание фишек) в ситуации удаления части множества.

Проверка правильности выполнения задания.

Написание цифр 1, 2, 3, 4.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

13

28.09.

Сравнение элементов по их численности.

Больше. Меньше.

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств. Ориентировка в понятиях: «больше», «меньше», «поровну».

Выбор и составление модели (с помощью фишек) к данной сюжетной ситуации. Сравнение моделей.

Написание цифры 5. Копирование заданного изображения (цифры 5) на клетчатой части листа.

14

29.09.

Сравнение способом сопоставления пар из элементов двух множеств.

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировка вывода

«… на  больше, чем …», «…на  меньше, чем …» Составление вопросов со словами «на сколько».

Построение моделей (рисование фишек) к ситуации увеличения (уменьшения) числа элементов множества. Сравнение множеств. Дополнение записей результатов сравнения.

Написание цифры 6.

Обоснование выбора модели, соответствующей заданной ситуации.

Работа с текстовыми задачами – 2 ч

15

30.09.

Подготовка к решению задач.

Моделирование сюжетной ситуации.

Моделирование сюжетной ситуации. Установление соответствия между: рисунком и моделью; рисунком и схемой. Использование фишек при ответе на вопрос.

Соотнесение записей и рисунков.

Установление закономерности записи цифр в каждой строке и написание цифр в соответствии с выявленной закономерностью.

16

2.10.

Подготовка к решению задач на сложение.

Письмо цифры 7.

Моделирование ситуации, сформулированной устно. Установление соответствия между текстом и моделью. Выбор способа дополнения модели (раскрашивание, зачёркивание и др.).

Моделирование (с помощью фишек) состава числа 8. Заполнение числами схемы: 8 это  и .

Сравнение двух множеств и формулировка вывода «… на  больше (меньше), чем …».

Написание цифры 7.

Арифметические действия и их свойства – 2 ч

17

5.10.

Сложение чисел .

Знак сложения «+»

Сложение чисел. Запись вида

+

=

соответствующая схеме

и

это

Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом.

Тренировка в написании изученных цифр. Установление закономерности в записи цифр и продолжение работы в соответствии с выявленной закономерностью.

Работа с обратной «машиной»: обнаружение фигур, которые были введены в «машину».

18

6.10.

Вычитание чисел.

Письмо цифры 8.

Вычитание чисел. Запись вида

=

соответствующая схеме

без

это

Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом. Установление соответствия между рисунком и схемой  -  = .

Написание цифры 8.

Составление вопроса со словами «На сколько…?» к предметной ситуации.

Число и счет – 2 ч

19

7.10.

Числа и цифры. Письмо цифры 9.

Число. Цифра. Различение числа и цифры.

Написание цифры 9 и других цифр в соответствии с заданием.

Моделирование (с помощью фишек) состава числа 9.

Установление соответствия: рисунок – схема; рисунок – модель. Обоснование выбора арифметического действия и схемы:  –  =  или  +  = .

Составление предложений вида: «Если …, то …».

20

9.10.

Число и цифра 0.

Знакомство с числом и цифрой 0. Сравнение изученных чисел с нулем (без оформления записи).

Написание цифры 0.

Составление вопросов со словом «Сколько?» по рисунку. Работа с записями вида: 3 и 0 это 3.

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировкой вывода «… на  больше, чем …», «…на  меньше, чем …».

Величины – 2 ч

21

12.10.

Единица измерения длины – сантиметр.

Знакомство с единицей длины – сантиметром. План (алгоритм) измерения длины отрезка. Измерение длин предметов и отрезков с помощью линейки; запись результатов.

Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка).

22

13.10.

Измерение длины отрезков с помощью линейки .

Проверка правильности выполнения измерения длины. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков).

Вычерчивание отрезка заданной длины.

Выполнение записей, соответствующих моделям.

Описание результата сравнения с помощью слов выше и ниже.

Число и счет – 3 ч

23

14.10.

Увеличение и уменьшение числа

на 1

Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на…». Уточнение смысла выражения: «больше (меньше) на 1».

Разные способы получения результата арифметического действия.

Моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 1.

Отработка результатов увеличения и уменьшения числа на 1.

24

16.10.

Увеличение и уменьшение числа

на 2

Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на …». Уточнение смысла выражения «больше (меньше) на 2».

Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели; использование линейки).

Составление и чтение записей вида: «К пяти прибавить два получится семь»; «Из пяти вычесть два получится три».

Моделирование (с помощью фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2.

Прибавление и вычитание числа 2: выбор способа получения результата (составление модели; использование линейки), запись действий.

Обоснование выбора арифметического действия и схемы:  –  =  или  +  = , соответствующих рисунку.

Различение числа и цифры.

Анализ записей вида: 3  2 = 5 и выбор знака + или – .

25

19.10.

Число 10 и его запись цифрами.

Моделирование (с помощью фишек) состава числа 10. Заполнение числами схемы:  и  это 10.

Расположение числа 10 на шкале линейки. Сравнение с числом 10. Поиск пропущенного числа на основе состава числа 10.

Запись числа 10. Дополнение модели состава числа 10 (рисование фишек) и запись решения.

Установление соответствия между арифметическим действием и набором объектов на рисунке.

Прибавление и вычитание чисел 1, 2. Сравнение результатов.

Величины – 1 ч

26

20.10.

Единица длины – дециметр. Математический диктант №1.

Единица длины – дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах. Сравнение длины отрезка с дециметром (больше (меньше), чем дециметр).

Сравнение длины предметов «на глаз», проверка с помощью измерения. Вычерчивание отрезка длиной 1 дм (по пунктирной линии и без неё).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 1 ч

27

21.10.

Знакомство с многоугольниками.

Обобщение представлений о многоугольнике. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.).

Работа с набором «Цветные фигуры» (Приложение к учебнику): классификация геометрических фигур.

Анализ образца и выполнение задания по образцу: закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур

Работа с текстовыми задачами – 3 ч

28

23.10.

Знакомство с задачей. Условие и вопрос задачи.

Рассмотрение условия и вопроса как обязательных элементов задачи.

Дополнение текста до задачи.

Поиск правила (закономерности) в составлении ряда чисел, в заполнении таблицы.

Работа по заданному правилу. Установление соответствия.

Работа с моделями.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник)

II ч – 33 ч

29

2.11.

Решение задач.

Установление последовательности учебных действий для ответа на вопрос задачи.

Обнаружение задачи по ее основным элементам. Решение задачи по алгоритму.

Установление соответствия:

- между задачей и ее решением, записанным с помощью равенства;

- между рисунком и вопросом к нему;

- между предметом и его высотой, измеренной в сантиметрах.

30

3.11.

Решение задач. Выбор задачи, соответствующей решению.

Решение задачи по алгоритму.

Составление вопроса в соответствии с записью (числовым выражением) и сюжетной ситуацией.

Выбор задачи, соответствующей схеме решения. Решение задачи с опорой на рисунок.

Сравнение чисел разными способами (с использованием шкалы линейки, на основе счета).

Составление записи равенства по правилу.

Число и счет - 2 ч

31

6.11.

Чтение и запись чисел от 11 до 20.

Образование чисел от 11 до 20; их чтение и запись.

Десятичный состав каждого из чисел второго десятка. Дополнение записи «10 и  это » по рисунку.

Упорядочивание чисел, упорядочивание записей числовых выражений.

Составление вопросов по рисункам со словами «сколько», «на сколько». Составление записей для ответов на вопросы «Сколько…?», «На сколько …?».

Планирование решения задачи.

32

9.11.

Счёт в пределах 20.

Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка.

Действия с числами. Упорядочивание чисел и записей (числовых выражений).

Формулирование, выбор верной формулировки результата сравнения (… на  больше (меньше), чем … ).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 1 ч

33

10.11.

Единица измерения длины – дециметр, сантиметр.

Называние длины отрезка в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме:
 см =  дм  см. Сравнение длин предметов «на глаз» и с помощью измерения.

Поиск ошибок в записи результатов измерения.

Установление соответствия: деталь из 3-5 клеток и её место на клетчатой части листа.

Работа с текстовыми задачами – 1 ч

34

11.11.

Составление задач.

Дополнение условия задачи по рисунку.

Составление задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к схеме).

Упорядочивание чисел в пределах 20.

Формулирование задания, связанного с измерением.

Число и счет – 1 ч

35

13.11.

Числа от 1 до 20.

Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка.

Действия с числами. Упорядочивание чисел и записей (числовых выражений).

Формулирование, выбор верной формулировки результата сравнения (… на  больше (меньше), чем … ).

Арифметические действия и их свойства – 2 ч

36

16.11.

Знакомство с умножением.

Разные способы нахождения результата сложения равных чисел. Чтение записей (числовых равенств) по образцу.

Составление задач.

Анализ образца выполнения задания, чтение записи арифметического действия по образцу. Работа по инструкции при решении задачи.

Сложение равных чисел. Заполнение схемы «по  взять  раза – это ».

Установление соответствия между рисунком и моделью, иллюстрирующей действие умножения.

Закрепление десятичного состава чисел второго десятка. Действия с числами.

37

17.11.

Введение знака для обозначения действия умножения.

Составление задачи по модели, схеме ее решения (с опорой на рисунок). Дополнение условия задачи подходящими числовыми данными.

Решение текстовых задач.

Арифметические действия с числами в пределах 10.

Поиск ошибок в вычислениях.

Работа с текстовыми задачами – 1 ч

38

18.11.

Составление и решение задач.

Задачи на увеличение числа (на несколько единиц).

Решение задач.

Сравнение и упорядочение чисел.

Выполнение действий с числом 10.

Проверка выполнения условия задачи на рисунке.

Число и счет – 1 ч

39

20.11.

Числа второго десятка.

Моделирование состава чисел 9 и 10 с учетом дополнительного условия.

Десятичный состав чисел от 11 до 19.

Сравнение записей арифметических действий.

Разные способы счета (в ситуации сложения равных чисел).

Арифметические действия и их свойства – 2 ч

40

23.11.

Знакомство с умножением.

Разные способы нахождения результата сложения равных чисел. Чтение записей (числовых равенств) по образцу.

Составление задач.

Анализ образца выполнения задания, чтение записи арифметического действия по образцу. Работа по инструкции при решении задачи.

Сложение равных чисел. Заполнение схемы «по  взять  раза – это ».

Установление соответствия между рисунком и моделью, иллюстрирующей действие умножения.

Закрепление десятичного состава чисел второго десятка. Действия с числами.

41

24.11.

Умножение чисел. Решение задач.

Составление задачи по модели, схеме ее решения (с опорой на рисунок). Дополнение условия задачи подходящими числовыми данными.

Решение текстовых задач.

Арифметические действия с числами в пределах 10.

Поиск ошибок в вычислениях.

Работа с текстовыми задачами – 3 ч

42

25.11.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

Задачи на увеличение числа (на несколько единиц).

Решение задач.

Сравнение и упорядочение чисел.

Выполнение действий с числом 10.

Проверка выполнения условия задачи на рисунке.

43

27.11.

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

Задачи на уменьшение числа (на несколько единиц).

Решение задач.

Дополнение текста задачи.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Последовательность действий при выполнении задания. Проверка правильности решения. Поиск ответа на вопрос «Верно ли, что…?». Объяснение ответа (разными способами).

Решение задач.

Проверка правильности выполнения задания. Поиск и объяснение ошибки.

Составление задания на вычисление.

44

30.11.

Сравнение чисел, отрезков. Решение задач. Верно или неверно.

Поиск ответа на вопрос «Верно ли, что…?». Объяснение ответа (разными способами).

Решение задач.

Проверка правильности выполнения задания. Поиск и объяснение ошибки.

Составление задания на вычисление.

Арифметические действия и их свойства – 5 ч

45

1.12.

Подготовка к выполнению деления.

Разбиение множества на равновеликие множества. Комментирование процесса разложения числа предметов (фишек) на несколько равных частей.

Комментирование практических ситуаций «деления».

Составление задачи по модели и схеме решения. Дополнение условия и вопроса задачи.

Установление соответствия между предложением и арифметическим действием (сложение, вычитание). Дополнение числа до десяти.

46

2.12

Знакомство с делением. Деление на равные части.

Знакомство с делением. Последовательность учебных действий при выполнении деления.

Составление записи вида:

:

=

Решение задач.

47

4.12.

Деление чисел на равные части.

Выполнение деления.

Установление соответствия между моделью действия деления и записью действия.

Различение ситуаций, требующих выполнения действия умножения, действия деления.

48

7.12.

Сравнение результатов арифметических действий.

Разные способы сравнения.

Использование разных приемов записи результата сравнения.

Составление и решение задач.

Работа по предложенной и самостоятельно составленной инструкции.

Выполнение действий с числами.

49

8.12.

Работа с числами второго десятка.

Составление инструкции и работа по инструкции (с помощью «машины») в ситуации увеличения (уменьшения) числа на несколько единиц.

Составление задачи по рисунку, решению и ответу.

Выполнение сложения и вычитания чисел.

Выполнение заданий и решение задач разными способами.

Работа с текстовыми задачами – 1ч

50

9.12.

Решение задач.

Сравнение множеств. Ответ на вопрос «На сколько больше…?» («На сколько меньше…?»). Получение ответа с использованием моделирования ситуаций.

Составление и решение задач на разностное сравнение.

Планирование решения задачи.

Число и счет – 3 ч

51

11.12.

Сложение и вычитание чисел.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Упорядочивание чисел в пределах 20.

Обнаружение задач, которые решаются сложением (вычитанием). Обоснование выбора действия.

Установление соответствия между текстом задачи и рисунком. Дополнение текста до задачи. Сравнение и классификация записей (числовых выражений).

Решение задач.

52

14.12.

Составление примеров на сложение вычитание.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Упорядочивание чисел в пределах 20.

Обнаружение задач, которые решаются сложением (вычитанием). Обоснование выбора действия.

Установление соответствия между текстом задачи и рисунком. Дополнение текста до задачи. Сравнение и классификация записей (числовых выражений).

Решение задач.

53

15.12.

Умножение и деление чисел.

Различение арифметических действий. Чтение и запись числовых выражений.

Действия с числами.

Установление соответствия между задачей и ее решением, между задачей и моделью. Составление и решение задач.

Анализ образца выполнения задания.

Работа с текстовыми задачами – 5 ч

54

16.12.

Решение задач разными способами.

Разные способы сравнения числовых выражений, вычислений.

Разные способы решения задач.

Обнаружение и исправление ошибки в вычислении.

55

18.12.

Решение задач разными способами. Перестановка чисел при сложении.

Движение по шкале линейки влево и вправо для иллюстраций свойств сложения и вычитания.

56

21.12.

Перестановка чисел при сложении.

Движение по шкале линейки влево и вправо для иллюстраций свойств сложения и вычитания.

57

22.12.

Промежуточная диагностическая работа. Математический диктант №2.

Движение по шкале линейки влево и вправо для иллюстраций свойств сложения и вычитания.

58

23.12.

Работа над ошибками. Закрепление темы.

Движение по шкале линейки влево и вправо для иллюстраций свойств сложения и вычитания.

Свойства сложения и вычитания – 12 ч

59

25.12.

Шар. Куб.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Исследовать (конструировать) модели геометрических фигур.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами.

Сравнивать геометрические фигуры по форме

60

28.12.

Шар. Куб.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.

61

29.12.

Сложение чисел с нулём.

Движение по шкале линейки влево и вправо для иллюстраций свойств сложения и вычитания.

III ч- 37 ч

62

11.01.

Сложение с числом 0.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения).

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Понимать, что сложение и вычитание обладают определенными свойствами: сложение всегда выполнимо; складывать числа можно в любом порядке; вычитание на множестве натуральных чисел не всегда выполнимо; число не изменится, если к нему прибавить или из него вычесть 0.

Уметь применять свойства действий при вычислениях

63

12.01.

Свойства вычитания.

Движение по шкале линейки влево и вправо для иллюстраций свойств сложения и вычитания

64

13.01.

Свойства вычитания.

Движение по шкале линейки влево и вправо для иллюстраций свойств сложения и вычитания

65

15.01.

Вычитание нуля.

Число не изменится, если к нему прибавить или из него вычесть 0.

Уметь применять свойства действий при вычислениях

66

18.01.

Деление на группы по несколько предметов.

Выполнение с помощью фишек деления по содержанию.

67

19.01.

Деление на группы по несколько предметов.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Моделировать учебную ситуацию: выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач, записывать решение задачи

68

20.01.

Сложение с числом 10.

Отработка знания десятичного состава чисел второго десятка.

Движение по шкале от числа 10 вправо. Представление чисел второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых.

69

22.01.

Сложение с числом 10.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Уметь прибавлять любое однозначное число к 10 числа

Представлять числа второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых

70

25.01.

Закрепление темы: «Сложение и вычитание». Математический диктант №3.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия.

Сложение и вычитание в пределах 10 – 23 ч

71

26.01.

Прибавление и вычитание числа 1.

Первый этап: называние одного, двух, трех и четырех предыдущих чисел; выполнение движений по шкале линейки влево или вправо от данного числа на 1 или 2 единицы.

72

27.01.

Прибавление и вычитание числа 1.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

73

29.01.

Прибавление числа 2.

Второй этап: прибавление

( вычитание) числа по частям, представляя его в виде суммы двух чисел разными способами.

74

1.02.

Прибавление числа 2.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

75

2.02.

Вычитание числа 2.

Составлять алгоритм выполнения задания при нахождении значения числового выражения.

76

3.02.

Вычитание числа 2.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

77

5.02.

Прибавление числа 3.

Второй этап: прибавление

( вычитание) числа по частям, представляя его в виде суммы двух чисел разными способами.

78

15.02.

Прибавление числа 3.

Составлять алгоритм выполнения задания при нахождении значения числового выражения.

79

16.02.

Вычитание числа 3.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

80

17.02.

Вычитание числа 3.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

81

19.02.

Прибавление числа 4.

Первый этап: называние одного, двух, трех и четырех предыдущих чисел; выполнение движений по шкале линейки влево или вправо от данного числа на 1 или 2 единицы.

82

22.02.

Прибавление числа 4.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия.

83

24.02.

Вычитание числа 4.

Второй этап: прибавление

( вычитание) числа по частям, представляя его в виде суммы двух чисел разными способами.

84

26.02.

Вычитание числа 4.

Знать состав чисел 2 - 6. Уметь прибавлять и вычитать числа 2 - 6 по частям.

Знать наизусть результаты сложения двух однозначных чисел, одно из которых 2, 3, 4, 5 и 6.

85

29.02.

Вычитание числа 4.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия.

86

1.03.

Прибавление и вычитание числа 5.

Первый этап: называние одного, двух, трех и четырех предыдущих чисел; выполнение движений по шкале линейки влево или вправо от данного числа на 1 или 2 единицы.

87

2.03.

Прибавление и вычитание числа 5.

Второй этап: прибавление

( вычитание) числа по частям, представляя его в виде суммы двух чисел разными способами.

88

4.03.

Прибавление и вычитание числа 5

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия.

89

7.03.

Прибавление и вычитание числа 6.

Первый этап: называние одного, двух, трех и четырех предыдущих чисел; выполнение движений по шкале линейки влево или вправо от данного числа на 1 или 2 единицы.

90

9.03.

Прибавление и вычитание числа 6.

Знать состав чисел 2 - 6. Уметь прибавлять и вычитать числа 2 - 6 по частям.

Знать наизусть результаты сложения двух однозначных чисел, одно из которых 2, 3, 4, 5 и 6.

91

11.03.

Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6». Математический диктант №3.

Знать состав чисел 2 - 6. Уметь прибавлять и вычитать числа 2 - 6 по частям.

Знать наизусть результаты сложения двух однозначных чисел, одно из которых 2, 3, 4, 5 и 6.

92

14.03.

Работа над ошибками. Закрепление. Прибавление и вычитание числа 6.

Уметь выявлять свои ошибки и корректировать их.

93

15.03.

Закрепление. Прибавление и вычитание числа 6.

Знать состав чисел 2 - 6. Уметь прибавлять и вычитать числа 2 - 6 по частям.

Знать наизусть результаты сложения двух однозначных чисел, одно из которых 2, 3, 4, 5 и 6

Сравнение чисел – 13 ч

94

16.03.

Сравнение чисел по рисункам.

Использование двух способов действия: при сравнении чисел большим считается то, которое называют при счете позже, и меньшим то, которое называют раньше; или: из двух чисел больше то, которое расположено на шкале линейки правее, и меньше то, которое расположено на шкале левее.

95

18.03.

Сравнение чисел с помощью шкалы- линейки.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов.

96

21.03.

Сравнение чисел с помощью цветных стрелок.

Чтение верных и неверных высказываний о числах, изображенных с помощью стрелок.

97

22.03.

Упражнение в сравнении чисел.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов.

Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения задачи.

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

98

23.03.

Результат сравнения.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).

IV ч. – 38 ч

99

4.04.

На сколько больше или меньше.

Применение фишек для решения задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Решение таких задач с использованием действий сложения и вычитания.

100

5.04.

На сколько больше или меньше.

Уметь сравнивать числа, выражая результат сравнения словами «больше» и «меньше».

Знать, что любое число больше 0, а 0 меньше любого другого числа.

101

6.04.

На сколько больше или меньше.

Уметь читать высказывания, изображенные с помощью стрелок; уметь изображать с помощью синих или красных стрелок данные высказывания о числах (как верные, так и неверные).

Понимать смысл отношений «меньше на» и «больше на»; знать правило сравнения чисел с помощью вычитания и уметь его применять ; уметь решать задачи, в которых надо узнать число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

102

8.04.

Увеличение числа на несколько единиц.

Применение фишек для решения задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Решение таких задач с использованием действий сложения и вычитания.

103

11.04.

Увеличение числа на несколько единиц.

Понимать смысл отношений «меньше на» и «больше на»; знать правило сравнения чисел с помощью вычитания и уметь его применять .

104

12.04.

Уменьшение числа на несколько единиц.

Понимать смысл отношений «меньше на» и «больше на»; знать правило сравнения чисел с помощью вычитания и уметь его применять ; уметь решать задачи, в которых надо узнать число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

105

13.04.

Уменьшение числа на несколько единиц.

Уметь читать высказывания, изображенные с помощью стрелок; уметь изображать с помощью синих или красных стрелок данные высказывания о числах (как верные, так и неверные).

106

15.04.

Проверочная работа по теме: «Сравнение чисел».Закрепление изученного.

Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

107

18.04.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

Уметь выявлять свои ошибки и корректировать их.

Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через десяток – 15 ч

108

19.04.

Прибавление числа 7.

Прибавление и вычитание чисел 7, 8 и 9 с переходом через десяток.

109

20.04.

Итоговое диагностическое обследование.

110

22.04.

Прибавление числа 8.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

111

25.04.

Прибавление числа 9.

Применение приема прибавления числа по частям.

112

26.04.

Таблица сложения.

Использование шкалы линейки для иллюстрации связи между конкретными операциями сложения и вычитания.

113

27.04.

Проверочная работа по теме: «Сложение чисел от 1 до 9 с переходом через десяток.»Закрепление.

Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

114

29.04.

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложение чисел от 1 до 9 с переходом через десяток.»

Уметь выявлять свои ошибки и корректировать их Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания..

115

3.05.

Вычитание числа 7.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия.

116

4.05.

Вычитание числа 8.

Знать состав чисел 7 – 9. уметь прибавлять к любому однозначному числу каждое из чисел 7, 8, 9 по частям.

117

6.05.

Вычитание числа 9.

Знать состав чисел 7 – 9. уметь прибавлять к любому однозначному числу каждое из чисел 7, 8, 9 по частям.

118

10.05.

Упражнения в вычитании 7, 8, 9

Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

119

11.05.

Сложение и вычитание. Скобки.

Называть действие, обратное действию «прибавить 3», «вычесть 5» и так далее.

120

13.05.

Сложение и вычитание. Скобки.

Числовые выражения со скобками, вида: (а+,- в)+,-с.

Уметь производить вычитание, пользуясь таблицей сложения ( 12-9=? 12-это 9 и 3; если из 12 вычесть 9, то останется 3).

121

16.05.

Числовые выражения со скобками, вида: с +,- (а+,-в).

Понимать, что действия вычитания и сложения обратны одно другому.

122

17.05.

Числовые выражения со скобками, вида: с +,- (а+,-в). Математический диктант №5.

Уметь пользоваться полученными знаниями. Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

123

18.05.

Закрепление по теме : «Таблица сложения и вычитания в пределах 20».

Уметь выявлять свои ошибки и корректировать их Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания..

Индивидуальная, групповая работа с учащимися по коррекции их знаний. Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

Симметрия – 7ч

124

20.05.

Зеркальное отражение предметов.

Использование прямоугольного зеркала, поставленного на ребро, для получения образа фигуры, симметричной данной.

Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

125

23.05.

Ось симметрии.

Уметь выявлять свои ошибки и корректировать их.

Проверка наличия оси симметрии данной фигуры способом перегибания листа бумаги.

126

24.05.

Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов пространстве и на плоскости.

127

25.05.

Построение фигуры, симметричной данной.

Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.

Находить общее свойство геометрических фигур; проверять его выполнение для каждого объекта группы.

Уметь находить образы предметов или отдельных их частей в зеркале; показывать пары соответственных точек. Уметь получать фигуру, симметричную данной, перегибанием листа бумаги по оси симметрии;

уметь проверять перегибанием листа, имеет ли данная фигура оси симметрии.

128

27.05.

Закрепление. Упражнение в прибавлении и вычитании чисел 7,8,9

Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

129

30.05.

Повторение пройденного за год.

Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания.

130-136

Резервные уроки.

Итого:136ч

Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя:

  1. Рудницкая В.Н. Программа четырехлетней начальной школы по математике: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2013.

  2. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 1 класс: методика обучения: проект «Начальная школа XXI века». Издание второе, переработанное. М.: Вентана-Граф,2013.

  3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы: проект «Начальная школа XXI века». Издание второе, переработанное. М.: Вентана-Граф,2014.

  4. Королева Л.Ф., Абалмасова Е.П., Лободина Н.В. Математика: 1 класс: поурочные планы по учебнику Рудницкой В.Н. в 2 ч. Волгоград: Учитель, 2013.

Для учащихся:

  1. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2014.

  2. Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: №1, №2, №3. М.: Вентана-Граф,2014.

  3. Раздаточные средства обучения (приложения к учебнику и рабочим тетрадям): наборы «Фишки», «Цветные фигуры», «Уголки», «Касса цифр», «Цветные полоски», «Танграм», предназначенные для организации практических работ.

Наглядные пособия:

  1. Комплект таблиц для начальной школы «Математика. 1 класс».

  2. Комплект наглядных пособий «Геометрический материал в начальной школе».

  3. Набор цифр и геометрического материала.

  4. Наборы предметных картинок для устного счета.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронный образовательный ресурс: математика: 1 класс: проект «Начальная школа XXI века». Издание второе, переработанное. М.: Вентана-Граф,2011. (CD)

  2. Начальная школа: наглядные пособия: демонстрационные таблицы: математика. Волгоград: Учитель, 2013. (CD)

  3. В помощь учителю: ИКТ: математика: мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе.Волгоград: Учитель, 2013. (CD)

  4. Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа».(CD)

Автор
Дата добавления 20.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров931
Номер материала 2808
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.