Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа старшей группы по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Развитие элементарных математических представлений"

Рабочая программа старшей группы по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Развитие элементарных математических представлений"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

УТВЕРЖДАЮ :

заведующий МКДОУ

детский сад «Солнышко»

/_______ / Н.Ф.Сидор

Приказ №__ от «__» _______ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: развитие элементарных математических представлений

Возрастная группа: старшая группа ( 5-6 лет)

Разработала: воспитатель Костоусова Н.Л.

с.Восточное

Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандаром дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко».

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

  • Конституция РФ

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155

  • СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

  • ООП МКДОУ детский сад «Солнышко»

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст)

Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Цель программы: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени.

Основные задачи по программе

СТАРШАЯ ГРУППА (ОТ 5-6 ЛЕТ)

Количество

  • Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элемен-тов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

  • Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

  • Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

  • Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

  • Развивать умение считать предметы на ошупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.

  • Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

  • Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

  • Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

  • Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

  • Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

  • Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать ~елое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, - часть меньше целого.

Величина

  • Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

  • Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте ) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

  • Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Форма

  • Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

  • Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д.

  • Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве

  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

  • Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени

  • Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

  • Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие»

Развитие ориентировки в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности (например: сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактические и подвижные игры).

«Речевое развитие»

Использование стихов, загадок, художественных произведений при изучении числового ряда, последовательности времен года, составлении и решении арифметических задач.

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие умений сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Целевые ориентиры

Количество

  • Имеет общие представления о множестве: умеет формировать множества по заданным основаниям, видит составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками, объединяет, дополняет , удаляет из множества части или отдельные его части.

  • Владеет навыками количественного и порядкового счета в пределах 10.

  • Называет числа в прямом и обратном порядке до 10, последующее, предыдущее число в пределах 10, соседей числа.

  • Сравнивает количество предметов, используя знаки равенства и неравенства.

  • Проводит сравнительный анализ чисел: «больше», «меньше», «столько же»

  • Самостоятельно выполняет графические изображения цифр от 0 до 9.

  • Имеет представления о составе чисел из единиц

  • Соотносит цифры и количество предметов.

  • Знает состав чисел от 1 до 10, умеет раскладывать число на 2 меньших.

  • Имеет представление о двузначных числах и способе их образования.

  • Имеет представление о структуре задачи, умеет правильно определять в задаче условие и вопрос задачи, давать развернутый ответ на вопрос задачи, употребляя в речи числительное.

  • Имеет представление о деньгах, монетах достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей, соотносить числа и монеты, решать задачи с монетами, способом сложения и вычитания.

  • Умеет на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

  • Умеет решать логические задачи на установление соответствия, задачи на синтез и анализ.

Величина

  • Умеет делить целый предмет на 2, 4 и более равных частей.

  • Имеет представление об «одной второй», «одной четвертой» части.

  • Умеет сравнивать предметы по высоте, длине и ширине, используя слова «выше», «ниже», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

  • Умеет измерять длину предметов и отрезков с помощью условной меры и линейки, сравнивать длину отрезков.

  • Умеет рисовать отрезки на бумаге в клетку

  • Понимает зависимость между величиной меры и числом.

  • Умеет измерять объем жидких и сыпучих веществ разными способами.

Форма

  • Различает и называет, геометрические фигуры, умеет соотносить их по цвету и форме, группирует их согласно общим признакам.

  • Имеет представления о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой, о свойствах геометрических фигур, их элементах (вершины, углы, стороны).

  • Решает геометрические задачи.

  • Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

  • Моделирует геометрические фигуры; составляет из нескольких частей целое, конструирует фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составляет тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Ориентировка в пространстве

  • Ориентируется в пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

  • Умеет располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

  • Выполняет изображение узора по образцу

Ориентировка во времени

  • Имеет представления о временных отношениях, узнает и понимает значение понятий «сначала-потом», «до-после», «раньше-позже», «в одно и то же время».

  • Называет время по часам с точностью до часа.

  • Имеет представления о временах и месяцах года, днях недели, частях суток, знает их название и последовательность.

Режим реализации программы

Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год

Количество организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю

Длительность организованной образовательной деятельности (занятий)

Форма организации образовательного процесса

Группа

36

1

До 25 минут

групповая

старшая

Педагогическая диагностика (ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Продолжительность диагностического периода;

Стартовая диагностика:

01.09.2017г – 13.09.2017г, 03.09 2018г. – 14.09.2018 г., 02.09.2019 г. – 13.09.2019 г.

Итоговая диагностика:

14.05.2018г – 28.05.2018г, 13.05.2019 г. – 24.05.2018 г., 18.05.2020 г. – 29.05.2020 г.

Распределение учебного материала

ООД «Развитие элементарных математических представлений»

Старшая группа

занятия

Программное содержание

Повторение пройденного

Физическое развитие: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты.

Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу,

поощрять стремление
высказывать свою
точку зрения.

Труд: воспитывать
самостоятельность,
желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; развивать
умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу; вырабатывать привычку убирать свое рабочее место.

Безопасность: закреплять умение соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов

Художественно – эстетическое развите: учить

составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток».

Физическое развитие: в подвижных играх закреплять понятия «вверху – внизу», «слева – справа»

Речевое развитие: формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос.

Физическое развитие: формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Социально - коммуникативное: учить

собирать картинку

Познавательное развитие:

-Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5;

-совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);

уточнить представления о последовательности частей суток.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально- коммуникативное развитие : приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

Познавательное развитие:

- Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10;

- Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению;

- Закреплять умение делить квадрат и круг на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально – коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально - коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

Занятие 1

• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь

Занятие 2

• Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево

Занятие 3

• Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

• Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра

ОКТЯБРЬ

Занятие 1

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

• Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Занятие 2

Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

Занятие 3

• Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).

• Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа

Занятие 4

• Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

• Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток

НОЯБРЬ

Занятие 1

Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Занятие 2

Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Занятие 3

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами:

самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).

Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»

ДЕКАБРЬ

Занятие 1 (итоговое)

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади

Занятие 3

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

Занятие 4

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели

направления движения. • Закреплять умение последовательно называть дни недели

ЯНВАРЬ

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число…меньше числа…» Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры. Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей

Занятие 2

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева,

справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Упражнять в последовательном назывании дней недели

Занятие 4

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Занятие 2

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Занятие 4

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов

МАРТ

Занятие 1

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица. Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 2

Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Занятие 3

Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево).

Занятие 4

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

АПРЕЛЬ

Занятие 1

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Занятие 2

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Занятие 3

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день

недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

МАЙ

Занятие 1

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц; упражнять в умении двигаться в заданном направлении; закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Работа по закреплению пройденного материала

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений

Старшая группа

Месяц, неделя

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

№ ООД

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Сентябрь

1

1

  • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

  • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

  • Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

И.А Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада», с.12

Д/и «Сложи по образцу», «Когда это бывает»

2

2

  • Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

  • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

И.А Помораева, В.А. Позина, с.14

Пальчиковая игра «Наши пальчики»

Д/и «Найди клад»

3

3

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

  • Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).

  • Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

И.А Помораева, В.А. Позина,

С/р игра «Магазин»

Д/и «Разложи по порядку»

4

4

  • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

  • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

  • Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу

И.А Помораева, В.А. Позина, с.

Д/и «Найди свое место», «Прятки»

5

5

Выявить знания детей о количестве и счете.

Уточнить умение сравнивать предметы по величине, длине, щирине, высоте.

.Выявить знания детей о геометрических фигурах, уточнить умение ориентироваться в окружающем пространстве, во времени.

И.А Помораева, В.А. Позина, с.

Д/и «Посчитай-ка», «На что похоже»

Октябрь

1

6

  • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).

  • Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Лесенка»

Конструктивная игра «Цветной город»

2

7

  • Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже... самый узкий (и наоборот).

  • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

  • Познакомить с цифрой 1

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Водители»

Заучивание стихов о цифре 1

3

8

  • Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый низкий (и наоборот).

  • Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. Познакомить с цифрой 2, закреплять цифру 1.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Подбери цветы к вазам по величине», «Паровозики»

Заучивание стихов о цифре 2

4

9

  • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

  • Познакомить с цифрой 3.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Кубики для всех», «Заполни клетки»

Заучивание стихов о цифре 3

Ноябрь

2

10

  • Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

  • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

  • Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

  • Цифры 1,2,3,4

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Найди пару» Театрализованная игра «Репка»

Заучивание стихов о цифре 4

3

11

  • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

  • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше... самый маленький (и наоборот).

  • Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

  • Цифра 5

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Найди отличие», «Сложи узор»

Заучивание стихов о цифре 5

4

12

  • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

  • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.

  • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

  • Цифры 1,2,3,4,5

И.А Помораева, В.А. Позина

С/р игра «Семья»

Пальчиковая игра «Пальчики уснули»

Д/и «Соедини по точкам»

Декабрь

1

13

  • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

  • Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый низкий (и наоборот). Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Все по порядку», «Танграм», «Найди недостающую фигуру»

2

14

  • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

  • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

  • Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

  • Цифра 6

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/ и «Цвет и форма», «Раскрась четырехугольники»

3

15

  • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

  • Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

  • Цифра 7

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Цифры по порядку», «Дни недели»

4

16

  • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...»

  • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки — указатели направления движения.

  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

  • Цифра 8

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Продолжи узор», «Неделька»

Закрепление стихов о цифрах

Январь

3

17

  • Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

  • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

  • Упражнять в последовательном назывании дней недели.

  • Цифры 1-9

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Одень куклу», «Нарисуй ковер»

4

18

  • Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

  • Учить ориентироваться на листе бумаги.

  • Цифра 0

И.А Помораева, В.А. Позина

С/р игра «Детский сад»

Закрепление стихов о цифрах

5

19

  • Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Найди свой домик», «Лабиринты цифр», «Узнай, где солнышко»

Февраль

1

20

  • Познакомить с количественным составом числел 3 и 4 из единиц.

  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Помощники», «Узнай и напиши»,

2

21

  • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

  • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

И.А Помораева, В.А. Позина

П/и «На зарядку становись»

Д\и «Соотнеси правильно»,

3

22

  • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

  • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

  • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

И.А Помораева, В.А. Позина «Занятия по

С/р игра «День рождения»

Д\и «Сутки», «Где больше», «Что изменилось?»

4

23

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

  • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

  • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

И.А Помораева, В.А. Позина

Пальчиковые игры со счетом

Д/и «На что похож…?»

С/р игра «Ателье»

Март

1

24

  • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

  • Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «По порядку становись», «Что изменилось?», «Разноцветные веревочки»

2

25

  • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

  • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Неделька», «Соедини по точкам», «Сложи узор»

3

26

  • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

  • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо — налево).

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Подбери ключ»

4

27

  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

  • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

И.А Помораева, В.А. Позина, с. 49-50

Д/и «Волшебный куб»,

5

28

  • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

  • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, утлы и середину листа.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Найди недостающую фигуру», «Чего не хватает?»,

«Дни недели»

Апрель

1

29

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

  • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

И.А Помораева, В.А. Позина

Конструктивная игра «Строители»

Д/и «Танграм», «Отгадай и докажи»

2

30

  • Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10.

  • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

  • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Собери матрешек», «Предмет и форма», «Будь внимателен!»

3

31

  • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/у «Раскрась картинку в соответствии с цифрами»

Занимательные задачи

Д/и «Продолжи по порядку»

4

32

  • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа

  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «Колумбово яйцо», «Забавные цифры», «Веселый поезд»

Май

1

33

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10

  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед - назад, направо — налево).

  • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

И.А Помораева, В.А. Позина

1.Д/и «Посчитай».

2

34

  • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка.

  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А Помораева, В.А. Позина

Д/и «В гостях у Мальвины».

3

35

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10

Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщин ы.

Называть утро, день, вечер, ночь, смену частей суток. Называть текущий день недели.

И.А.Помораева;В.А.Позина

Д/и «Помоги Незнайке».

4

36

  • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...».

  • Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

  • Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

  • Цифра 9

И.А.Помораева;В.А.Позина

Д\и «Найди недостающую фигуру», «Открой замок», «Раскрась только…»

План работы с родителями

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению «Формирование элементарных математических представлений»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Диагностика математических способностей

Выявление уровня знаний по данному направлению

Октябрь

Консультация «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе»

Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников.

Ноябрь

Изготовление дидактических игр по ФЭМП (Совместная работа родителей и педагога)

Привлечение родителей к совместной деятельности, к созданию дидактических игр.

Декабрь

Родительское собрание «Занимательная математика»

Буклет «Игры по ФЭМП, которые можно провести дома»

Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников, посредством игры, занимательного материала. Привлечение родителей к взаимодействию по развитию интереса к математике у дошкольников.

Январь

Размещение информации на сайте организации

Обеспечение доступности информации по ФЭМП у дошкольников.

Февраль

Выставка творческих работ «Веселые формы» (из геометрических фигур)

Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Март

Папка-передвижка «Как развивать познавательную деятельность ребенка»

Получение информации по развитию познавательной деятельности дошкольника.

Апрель

Математический КВН

Привлечение родителей к взаимодействию, установление дружеских отношений среди родителей группы.

Май

Фотовыставка «Изучаем математику дома»

Знакомство родителей с математической работой, проводимой в детском саду.

Обмен опытом между родителями по формированию элементарных представлений у детей в домашних условиях.

Список используемой литературы

Методические пособия

  1. Формирование математических представлений в детском саду: программа и методические рекомендации. Арапова-Пискарева Н.А. 2-е изд., 2007г.

  2. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь.Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.

  3. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль. Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.

  4. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май. Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.

  5. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Лебеденко Е.Н. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

  6. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2008г.

  7. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. Перова М.Н. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.

  8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.

  9. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений Колесникова Е.В. - М.:ТЦ Сфера, 2001.-80с.

  10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.

Раз - ступенька, два – ступенька… Петерсон Л.Г., Холина Н.П.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г

Автор
Дата добавления 13.05.2018
Раздел Дошкольная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров203
Номер материала 5665
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.