Похожие материалы
Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Корнеевой О.С. «Экономика: первые шаги» (сборник программ внеурочной деятельности, под редакцией Н. Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно – методических материалах:

  • Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой, 2014г.;

  • ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегестрирован Мин Юст № 17785 от 22.12.2009.

направлена на достижение обучающимися личностных, метопредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Рабочая программа рассчитана на 33часа (33 недели).

Изучение курса «Экономика: первые шаги» на начальной ступени общего образования направлено на достижение следующей цели:

  • формировать у обучающихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

  • обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

  • развивать основы потребительской культуры;

  • расширять активный словарь обучающихся, включая в него экономические термины;

  • мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;

  • способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

  • формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

  • показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Внеурочная деятельность по данному направлению в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:

1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми обучающиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Общая характеристика факультатива

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе экономического образования обучающиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

Обучающиеся начинают понимать:

  • ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

  • ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;

  • ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;

  • ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;

  • ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;

  • ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Я и моя семья

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Практическая и игровая деятельность:

- игра «Генеральная уборка»;

- игра «Я — хозяин большого дома».

Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

- тема исследования «Как становятся собственниками»;

- игра «Страна Обмения».

Почему люди трудятся

Труд - это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность- предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Практическая и игровая деятельность:

- экскурсия в школьную столовую;

- экскурсия в библиотеку;

- экскурсия в художественный музей;

- сюжетно-ролевые игры;

- темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Практическая и игровая деятельность:

- встреча с человеком интересной профессии;

- рисование на тему профессий;

- темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

1

Я и моя семья

9

Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином.

Объяснять  значение   слов:   «экономный»,   «щедрый»,   «запасливый», «бережливый».

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- самостоятельно находить варианты решения задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

- объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»;

- обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;

- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

- объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

- осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;

- классифицировать профессии по предмету труда;

- рассказывать о профессиях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- говорить о семье как экономической единице общества ,о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов;

- что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость;

- представлять о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду;

- понимание того, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2

Моё и чужое

6

Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

3

Почему люди трудятся

10

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.

Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.

Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

4

Все работы хороши

8

Уважать труд людей разных профессий.

Классифицировать профессии по предмету труда.

Рассказывать о профессиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ФАКУЛЬТАТИВА «ЭКОНОМИКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ»

п/п

Раздел

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

1

Я и моя семья

Узнает:

- что такое собственность;

- почему все люди трудятся;

- какие бывают профессии;

- представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду;

- как нужно относиться к своей и чужой собственности;

- , что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость.

Получают знания:

- о семье как экономической единице общества,

- о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов.

Осознают:

- как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей;

- отношение к богатству и милосердию;

Понимают:

- важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

-самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской

задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2

Моё и чужое

3

Почему люди трудятся

4

Все работы хороши

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

занятия в теме

Тема урока

Элементы содержания

Дата проведения

Я и моя семья – 9ч.

1

1

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Беседа: «Забота о близких. Чувство гордости за свою семью».

Члены семьи, «генеалогическое древо».

Составление рассказа о семье по плану.

02.09

2

2

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

Рисунки детей «Моя мама».

Семейные генеалогические древа, гербы семей. Выставка семейных фотографий.

«Раскроем  тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

Сюжетно - ролевые игры: «Семья».

Чтение – русской народной сказки «Хаврошечка»,

А. Яковлев «Мама»,

Заучивание стихотворение Я.Акима «Мама».    

09.09

3

3

Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

Беседа: «Поддержание чистоты и порядка каждый день».

Правила и последовательность сухой и влажной уборки.

Гигиенические требования к жилому помещению.

16.09

4

4

Игра:  «Генеральная уборка».

Генеральная уборка.

Правила и последовательность сухой и влажной уборки.

Гигиенические требования к жилому помещению.

23.09

5

5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Игра, аппликация,беседа,отгадывание загадок.

Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином.

Игра «Я — хозяин большого дома».

30.09

6

6

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый»,  «бережливый».

Игра «Я — хозяин большого дома».

Работа с калькулятором и счётами, расчет бюджета семьи.

07.10

7

7

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Рассказ, беседа,составление советов хорошему хозяину.Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Слушание рассказа,игра «вопрос-ответ»,беседа.

14.10

8

8

Игра:  «Я — хозяин большого дома».

Игра «Я — хозяин большого дома».

21.10

9

9

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья».

Создание модели семьи.

Беседа,инсценирование,моделирование.

28.10

Моё и чужое – 6ч.

10

1

Всё, что принадлежит человеку,-это его собственность. Личные вещи человека.

Подготовка исследовательских работ на тему:  «Как становятся собственниками».

Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

2 чет.

11.11

11

2

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Слушание рассказа,игра «вопрос-ответ»,беседа.

18.11

12

3

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Рассказ, беседа,составление советов хорошему хозяину.

25.11

13

4

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Слушание рассказа,игра «вопрос-ответ»,беседа.

02.12

14

5

Игра:  «Страна Обмения».

Соревнование,создание модели товара, игра-«Страна Обмения».

09.12

15

6

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое». Защита исследовательских работ.

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ.

16.12

Почему люди трудятся – 10ч.

16

1

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Подготовка  проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

23.12

3 чет.

17

2

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

Как люди выбирают профессию.

Проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела.

13.01

18

3

Ценность труда людей разных профессий.

Ролевые игры: «В школу», «В магазин», «В библиотеку».

20.01

19

4

Экскурсия в школьную столовую.

Профессии, связанные с бизнесом. Экскурсия в школьную столовую.

Исследовательская деятельность.

27.01

20

5

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с иллюстрациями картин.

03.02

21

6

Экскурсия в художественный музей.

Профессии, связанные с созданием произведений искусства. Экскурсия в художественный музей.

10.02

22

7

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Игра-соревнование «А ну-ка, девочки».

Игровая деятельность.

17.02

23

8

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Учение тоже труд.

Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Конкурс «Эрудитов».

03.03

24

9

Темы проектов: «Профессии в моей семье».

Проектная деятельность «Профессии в моей семье».

Проект,встреча с родителями.

Слушание выступлений родителей,беседа.рассказ о профессии мамы или папы.

10.03

25

10

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

17.03

Все работы хороши – 8ч.

26

1

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Подготовка проектов на темы: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

24.03

4 чет.

27

2

Какие бывают профессии по предмету труда.(связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Почему люди трудятся.

Работа над сказкой.Придумывание и иллюстрация сказки,инсценирование.Какие бывают профессии по предмету труда.(связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

07.04

28

3

Как люди выбирают профессию.

Ценность труда людей разных профессий. Заочная экскурсия.

Пословицы и поговорки о труде.

14.04

29

4

Профессии членов семьи.

Хорошая работа, интересная профессия -блага, которыми следует дорожить. Заочная экскурсия.

21.04

30

5

Как люди получают профессию.

Ценность труда людей разных профессий. Заочная экскурсия.

Пословицы и поговорки о труде.

28.04

31

6

Встреча с человеком интересной профессии.

Встреча с человеком интересной профессии.

05.05

32

7

Рисование на тему профессий.

Рисование на тему профессий.

12.05

33

8

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

Защита проектов «Профессии в моей семье».

Знакомьтесь: мои родители! Проект «Профессии в моей семье». Защита проектов.

Проекты «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

19.05

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы , под ред. Н. Ф. Виноградовой, Москва, изд-во Вентана-Граф, 2015

2.Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения , автор М. М.Воронина, Волгоград, изд-во Учитель , 2015

3. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников , автор М. М.Воронина, Волгоград, изд-во :Учитель, 2015

4. Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей , автор Т. В.Смирнова, Самара, Федоров, 2015

5. Экономический сказочный словарь , автор Т. В.Смирнова, Самара, изд-во Учебная литература , 2015

Автор
Дата добавления 07.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров408
Номер материала 1447
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.