Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества ст-цы Темиргоевской
Роль занимательного материала в формировании представлений о геометрических фигурах у детей студии «Светлячок»
Педагог дополнительного
образования ФЕДОРЦОВА Е.П.
ст-ца Темиргоевская, 2020
Роль занимательного материала в формировании представлений о геометрических фигурах у детей студии «Светлячок»
Занимательный материал, его роль и место в обучении детей играет немало важную роль, т. к. способствует развитию и поддержанию познавательного интереса у учащихся.
Анализ литературы показал, что с разных позиций рассматривается значение занимательного материала для формирования математических представлений, в том числе и представлений о геометрических фигурах. Долгое время в методике обучения математики дошкольников вопрос значимости занимательного материала не поднимался, а сам материал включали в сборники по занимательной математике с множеством вариантов его использования. Основная задача занимательного материала сводится умственной нагрузке, способствует интеллектуальному развитию, а также привлекает внимание, активизирует мыслительную деятельность, развивает и поддерживает интерес к познанию окружающего мира, стимулирование к поиску ответов на поставленные вопросы педагогом. В целом занимательный материал способствует развитию и проявлению смекалки, находчивости, инициативы в поиске решения. Используя занимательный материал, педагог способствует формированию у дошкольников не только представлений о геометрических фигурах, но и умениям определять и словесно называть свойства, размер, цвет, применение той или иной геометрической фигуры, сравнивать, сопоставлять, обобщать, соотносить и выделять общее и отличия тех или иных геометрических фигур, увлекаться и с удовольствием участвовать в изучении фигур, поиска ответов на поставленные педагогом вопросы, при этом, поясняя свои действия.
Требования к подготовке дошкольников к школе привели к увеличению объема изучаемого геометрического материала, что требует от педагога более продуманной и тщательно подготовленной системы интеллектуального развития дошкольника.
Благодаря занимательному материалу педагог помогает дошкольникам в легкой форме детям познавать математику и ее отдельные разделы, а также организовать творческую деятельность детей.
С. И. Ожегов в толковом словаре перечисляет то, что относится к занимательному материалу: викторины, загадки, скороговорки, ребусы, пословицы, кроссворды, шарады, конкурсы. [19]. И. Г. Сухин изучая вопросы занимательного материала, отмечает, что к ним относятся шарады, загадки, сказки, ребусы, стихи, кроссворды, головоломки [15] Как показывает анализ литературы, занимательный материал разнообразен и приведенные две классификации не исчерпываются ими. В обобщенном виде к занимательному материалу относятся игры, сказки, кроссворды, грамматическое домино, ребусы, головоломки, пословицы и поговорки, моделирование, стихи, загадки, рифмовки, скороговорки.
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин определили ряд требований относительно занимательного материала. К ним относится:
– должен быть разнообразным по содержанию, по форме подачи и по организации работы с ним;
– использование в определенной последовательности и в определенной системе, с переходами от простого к сложному;
– сочетать активность педагога и самостоятельность детей в поиске решений на поставленные задания;
– должен соответствовать уровню развития, возрастным особенностям и подготовленности детей;
– сочетание занимательного материала с другими средствами, способствующие формированию представлений о геометрических фигурах [25].
Также анализ литературы позволил выделить еще и другие требования к занимательному материалу. Так, З. А. Аминова. А. А. Рахимов определили следующие положения. Опираясь на труды К. Д. Ушинского, считающего, что занимательность обучения нужно делить на: внешнюю и внутреннюю, отражающую основную, содержательную часть обучения. Вторым требованием выступает то, что на занятиях нужно использовать все виды занимательного материала: занимательный материал по содержанию, занимательный материал по форме, занимательный материал по содержанию и по форме. Третье требование состоит в том, чтобы занимательный материал, включенный в задания соответствовал программе обучения [2].
Правильно подобранный занимательный материал создает у дошкольников эмоциональный настрой, вызывает положительное отношение к выполняемым действиям, активность и самостоятельность и позволяет повторить и закрепить представления о геометрических фигурах разными способами.
О. А. Изотова отмечается, что занимательная математика решает ряд задач:
– целенаправленное формирование у детей устойчивого интереса к элементарной математической деятельности;
– развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в школе;
– настойчивость и находчивость, самостоятельность;
– воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми [13].
Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи–шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.
Таким образом, занимательный материал для формирования представлений для старшего дошкольника выступает в качестве стимула познавательного интереса, способствует лучшему функционированию познавательных процессов, активизации мышления. Положительный результат возможен только при правильно подобранных условиях, сочетании комплекса методов, средств, формы организации процесса формирования представлений о геометрических фигурах. Занимательный материал, методически правильно подобранный способствует развитию мышления, наблюдательности, интереса к математике, формированию умений поиска ответов на решение любой задачи. Занимательный материал позволяет использовать индивидуальную работу с каждым ребенком, с учетом его возможностей, развивая его интеллектуально и развивая его способности и задатки. Он помогает удержать внимание дошкольника на изучении геометрических фигур, требует от него применения имеющихся знаний в новой ситуации для него, создает приподнятое настроение, вызывает положительные эмоции, активизируется деятельность, внимание, память, формируются умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Что подчеркивает роль и значение занимательного материала для формирования представлений о геометрических фигурах.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 24.01.2020 |
Раздел | Дошкольная |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 1161 |
Номер материала | 6534 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |