Уроки математики / Статья / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. ТОГИС-ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. ТОГИС-ТЕХНОЛОГИИ.

Солдатова Н. Н.,
учитель математики и информатики первой кв. кат.

МКОУ «Гимназия №25» городского округа Ревда

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. ТОГИС-ТЕХНОЛОГИИ.

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

(педагогическая истина)

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Образно говоря, измерить качество образования трудно, но когда оно отсутствует, то его чувствуют все.

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

  • качества образовательной программы;

  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества потенциала обучающихся;

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);

  • качества образовательных технологий;

Остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование современных технологий, а именно: Технология Образования в Глобальной Информационной Сети (ТОГИС).

ТОГИС — это Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Она является развитием Интегральной образовательной технологии. (интегральная технология обучения - это технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в себе идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, компьютеризацию образовательных процессов). Фундаментальное отличие в том, что ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образованию, в то время как Интегральная технология строится на основе информационно-деятельностного подхода.

Функции учителя в ТОГИС — это постановка целей и планирование результатов, организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результатам. Преобладающие методы обучения в этой технологии — проблемный и моделирование.

Структурная единица образовательного процесса — блок уроков для изучения отдельной темы учебного курса.

Изучение нового материала в технологии ТОГИС строится как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, CD-ROM и информационной сети. В результате решения этих задач кристаллизуется фактический материал, и акцентируются способы деятельности.

Контрольные мероприятия в ТОГИС обычно имеют характер не письменного зачета, как в Интегральной технологии, а защиты решений задач (мини-проектов).

Главный элемент блока уроков в обеих технологиях — развивающее дифференцированное закрепление. Однако в ТОГИС его объем существенно больше.

Информационный поиск и самостоятельная работа групп с источниками требуют большего времени (на обсуждение работы). Поэтому рамки урока раздвигаются до академической пары (сдвоенного урока).

Главный элемент учебного процесса в Интегральной технологии и в технологии ТОГИС — решение учебной задачи. Поскольку ТОГИС — технология деятельностно-ценностная, акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании.

Более подробно я остановлюсь на применении данной технологии на уроках математики по решению текстовых задач.

Текстовые задачи

Во многих текстовых задачах просматривается следующая структура.

  • В задаче фигурируют три величины, которые связаны между собой определенной зависимостью, т. е. формулой. Следовательно, зная две величины, можно найти третью.

  • Из этих трех величин известна только одна, а две другие не известны.

  • Как правило, в задаче рассматриваются две ситуации, связывающие одноименные неизвестные в этих различных ситуациях и позволяющие выразить одну величину, через такую же.

План решения.

  1. Выделяем величины, о которых идет речь в задаче, и вводим для них обозначения.

  2. Используя введенные обозначения, записываем формулы, позволяющие выразить одну величину через другие.

  3. Устанавливаем какая из трех величин известна.

  4. Устанавливаем связь между неизвестными одноименными величинами в двух различных ситуациях.

  5. Обозначаем одну из неизвестных величин, например, буквой х в одной из двух ситуаций и, используя связь между этими величинами из п. 4, получаем выражение для одноименной неизвестной в другой ситуации.

  6. Зная, две величины (одна известна по условию, а другая выражена через х) выражаем третью величину через эти две (используем п. 2).

  7. Записываем соотношение между одноименными величинами в виде равенства, используя вторую связь между одноименными неизвестными величинами, т. е. связь, которая не использовалась в п. 6.

  8. Решаем полученное уравнение.

  9. Отбираем те решения уравнения, которые удовлетворяют смыслу задачи.

Удобно записывать данные в таблицу.

Такой подробный разбор задач способствует повышению качества изучаемого материала путём применения современных технологий.

Список литературы

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

  2. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.

  3. Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

  4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

  6. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

Интернет ресурсы

  1. http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html   Современные психолого-педагогические технологии обучения

  2. http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm    Образовательные технологии

  3. http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html  Педагогические технологии и технология обучения

  4. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm   Педагогические технологии и инновации

  5. http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm   Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка

  6. http://www.gouzeev.ru/shell/togis-pk.pdf Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС

  7. www.togisklub.ru сайт ТОГИС-клуба

  8. http://www.centrobrrostov.ru/images/stories/blogs/donchenko/20110715/1.pdf Гузеев В.В. Краткий очерк образовательной технологии ТОГИС.

Автор
Дата добавления 03.02.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров846
Номер материала 2377
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.