Доклад для методического объединения « Формирование коммуникативных умений младших школьников посредством внеклассных занятий»
Выполнила: учитель нач. кл. Егорова Н. А .
Оглавление
Перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.
Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.
Выпускник начальной школы должен научиться: разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; распределять и выполнять разные роли (лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи: вырабатывать и принимать коллективные решения; предотвращать и преодолевать конфликты; уважительно относится к позиции другого; идти на взаимные поступки; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
Сформированность коммуникативных учебных действий позволит ученику:
– быть успешным в учёбе;
– осваивать новый учебный материал в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками;
– обмениваться имеющимся жизненным опытом.[1]
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Проблематика, связанная с формированием коммуникативных навыков личности, является частью более широкой проблемы - привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики - разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс формирования навыков общения младших школьников.
Проблема исследования - заключается в поиске условий, при которых внеклассные занятия будут способствовать развитию коммуникативных умений младших школьников.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования - внеклассное занятие как средство развития коммуникативных умений младших школьников.
Гипотеза: внеклассная деятельность будет способствовать формированию коммуникативных умений младших школьников, если будут соблюдены условия:
• обогащение содержания образования ситуациями социального взаимодействия;
• выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность школьников.
Цель - выявить теоретические положения, которые лежат в основе формирования коммуникативных умений и показать практический материал, направленный на их формирование.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных умений младших школьников.
2.Выявить формы работы классного руководителя, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников.
3.Разработать систему внеклассных занятий, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.
4.Провести и проанализировать опытно-педагогическую работу по проверке гипотезы исследования
5.Разработать рекомендации учителю, классному руководителю по развитию коммуникативных умений младших школьников в процессе проведения внеклассных занятий
Методы исследования:
Обобщения, систематизация теоретических положений по проблеме исследования.
Ожидаемые результаты исследования у обучающихся будут сформированы:
- вступать в диалог, задавать вопросы;
- осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем со сверстником;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- устанавливать рабочие отношения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Исходным понятием, на которое мы опираемся при изучении коммуникативных умений учащихся начальных классов, является понятие общения.
Сегодня общение является предметом изучения многих наук. Философия раскрывает методологические вопросы, определяет место и взаимосвязь понятий и категорий в системе мировоззрения личности. Социальная психология рассматривает общение как общественное явление, процесс взаимодействия общественных субъектов: «общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия».
Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [3].
Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект.
Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах
У младших школьников преобладают следующие коммуникативные умения:
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
-умение работать сообща для достижения общей цели. [5]
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося[6]
В младшем школьном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии- круг его общения расширяется. Восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в младшем школьном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы[5]
Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. При развитии коммуникативных умений у младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
Развитие коммуникативных умений младших школьников происходит во внеучебное время в процессе организации внеклассной работы. Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и вне учебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.[3]
Основные средства и приемы, вытекающие из потребности в общении, следующие: создание речевых ситуаций, выбор их из потока учебных заданий; ролевые игры, экскурсии, тренинги, коллективная творческая деятельность и другие.[7]
Коллективная творческая деятельность направлена на устанавление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия.
Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами.
Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.[2]
Тренинги, проводимые в рамках программы, направлены на овладение экспрессивными (выразительность), кинетическими (подкрепление речи мимикой, пантомимикой, жестикуляцией), проксемическими (пространственная организация общения) умениями, а также на формирование навыков ведения диалога. Например, для развития выразительности речи используются следующие тренинги:
Аналогично строится работа в ходе ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении.
Отметим, что ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.
Развивая коммуникативные умения младших школьников во вне учебное время, можно использовать следующие виды игровой деятельности: режиссерская игра; образно-ролевая игра; сюжетно-ролевая игра; коммуникативная игра.
Коммуникативная игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. В начальной школе особенно актуально использование методов и приемов, направленных на параллельное развитие образного и логического мышления. Коммуникативная игра, являясь одним из таких приемов, несомненно, должна быть использована для развития детей. Ребенок, как известно, мыслит действиями. Эти действия есть обобщенные образы внешнего мира. На каждом следующем витке развития игры эти образы становятся информативнее. Работа с образами, пронизывающими всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления, в том числе и творческую интуицию[8]
Один раз в месяц на внеклассных занятиях можно проводить тематический день, например: День комплиментов, День сюрпризов, День помощи, День похвалы, День улыбок, День наоборот, День прощения, День примирения, День благодарения.
Проведению каждого тематического дня предшествует беседа на соответствующую тему. Так, прежде чем проводить День комплиментов, учитель объясняет детям значение этого слова, обсуждает вместе с ними, как нужно делать комплименты. В течение всего дня дети выполняют общее задание, сформулированное таким образом: «Постарайтесь сегодня сказать друг другу как можно больше комплиментов».
Каждый тематический день обязательно завершается его анализом. [4]
Таким образом, основными средствами и приемами, вытекающими из потребности в общении, являются: создание речевых ситуаций, выбор из потока учебных заданий; ролевые игры, экскурсии, тренинги и другие способы накопления материала.
Теоретический анализ литературы показал, что коммуникативная умения основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При формировании коммуникативных умений необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, которая направлена на:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
- расширение рамок общения школьников с социумом; (только это сказать)
- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Таким образом, следуя условиям организации и проведения внеклассных мероприятий, можно добиться успеха при формировании коммуникативных умений младших школьников. Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена на теоретическом уровне.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-2-е изд.– М.:Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)- с. 13
2. Внеурочная деятельность школьников. Метод. конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение (стандарты второго поколения) – 7 с.
3. Гришанова, И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников, М.:2005.-с- 45
4. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности / Б. В. Куприянов – М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)- 76 с.
5. Зимняя, И.А Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. –с.196
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -170с.
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-kommunikativnykh-umenii-mladshikh-shkolnikov-vo-vneklassnoi-deyatelnosti-na-materia#ixzz3zChPTH2Z
8. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. Ф. Исаев, Е. Н. Имяков – 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2013 - 47 с.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 26.12.2019 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Научная работа |
Просмотров | 1662 |
Номер материала | 6514 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |