Уроки математики / Статья / Статья "Из опыта проведения бинарных уроков"

Статья "Из опыта проведения бинарных уроков"

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНЫХ УРОКОВ.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого и современного педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Сущность бинарных уроков заключается в том, что создается многогранная связь между отдельными дисциплинами школьного учебного процесса. При этом математика логично сочетается практически с любым школьным предметом.

Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Бинарные уроки можно рассматривать как одну из форм проектной деятельности, служащей средством повышения мотивации изучения предмета, так как создаются условия для практического применения знаний, развиваются аналитические способности.

Цель бинарного урока – создание условий для мотивированного практического применения знаний, навыков и умений.

Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.

Необходимо отметить, что подготовка проведения бинарного урока начинается с анализа фактического материала, который может служить его темой. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности учащихся. Следующий этап - поиск наиболее рациональной формы проведения урока. Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

Опыт проведения бинарных уроков показывает, что их подготовка и проведение способствуют совершенствованию профессиональных компетенций учителей и формированию адекватной оценки учениками значимости изучаемых дисциплин.

Обращаясь к бинарности, как целостному восприятию учебного материала можно выделить ряд преимуществ:

1. Окружающий мир познается учащимися в многообразии и единстве, тогда как отдельные предметы школьного цикла не дают полного представления о целостном явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

3. Бинарные уроки расширяют возможности для самореализации учителя в творческом процессе, открывают перед ним новые возможности, заставляя выступать в роли экспериментатора.

4. Бинарные уроки помогают осмыслить практическую применимость математики, как прикладной науки, а не теоретической. Ведь сложность в восприятии учениками математики зачастую связана именно с непониманием ими места математики в современном мире, невозможностью увидеть практическое применение получаемых ими знаний.

5. Учащимся такие уроки помогают лучше, более полно и осознанно усвоить пройденный материал.

Рассмотрим примеры бинарных уроков по информатике и математике.

Бинарный урок «Использование возможностей текстового редактора WORD (редактора формул и панели рисования) для нахождения площадей многоугольников»

(8 класс)

Цели урока:

  1. Обучающая: Закрепление и проверка знаний учащихся по темам «Редактор формул и панель рисования в текстовом редакторе WORD» и «Площади фигур».

  2. Развивающая: Формирование у учащихся умений применять теоретические знания на практике.

  3. Воспитательная: Воспитание требовательности к себе, добросовестности, честности и усердия.

Оборудование:

  1. Компьютерный класс.

  2. Мультимедийный система.

  3. Папки с таблицей для диктанта и текстом задач находятся на каждом компьютере.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение темы «Редактор формул и панель рисования в текстовом редакторе WORD» в процессе устной работу. На экран по ходу беседы проецируются вид панели задач, панели инструментов.

3. Математический диктант по теме «Площади фигур»

Примечание:

  1. Учащиеся открывают на своём компьютере папку, в которой заранее создана данная таблица.

  2. Чтобы заполнить строку «Формула» учащийся открывает вкладку «Вставка. Формула» и с её помощью впечатывает соответствующую формулу.

  3. Чтобы заполнить столбец «Рисунок» учащийся открывает вкладку «Вставка» и вставляет готовое изображение фигуры, используя вкладку «Фигуры».

  4. Вопросы диктанта проецируются с помощью проектора на экран и одновременно проговариваются учителем вслух.

  5. Проверка осуществляется сразу по мере выполнения задания учащимися. За диктант выставляются две оценки: по геометрии и по информатике.

Текст диктанта.

  1. Записать формулу площади прямоугольника.

  2. Записать формулу площади квадрата.

  3. Записать формулу площади параллелограмма.

  4. Записать формулу площади треугольника (общую).

  5. Записать формулу площади прямоугольного треугольника.

  6. Записать формулу Герона.

  7. Записать формулу площади ромба.

  8. Записать формулу площади трапеции.

  9. Записать свойство площадей треугольников, имеющих равные высоты.

  10. Записать свойство площадей треугольников, имеющих равные углы.

Формула

Рисунок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы к диктанту.

Формула

Рисунок

1

2

3

4

5

6

, где

7

8

9

10

4. Постановка задачи по теме «Решение задач на нахождение площадей фигур». Текст задания проецируется на экран.

Текст задания.

  1. Прочитать условие задачи.

  2. С помощью текстового редактора WORD сделать рисунок к задаче (можно скопировать рисунок из вашей таблицы, добавив обозначения вершин).

  3. Записать краткое условие:

Дано:

Найти:

  1. Решить задачу в тетради.

Примечание:

  1. Выполнение рисунка и запись условия в редакторе WORD проверяется и оценивается учителем информатики по мере выполнения задания учащимися.

  2. Решение задачи оценивается учителем математики по мере выполнения задания учащимися.

Задача 1.

Найти площадь параллелограмма, если его стороны равны 12 см и 16 см, а один из углов равен .

Задача 2.

Найти площадь ромба ABCD, если сторона ромба 6 см, диагональ BD=18 см, а .

Решение задач.

Задача 1.

Решение.

1.

2. , сл-но, в . По свойству прямоугольного треугольника (см).

3. Сл-но, (см2).

Ответ: 108 см2.

Задача 2.

Дано: ABCD – ромб, AB=6 см, BD= 18 см, .

Найти: S.

Решение.

1. , сл-но , по свойству ромба .

2. Тогда из по свойству прямоугольного треугольника, OD= 3 см.

3. Тогда (см2)

Ответ: 54 см2.

5. Итог урока.

Учащиеся получают оценку по информатике по теме «Редактор формул и панель рисования в текстовом редакторе WORD» по итогам выполнения задания на компьютере, проверку и оценивание осуществляет учитель информатик по мере выполнения задания детьми. Оценку по теме «Площади фигур» за диктант (после проверки учителем математики всех работ на экран проецируются верные ответы и критерии оценивания: оценка «5» выставляется за 9-10 верных ответов, оценка «4» выставляется за 7-8 верных ответов, оценка «3» выставляется за 5-6 верных ответов, оценка «2»выставляется в остальных случаях).

Оценку по теме «Площади фигур» за решение каждой геометрической задачи.

Учащиеся работают индивидуально, каждый со своей скоростью, выполнение заданий диктанта является обязательным для всех, выполнение второй части считается дополнительным заданием и оценивается отдельно, при этом более сильные учащиеся могут выполнить всё задание полностью, а слабые ограничиться только выполнением диктанта.

Бинарный урок «Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом».

(10 класс)

Цели урока:

Обучающая: Повторение, закрепление и проверка знаний учащихся по темам «Построения графиков функций с помощью табличного редактора Excel» и «Свойства и графики целых функций».

Развивающая: Формирование у учащихся умений применять теоретические знания на практике, развитие памяти, логического мышления, внимания.

Воспитательная: Воспитание требовательности к себе, добросовестности, честности и усердия.

Оборудование:

  1. Компьютерный класс.

  2. Мультимедийный система.

  3. Папки с тестами и уравнением функции для исследования и построения графика находятся на каждом компьютере.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка задачи по теме «Свойства целых функций» и решение теста по данной теме, выполненного в редакторе Excel.

Текст задания (тест):

Вариант 1.

1.Уравнение прямой имеет вид:

А..

В..

Б..

Г..

2.Графиком квадратичной функции является:

А. гипербола.

В. окружность.

Б. парабола.

Г. прямая.

3.Укажите дробно-линейную функцию:

А.

В.

Б.

Г.

4.Укажите, какое преобразование выполняется при построении графика функции

А. Симметрия относительно оси ординат.

Б. Симметрия относительно начала координат.

В. Симметрия относительно оси абсцисс частей графика, расположенных в нижней полуплоскости.

Г. Уничтожение части графика под осью абсцисс и дублирование оставшейся части симметрично относительно оси абсцисс.

5.Укажите область определения функции

А.

В.

Б.

Г.

6.Запишите уравнение прямой, проходящей через точки А(-2;1) и В(2;-1).

А. .

В. .

Б. .

Г. .

7. Запишите уравнение окружности с центром в точке (4;-6) и радиусом 7 см.

А. .

В. .

Б. .

Г. .

8.Решите неравенство

А..

В..

Б. .

Г. .

Вариант 2.

1.Уравнение окружности имеет вид:

А..

В..

Б..

Г..

2.Графиком обратной пропорциональности является:

А. гипербола.

В. окружность.

Б. парабола.

Г. прямая.

3.Укажите иррациональную функцию:

А.

В.

Б.

Г.

4.Укажите, какое преобразование выполняется при построении графика функции

А. Симметрия относительно оси ординат.

Б. Симметрия относительно начала координат.

В. Симметрия относительно оси абсцисс частей графика, расположенных в нижней полуплоскости.

Г. Уничтожение части графика под осью абсцисс и дублирование оставшейся части симметрично относительно оси абсцисс.

5.Укажите область определения функции

А.

В.

Б.

Г.

6.Запишите уравнение прямой, проходящей через точки А(2;1) и В(1;2).

А. .

В. .

Б. .

Г. .

7. Запишите уравнение окружности с центром в точке (-4;5) и радиусом 3 см.

А. .

В. .

Б. .

Г. .

8.Решите неравенство

А..

В..

Б. .

Г. .

Ответы к заданиям теста.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

Б

Б

Г

А

А

Б

Г

2

В

А

Г

В

В

В

Г

Б

3. Постановка задачи по теме «Построение графиков целых функций с помощью и средствами табличного редактора Excel»: записать формулу, задающую функцию, с помощью встроенных средств редактора Excel; открыв вкладку «Вставка. Диаграммы» построить график заданной функции с указанным шагом.

Текст задания.

Вариант 1.

1.Построить график функции на промежутке с шагом 0,5.

2.Указать по графику

а) область определения функции;

б) область значений функции;

в) промежутки возрастания функции;

г) промежутки убывания функции;

д) нули функции.

Вариант 2.

1.Построить график функции на промежутке с шагом 0,5.

2.Указать по графику

а) область определения функции;

б) область значений функции;

в) промежутки возрастания функции;

г) промежутки убывания функции;

д) нули функции.

Ответы к заданию.

Вариант 1.

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) -3; 3.

Вариант 2.

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) -3,5; -0,5; 0,5; 3,5.

5. Итог урока.

Оценки по каждому виду задания выставляются по ходу урока и объявляются учащимся сразу. Проверка теста осуществляется автоматически при завершении работы с помощью компьютерной программы, проверка построения и подписи графика средствами табличного редактора Excel проверяется учителем информатики по мере выполнения, проверка дополнительного задания по построенному графику проверяется учителем математики.

Литература.

Муравин Г. К. Алгебра и начала анализаю 10кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.:Дрофа,2009.

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Автор
Дата добавления 01.12.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров33
Номер материала 4944
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.