Уроки математики / Статья / Статья "Патриотическое воспитание на современном уроке"

Статья "Патриотическое воспитание на современном уроке"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №91 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В ШКОЛЕ ГРАЖДАНСКОГО СООБЩЕСТВА

Выполнила:

Ларькина Галина Александровна,

заместитель директора, учитель математики

Нижний Новгород

Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная и для общества в целом, и для школы в частности. Произошедшее в последние годы значительное усложнение геополитической ситуации, значительная активизация политической и экономической конкуренции мировых центров силы, появление и расширение зон социально-политической нестабильности, а также вооруженных и иных конфликтов вблизи границ России, попытки геополитических конкурентов использовать социально-экономические проблемы для дестабилизации политической ситуации внутри страны обусловливают необходимость значительного повышения уровня готовности граждан России к защите национальных интересов России, что, в свою очередь, определяет качественно новый уровень требований к процессу патриотического воспитания российских граждан всех возрастов. (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы»). Патриотическое воспитание затрагивает, прежде всего, сферу образования, приоритетной задачей которого является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).

Педагогические наблюдения, результаты анкетирования, проводимые в том числе и в нашей школе, показывают, что имеются определенные проблемы в сфере патриотического воспитания: сохраняется недостаточный уровень знаний учащихся истории России и своего региона, российской литературы, географии, низкий уровень гражданской активности, связанный с недостатком политической, социальной и правовой культуры, культуры безопасности, здорового образа жизни.

Происходящие процессы в области патриотического воспитания свидетельствуют как об определенных достижениях, так и об известной шаблонности, отсутствии новых идей и концепций в подходах к решению этой проблемы. Зачастую педагоги ограничивают патриотическое воспитание проведением нескольких тематических классных часов, или проводят слишком много разрозненных мероприятий, но они не объединены в систему, не имеют общей идеи, - и то, и другое не отвечает современным требованиям. Кроме того, изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники: их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п., а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать проблемы патриотического воспитания, выражающиеся в недостатке его результативности и эффективности. Поэтому необходимо решать задачи гражданско-патриотического воспитания:

  • постоянное обновление и совершенствование форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств;

  • совершенствование форм и методов работы по развитию волонтёрского движения;

  • развитие детского самоуправления, в т.ч. в условиях функционирования детских общественных организаций;

  • совершенствование военно-патриотического воспитания детей;

  • методическое сопровождение педагогов по вопросам патриотического воспитания;

  • привлечение семьи и социальных партнеров к формированию гражданско-патриотических качеств личности;

  • совершенствование информационного обеспечения освещения мероприятий и вопросов патриотической направленности.

Для решения этих задач в нашей школе действует Программа развития «Школа гражданского сообщества», ставшая основой инновационного проекта, с которым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нижнего Новгорода стала участницей федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (научный руководитель Г.А.Игнатьева, доктор педагогических наук, зав.кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО).

Основной постулат школы - воспитать гражданина для жизни в гражданском обществе, что будет способствовать решению социокультурной проблемы становления и развития гражданского общества в России. Основная идея школы – создание демократического школьного детско-взрослого сообщества, в котором каждый его представитель может самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении образовательных проблем. Такая форма совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, местного сообщества, социальных партнеров, направлена на создание условий для формирования основ демократической, информационно-коммуникативной культуры, ориентирующей молодых людей на активную жизненную позицию, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свой личный и профессиональный выбор, приобретение позитивного социального опыта, развитие гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся и их родителей - ключевых компетенций участников образовательных отношений в Школе гражданского сообщества. Гражданская позиция включает в себя нравственные, патриотические и экологические компоненты и должна основываться на определенных действиях и активностях по отношению к окружающей действительности. Через социальную активную позицию происходит конструирование идентичности личности как гражданина и патриота своей страны. Гражданские компетенции являются основными составляющими портрета выпускника, определяемого Федеральным государственным образовательным стандартом.

Наиболее эффективными формами работы в решении этих задач, по нашему мнению, являются: коллективная творческая деятельность, технология ключевых комплексных дел, решение практико-ориентированных задач, социальное проектирование, волонтерское движение. Применение этих форм возможно не только во внеурочной деятельности, но и на уроке (учебном занятии), что делает и сами уроки нестандартными, интересными, отвечающими требованиям системно-деятельностного подхода.

Рассмотрим лишь одно из ключевых комплексных дел в Школе гражданского сообщества, в котором принял участие каждый и которое наиболее полно показывает воспитательные возможности современного урока в достижении личностных результатов, – подготовка празднования 70-летия Великой Победы - дело, которое объединило и сплотило всех участников образовательных отношений, что, безусловно, явилось мощным стимулом в укреплении гражданских позиций и патриотических настроений.

Неоценим воспитательный потенциал уроков Победы в достижении личностных результатов освоения образовательных программ. Для проведения этих уроков тщательно отбирались технологии, формы и методы. Конечно, такие предметы учебного плана, как литература, история, музыка, обществознание, МХК, изобразительное искусство, ОБЖ, география уже предполагают патриотическое воспитание на изучении материала, посвященного Великой Отечественной войне и активные формы проведения уроков. Так, к 70-летию Победы, были проведены метапредметные уроки:

- литературная гостиная «Я с поклоном вам целую руки, женщины, прошедшие войну» по материалам литературных, художественных и музыкальных произведений и исторических документов;

- спектакли «Девчонки поры огневой…», «В бой идут одни старики» по материалам кинофильмов и литературных произведений;

- серия тематических уроков истории «Великие даты великой войны», проведенные учащимися 9 классов для 5-классников;

- книга Памяти, а также сетевой проект «Мы помним, чтим, гордимся» о подвиге родных учащихся нашей школы в годы войны;

- отряд лучших старшеклассников школы нес вахту на Посту № 1 у Вечного Огня  Славы в Кремле г.Н.Новгорода.  В программу несения почетной вахты были включены встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посещение музеев боевой славы, выпуск боевых листов и презентаций, участие в мероприятии, посвященном 35-летию постоянного детского Поста № 1;

- серия уроков-экскурсий по местам боевой славы Нижегородской и Владимирской областей; игра-путешествие (фото-квест) по памятным местам Ленинского района, связанным с его военной историей «Дорога к Победе» и многие другие;

- под руководством директора школы, депутата Городской Думы И.М. Богданова проведена акция «Дорога к ветеранам»: 100 мальчишек и девчонок- членов детской общественной организации «Русский союз скаутов» - прошли маршрутами многодневного похода в Воскресенском районе с целью составления карты деревень, в которых  живут ветераны войны. Старт похода был дан 4 ноября, в День народного единства, еженедельно отряды скаутов выезжали к ветеранам, послушать и записать их рассказы, оказать посильную помощь (что-то подремонтировать, поколоть дрова, прибрать дом). Сегодня это важно, потому что многие ветераны – одиноки. К 9 мая  для ветеранов были подготовлены подарки, на каждом доме ветерана закреплены памятные доски и красные звезды, которые изготовили сами учащиеся на уроках технологии. А там, где жил ветеран, но уже ушел из жизни, в память были посажены деревья.

- традиционный урок Памяти - церемония возложения цветов и гирлянды славы у Вечного огня в Кремле собрала всех учащихся школы (1-11 классы), родителей, педагогов и выпускников. Проникновенные слова ведущих, песня «Помни», минута молчания и цветы, как память о погибших, никого не оставили равнодушным. Со слезами на глазах каждый участник митинга возложил цветы к Вечному огню.

Учителя предметов, на первый взгляд, казалось бы, трудно-совместимых с материалом о войне, проявили творчество и инициативу и в результате со-деятельности детей и взрослых родились учебно-исследовательские проекты:
- по биологии «Цветы Победы»: ученики 1-4 классов не просто вырастили цветы для благоустройства памятников и высадили на пришкольном участке кусты сирени, но и узнали, как правильно выращивать цветы и что сирень – цветок Победного мая, которым были украшены воинские эшелоны, возвращавшиеся с фронта домой;

- по информатике "Великая Отечественная война - люди, техника, города": учащиеся 10м класса создали сайт к 70-летию Великой Победы.

Приоритетным направлением моей работы заместителя директора, курирующего преподавание математики, и руководителя ресурсного центра учителей математики Ленинского района в год 70-летия Победы стали вопросы патриотического воспитания на уроках математики и во внеурочной деятельности по предмету:

  • Учителя математики подготовили подборку математических задач гражданско-патриотического содержания и регулярно в течение учебного года во всех классах включали их в проекты уроков, учащиеся с интересом решали их, а после этого сами стали находить и составлять такие задачи, что, несомненно, способствовало развитию как познавательных, так и регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

  • Дистанционный семинар "Патриотическое воспитание на уроках математики (Формы работы на уроках математики в год 70-летия Победы)". прошел с 25 февраля по 8 мая 2015года для учителей математики района.

  • Ставшая традиционной в нашей школе неделя наук в этом году началась с проведения уроков в 5-6 классах «Математика и математики в годы Великой Отечественной войны».

  • В преддверии 23 февраля был проведен математический турнир, посвященный 70-летию Победы, в котором сразились остротой и глубиной своих знаний учащиеся 9 классов с углубленным изучением математики.

В результате проведенной работы у меня родилась идея учебно-исследовательского проекта «Математика и математики: вклад в Победу» (приложение 1), а вышеназванные мероприятия стали хорошей мотивацией для участия в проекте. Совместная работа педагогов и учащихся над проектом продолжалась более двух месяцев. В проекте приняли участие 72 учащихся 8-х и 9-х классов с углубленным изучением математики.

Мы (учителя математики) обратились к учителям истории, которые также являются и классными руководителями 9 классов, вместе с ними определили цель и задачи проекта, определили темы исследований. Затем предложили учащимся разбиться на группы и распределить темы, над которыми началась работа: подбирали материал, изучали различные исторические и математические источники, готовили презентации и выступления.

Итогом работы стал фестиваль проектов «Математика и математики: вклад в Победу», который состоялся 6 мая, перед днем Победы и позволил обобщить огромный пласт материала, а также осознать подвиг и великую роль математики и математиков в Великой Отечественной войне, как в боевых действиях, так в новых исследованиях, позволивших укрепить мощь советской техники, а также сэкономить средства для восстановления народного хозяйства после войны. Учащиеся с удовольствием проводили учебно-исследовательскую работу сами, и, конечно, привлекли и родителей, и учителей, и социальных партнеров (библиотеки, музеи). Одна из групп учащихся, работавших над проектом, приняла участие в районном конкурсе презентаций, посвященных 70-летию Победы. Учащимся так понравился фестиваль проектов, что они предложили самые интересные выступления показать и в других школах, поэтому в следующем году мы планируем организовать сетевой проект по подобной тематике. Значимость проведенного проекта огромна как в формировании гражданско-патриотических качеств, так и в формировании устойчивого интереса к углубленному изучению математики.

Ключевое комплексное дело в Школе гражданского сообщества – подготовка празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне включало в себя много разноплановых мероприятий, что потребовало публикации происходящих событий, поэтому я создала специальный сайт нашей школы, посвященный Победе в Великой Отечественной войне https://sites.google.com/site/rus919191/. Доступ к редактированию сайта имеют и учителя, и классные руководители, что дает возможность сетевого взаимодействия коллектива Школы гражданского сообщества. Творческий коллектив педагогов школы стал победителем III городского конкурса "Твое время", (дипломом 1 степени в номинации "Публикация на сайте  образовательного учреждения. Школьный сайт 70 лет Великой Победы"): заместители директора Ларькина Г.А., Каськова И.Б., -администраторы сайта, Богданова Н.Ю., организатор акций, проектов и мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы, а также все учителя, учащиеся, родители, представившие фотографии и материалы к публикации на сайте. Сайт будет работать не только в этом году, но и далее, так как тема подвига Победы не теряет своей актуальности.

Приведенные примеры показывают лишь малую толику воспитательных возможностей урочной и внеурочной деятельности по предметам, которые органично соединяют традиции и инновации в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы, а также достижения целей Программы развития школы как Школы гражданского сообщества.

Анализ результатов проведенной в школе работы показывает, что уроки и учебные занятия позволяют ежедневно работать над формированием гражданской позиции участников образовательных отношений. Активное, систематическое, многоплановое, целенаправленное, скоординированное, педагогически обоснованное включение каждого учащегося в программы такого рода имеют сильный воспитательный эффект. Понимание собственной сопричастности и значимости своего участия создает в детско-взрослом сообществе благоприятный психологический климат, стимулирует познавательную деятельность, позволяет почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении образовательных задач, объединяя детей и взрослых в развитии гражданских качеств и формировании активной гражданской позиции личности, что в конечном итоге будет способствовать решению социокультурной проблемы становления и развития гражданского общества в России, а значит, поможет в решении основных задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом и Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Приложение 1.

Проект «Математика и математики: вклад в Победу»

Цель проекта:

Изучить и обобщить вклад математики как науки и математиков в победу в Великой Отечественной войне.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;

  2. Раскрыть роль науки математики в научных изобретениях для создания превосходства нашей армии над противником;

  3. Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в победу в ВОВ;

  4. Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях;

  5. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны;

  6. Собрать электронный сборник «Математика и математики: вклад в Победу».

Актуальность данного исследования состоит в том, что если на одну чашу весов положить фронтовые подвиги нашей армии, а на другую – труд работников тыла, то чаши эти станут вровень. Для победы нужны были усилия сотен тысяч советских людей, обеспечивавших фронт всем необходимым. Самолёт ИЛ-2, названный гитлеровцами «чёрной смертью»; «Катюша», залп которой фашисты сравнивали с ураганом; легендарный танк Т-34 – эти изобретения отечественной инженерной мысли навеки запечатлены в истории. Слова «Всё для фронта, всё для победы!» стали смыслом жизни тех, кто в тылу ковал фронтовые успехи. Участников тех событий почти не осталось в жизни, но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Методы исследования работа с научно-популярной литературой, сравнительный анализ полученной информации, отбор информации для работы, изучение задач, которые могли бы решаться в годы войны.

Объект исследования – Великая Отечественная война.

Предмет исследования – математика и математики в Великой Отечественной войне.

Темы исследований:

9п

Ученые МГУ фронту и тылу:

А. Н. Колмогоров, А. Я. Хинчин, П. С. Александров

Ученые МГУ фронту и тылу:

Л. С. Понтрягин, Н. А. Глаголев, Ф.И. Франкль

Ученые МГУ фронту и тылу:

С.А. Христианович, Н.Е. Жуковский, В.В. Голубев

Совершенствование военной техники. Теория стрельбы.

Статистические методы контроля качества в военном производстве.

Задачи на военную тематику.

8-я Краснопресненская дивизия народного ополчения 975-й артиллерийский полк.

Мехматовцы МГУ в битве за Москву.

История 46-го Гвардейского Ночного Бомбардировочного Авиационного Полка.

Академики: А.Н. Крылов, И.В. Курчатов,

Юрий Алексеевич Пономаренко, кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой высшей математики НГУ.

Академик Бернштейн С.Н.

Участие учёных-математиков в боевых действиях

Лаврентьев М.А., Ильюшин А.А., М.В. Бебутов (1913-1942) трудился в теории дифференциальных уравнений,

Участие учёных-математиков в боевых действиях М.В. Келдыш (1911-1978), И.Г. Петровский, Н. Е. Кочин, А.А.

Участие учёных-математиков в боевых действиях Ляпунов, Ю.В. Линник, С.Ф. Рубанов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.

  2. Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984.

  3. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.

  4. Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. - М: Машиностроение, 1986.

Сcылки на сайты и форумы о Великой Отечественной войне, воинах-фронтовиках, поисковой деятельности:

  1. ОБД «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

— обобщённый электронный Банк данных, содержащий информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период. База данных создана Министерством обороны Российской Федерации, техническая часть проекта реализована корпорацией «Электронный Архив».

  1. «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг» http://www.podvignaroda.ru/?#tab=navHome

— электронный банк документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. Содержимое банка данных составляют документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО), а именно наградные дела и документы по оперативному управлению боевыми действиями. В базу данных планируется ввести данные о 30 миллионах награждений периода боевых действий Великой Отечественной войны, всего доступ будет открыт к более чем 200 000 архивных дел общим объемом около 100 миллионов листов.

  1. Боевые действия Красной армии в ВОВ. http://bdsa.ru/

На сайте представлены боевые донесения, сводки СовИнформБюро, приказы НКО, письма с фронта и другие документы, военные карты; имеется раздел «Дивизии – перечень частей, подчиненные подразделения, история и боевой путь», а также перечень войск, которые входили в состав Красной армии в период Великой Отечественной войны и 2-мировой.

  1. Победа 1945. Никто не забыт — Ничто не забыто! http://www.pobeda1945.su/

Народный Сайт (информационный портал и социальная сеть одновременно), содержащий сведения о конкретных Фронтовиках, собранные их потомками.

  1. 2-ая Мировая война 1939-1945 гг. http://forum.vgd.ru/120/

Раздел Генеалогического форума ВГД http://forum.vgd.ru/

(Всероссийское генеалогическое древо), посвященный установлению судеб участников Великой Отечественной войны.

  1. Из истории 46-го Гвардейского НБАП http://airaces.narod.ru/woman/46gnbap.htm

  2. 8-я Краснопресненская дивизия народного ополчения

http://smol1941.narod.ru/8sd.htm

  1. http://www.people.su/61202 Игорь Васильевич Курчатов: биография

Автор
Дата добавления 30.09.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров175
Номер материала 4456
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.