Уроки математики / Статья / Статья по математике " Методические рекомендации по подготовке к экзамену по математике ( 9 класс)

Статья по математике " Методические рекомендации по подготовке к экзамену по математике ( 9 класс)

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

Учитель математики МАОУ «Лицей № 12» Мухаметзянова Г.Р., г.Стерлитамак, Республика Башкортостан

 

Подготовка к ОГЭ – это всегда ответственный процесс. И оттого насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит наш результат. Систему подготовки к ОГЭ начинать надо с 5 класса, вести мониторинг ЗУН учащихся по всем темам.

Программа подготовки к ОГЭ предусматривает различные виды деятельности:

  • организационно-методическую,

  • повышение профессиональной компетентности педагога,

  • изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования,

  • работа с учащимися и их родителями.

        Введение государственной итоговой аттестации по  математике в форме ОГЭ в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

        Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно изменился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике задание 20. В  ОГЭ введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.  

Для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов необходима мотивация. Если в 11 классе при сдаче ЕГЭ ученики по результатам экзамена получают возможность поступления в ВУЗ, то в 9 классе экзамены на поступление не всегда влияют, ученики не осознают серьезности экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться.  Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, а значит, усложняет систему подготовки к ОГЭ.

Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать  результатом экзамена. Поэтому подготовку к ОГЭ надо начинать с работы с родителями.

  1. Работа с родителями.

Для учащихся и их родителей в сентябре проводим совместные родительские собрание, где знакомим с организацией и проведением ОГЭ по математике в 9 классе и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

Мотивация учащихся и их родителей  пройдет успешнее, если перед собранием провести тестирование в формате ОГЭ и продемонстрировать результаты.

  1. При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

Считаю  лучше разделить класс на 2 группы:

БАЗА

              ПРОФИЛЬ

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3», а возможно и «4».

Учащиеся, которые справляются с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

  1. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части ).

  1. Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач (действия с дробями, процентами, графиками функций).

  2. Также Включать в изучение текущего учебного материала заданий,  соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке мы решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из Кимов.

Некоторые рекомендации учителю При планировании урока :

Увеличить количество рассматриваемых на уроке и предлагаемых на дом заданий на чтение графиков и графических соответствий;

Подбирать задания, вызывающие трудности у учащихся, и постоянно решать на уроках эти задания (неполные квадратные уравнения, неравенства, упрощение степеней с разными основаниями, задания с арифметическим квадратным корнем).

Уделять больше внимания разделу «Числовые функции и их графики», на построение графиков элементарных функций в общем виде, на исследование функций в зависимости от коэффициентов .

При решении уравнений и систем уравнений использовать чаще задания графического плана.

Использовать различные формулировки одного и того же задания, предлагая учащимся составление новых формулировок по заданному условию.

При решении задач с помощью уравнений принимать за переменную различные величины, данные в условии задачи, составлять задачу по уравнению.

Требовать от учащихся записи ответа в каждом задании.

Включать вопросы курса теории вероятностей, как в устную, так и в письменную работу.

Как можно больше использовать упражнений на выражение одной переменной через другую.

При решении уравнений, неравенств и систем уравнений обозначать переменные не только х и у, но и другими буквами. Решив уравнение, выполнить обязательно проверку.

Выполняя действия со степенями, работать с числовыми значениями, включая числа, записанные в стандартном виде.

В заданиях вычислительного характера, использовать запись ответа в стандартном виде.

При изучении геометрии обращать внимание учащихся не только на свойства и формулы, выведенные в параграфе по рассматриваемой теме, но и свойства и формулы, выведенные в задачах после изученной темы. Т.Фалеса, площадь ромба.

6.Использование в домашних заданиях материалы Кимов. Те задания, которые вызывают затруднения, разбираются на уроке.

7.Включение  экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач.  Обязательно добиваться того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки .

9.Систематическое повторение  учебного материала начинаю с мая месяца, когда заканчивается изучение программы 9 класса. 

  • Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)

С различных Сайтов сети интернет

Больше предпочтение отдаю работе с сайтом ФИПИ. Все задания распределены по темам. На платных курсах по подготовке к ОГЭ провожу работу таким образом…

10. С первого триместра надо систематически проводить работу по заполнению бланков. 

С заполнением бланков бывает много проблем. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки % и оС.

11.  В работе помогает решение большого числа тестов. 

Учащиеся решают тесты самостоятельно, я проверяю и выставляю баллы. Учитель для себя отмечает задания, где больше всего допущено ошибок. Все задания на последующих уроках разбираются.

12. Использование программы РОСТ

В течение учебного года использовала в своей работе программу РОСТ.

Каждую неделю, вместо домашнего задания, на выходной задавала один из вариантов этой программы. Ребята выполняют задания в режиме on-line.

В тоже время преподаватель видит, с какими заданиями и как справились ученики. На последующих уроках задания разбираются вместе с учениками. На каникулах ребятам предлагается пройти тестирование в школе.

Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в основной школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.

Автор
Дата добавления 12.04.2018
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров215
Номер материала 5572
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.