Уроки математики / Научная работа / Сюжетно-ролевая игра на уроках математики в начальных классах

Сюжетно-ролевая игра на уроках математики в начальных классах

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Сюжетно-ролевая игра на уроках математики в начальных классах .

Оглавление

п/п

Содержание

Страница

1.

Введение. Сюжетно – ролевая игра.

3

2.

Основная часть. Урок математики во 2 классе.

4

3.

Заключение.

8

4.

Литература.

9

5.

Приложение.

10

Введение

К числу наиболее актуальных проблем современности относится проблема детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения. Как правило, у этих детей наблюдается задержка психического развития (ЗПР) или недоразвитие высших познавательных процессов в различной степени.

По моему мнению, для разрешения данной проблемы необходимо использовать игровые технологии в профессиональной деятельности, которые являются одним из наиболее подходящих и эффективных средств, и которые обеспечили бы успешную социальную адаптацию данной категории детей. Игровые технологии способствуют успешной адаптации детей-сирот в детском доме - школе: снижается уровень агрессии, повышается степень включенности в группу- класс, увеличивается уровень социальной активности.

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [3, с.138].

Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм.

Она комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен детского дома-школы. В данном виде игровой деятельности дети-сироты усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.

Математика.

2 класс

Тема: Числа от 1 до 100. Письменные вычисления. Закрепление.

Цель: отработка письменных вычислений в столбик.

Задачи:

  1. Отрабатывать вычислительные навыки, умение решать задачи.

  2. Развивать воображение.

  3. Прививать любовь к предмету через игру; воспитывать патриотизм.

Оборудование:

    • карточки с цифрами 2 и 3;

    • фуражка пограничника, летчика, танкиста;

    • рисунки собаки-овчарки, танка, самолета, парашютов;

    • текст задачи на карточках.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы будем считать и задачи решать

Мы знаем, что в жизни без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

II. Чистописание

- Я загадала число, которое меньше 24, но больше 22.

- Какие цифры потребуются для записи числа 23?

(Напоминаю и показываю написание цифр в числе. Дети пишут 3 раза.)

- Сколько в нем десятков и единиц?

- Значит, какое это число?

- Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

- А что еще напоминает вам число 23?

(23 февраля отмечается праздник- День Защитника Отечества. Ежегодно в Армии проходят учения, где разные войска отрабатывают свои действия по защите нашей Родины.)

- Сегодня у нас на уроке будут учиться отрабатывать свои действия…

Отгадайте, кто:

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждая путь врагу.

- Правильно, это пограничник.

(Выходит ученик в фуражке пограничника с картинкой собаки.)

<Рисунок 1>

- А кто пограничнику помогает? (Собака)

III. Устный счет

1.- Посмотрите, ей нужно пробежать по всем треугольникам

- Кто поможет овчарке?

- Сколько всего треугольников? (4)

2.- Найдите лишнее число, под ним спрятался диверсант-враг.

4 1 9 6 14 2

- Почему оно лишнее?

3.- А здесь минное поле, надо помочь ей быстро пройти его. И если мы поможем быстро пройти, то узнаем, кто следующий будет отрабатывать свои действия.

14 – 6 + 9 + 8 – 2 + 7= (30-танкисты)

(Выходит ученик в шлеме танкиста и выносит танк с числом 30)

<Рисунок 2>

IV. Закрепление материала

1) - И вот в ход пошла тяжелая техника. Танк должен пройти через холм. И, если мы решим правильно уравнение, то условные враги не заметят танк.

х+5=15

- Прочитайте уравнение.

- На что обращаем внимание?

- Как называются числа при сложении?

- Что нам неизвестно?

- Как найти неизвестное слагаемое?

(Дети решают в тетрадях, а один ученик у доски)

2) Физминутка

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим!

3) - Слышишь, моторы гудят в вышине,

С неба привет посылают стране,-

То быстроходный летит самолет,

Летчик отважный машину ведет!

(Выходит ученик в фуражке летчика с самолетом)

<Рисунок 3>

- Помогите летчику выполнить мертвую петлю. (Ученик показывает)

- Для этого мы должны решить задачу:

«В учениях участвовало 8 танков, а самолетов на 4 больше. Сколько всего боевой техники участвовало в учениях?» (Чтения с листочка учеником)

- Сколько танков участвовало в учениях?

- А самолетов?

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Почему?

- А можем мы узнать, сколько самолетов участвовало в учениях?

- Как?

(Решение задачи с места с комментированием)

4) Самостоятельная работа

– Посмотрите, самолет сделал петлю и выпустил десант. Помогите им приземлиться на свое поле. Для этого нам надо решить примеры, которые записаны на парашютах.

- Спишите примеры в столбик и решите их самостоятельно.

45+23 57-32 26+37 64+36 40-18

(Проверка. Дети читают пример и опускают парашютистов на свое поле).

V. Рефлексия:

- Вот и закончились наши учения.

- Учения, какого рода войск вам больше всего понравились?

- Чем?

- Давайте закончим наш урок словами, которые записаны на доске:

(Чтение хором)

Чтобы защитником Родины стать,

Надо, друзья, математику знать!

- Как вы понимаете эти слова?

Заключение

Я работаю по общеобразовательной программе, адаптированной для детей с ЗПР. Она является коррекционно-развивающей.

У детей с ЗПР гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточно развитых для его возраста умений сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы.

Предлагаемый урок - одна из форм нестандартного повторения и закрепления учебного материала по математике, который также способствует воспитанию патриотических чувств у детей – сирот. Дети побывали в образе танкиста, летчика и пограничника, что пробудило интерес и активность детей на уроке. Дети были эмоциональны. Через такие уроки прививается любовь и преданность Отечеству, стремление защищать интересы Родины, развивается кругозор, воображение.

Литература

  1. Моро, М. И. Математика. 4 класс. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.И. Моро. - М. : Просвещение, 2009. – 112 с.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно - развивающее обучение [Текст] : Начальные классы. / под редакцией С. Г. Шевченко. М., «Школьная Пресса», 2004. – 273 с.

  3. Словари. Энциклопедия. М., 1997. – 138 с.

Приложение

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

Автор
Дата добавления 21.04.2017
Раздел Начальная
Подраздел Научная работа
Просмотров414
Номер материала 3806
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.