ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Сюжетно-ролевая игра на уроках математики в начальных классах .
Оглавление
№ п/п | Содержание | Страница |
1. | Введение. Сюжетно – ролевая игра. | 3 |
2. | Основная часть. Урок математики во 2 классе. | 4 |
3. | Заключение. | 8 |
4. | Литература. | 9 |
5. | Приложение. | 10 |
Введение
К числу наиболее актуальных проблем современности относится проблема детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения. Как правило, у этих детей наблюдается задержка психического развития (ЗПР) или недоразвитие высших познавательных процессов в различной степени.
По моему мнению, для разрешения данной проблемы необходимо использовать игровые технологии в профессиональной деятельности, которые являются одним из наиболее подходящих и эффективных средств, и которые обеспечили бы успешную социальную адаптацию данной категории детей. Игровые технологии способствуют успешной адаптации детей-сирот в детском доме - школе: снижается уровень агрессии, повышается степень включенности в группу- класс, увеличивается уровень социальной активности.
В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [3, с.138].
Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм.
Она комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен детского дома-школы. В данном виде игровой деятельности дети-сироты усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.
Математика.
2 класс
Тема: Числа от 1 до 100. Письменные вычисления. Закрепление.
Цель: отработка письменных вычислений в столбик.
Задачи:
Отрабатывать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивать воображение.
Прививать любовь к предмету через игру; воспитывать патриотизм.
Оборудование:
карточки с цифрами 2 и 3;
фуражка пограничника, летчика, танкиста;
рисунки собаки-овчарки, танка, самолета, парашютов;
текст задачи на карточках.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы будем считать и задачи решать
Мы знаем, что в жизни без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
II. Чистописание
- Я загадала число, которое меньше 24, но больше 22.
- Какие цифры потребуются для записи числа 23?
(Напоминаю и показываю написание цифр в числе. Дети пишут 3 раза.)
- Сколько в нем десятков и единиц?
- Значит, какое это число?
- Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
- А что еще напоминает вам число 23?
(23 февраля отмечается праздник- День Защитника Отечества. Ежегодно в Армии проходят учения, где разные войска отрабатывают свои действия по защите нашей Родины.)
- Сегодня у нас на уроке будут учиться отрабатывать свои действия…
Отгадайте, кто:
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждая путь врагу.
- Правильно, это пограничник.
(Выходит ученик в фуражке пограничника с картинкой собаки.)
<Рисунок 1>
- А кто пограничнику помогает? (Собака)
III. Устный счет
1.- Посмотрите, ей нужно пробежать по всем треугольникам
- Кто поможет овчарке?
- Сколько всего треугольников? (4)
2.- Найдите лишнее число, под ним спрятался диверсант-враг.
4 1 9 6 14 2
- Почему оно лишнее?
3.- А здесь минное поле, надо помочь ей быстро пройти его. И если мы поможем быстро пройти, то узнаем, кто следующий будет отрабатывать свои действия.
14 – 6 + 9 + 8 – 2 + 7= (30-танкисты)
(Выходит ученик в шлеме танкиста и выносит танк с числом 30)
<Рисунок 2>
IV. Закрепление материала
1) - И вот в ход пошла тяжелая техника. Танк должен пройти через холм. И, если мы решим правильно уравнение, то условные враги не заметят танк.
х+5=15
- Прочитайте уравнение.
- На что обращаем внимание?
- Как называются числа при сложении?
- Что нам неизвестно?
- Как найти неизвестное слагаемое?
(Дети решают в тетрадях, а один ученик у доски)
2) Физминутка
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим!
3) - Слышишь, моторы гудят в вышине,
С неба привет посылают стране,-
То быстроходный летит самолет,
Летчик отважный машину ведет!
(Выходит ученик в фуражке летчика с самолетом)
<Рисунок 3>
- Помогите летчику выполнить мертвую петлю. (Ученик показывает)
- Для этого мы должны решить задачу:
«В учениях участвовало 8 танков, а самолетов на 4 больше. Сколько всего боевой техники участвовало в учениях?» (Чтения с листочка учеником)
- Сколько танков участвовало в учениях?
- А самолетов?
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Почему?
- А можем мы узнать, сколько самолетов участвовало в учениях?
- Как?
(Решение задачи с места с комментированием)
4) Самостоятельная работа
– Посмотрите, самолет сделал петлю и выпустил десант. Помогите им приземлиться на свое поле. Для этого нам надо решить примеры, которые записаны на парашютах.
- Спишите примеры в столбик и решите их самостоятельно.
45+23 57-32 26+37 64+36 40-18
(Проверка. Дети читают пример и опускают парашютистов на свое поле).
V. Рефлексия:
- Вот и закончились наши учения.
- Учения, какого рода войск вам больше всего понравились?
- Чем?
- Давайте закончим наш урок словами, которые записаны на доске:
(Чтение хором)
Чтобы защитником Родины стать,
Надо, друзья, математику знать!
- Как вы понимаете эти слова?
Заключение
Я работаю по общеобразовательной программе, адаптированной для детей с ЗПР. Она является коррекционно-развивающей.
У детей с ЗПР гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточно развитых для его возраста умений сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы.
Предлагаемый урок - одна из форм нестандартного повторения и закрепления учебного материала по математике, который также способствует воспитанию патриотических чувств у детей – сирот. Дети побывали в образе танкиста, летчика и пограничника, что пробудило интерес и активность детей на уроке. Дети были эмоциональны. Через такие уроки прививается любовь и преданность Отечеству, стремление защищать интересы Родины, развивается кругозор, воображение.
Литература
Моро, М. И. Математика. 4 класс. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.И. Моро. - М. : Просвещение, 2009. – 112 с.
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно - развивающее обучение [Текст] : Начальные классы. / под редакцией С. Г. Шевченко. М., «Школьная Пресса», 2004. – 273 с.
Словари. Энциклопедия. М., 1997. – 138 с.
Приложение
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 21.04.2017 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Научная работа |
Просмотров | 3859 |
Номер материала | 3806 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |