Уроки математики / Другое / Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд» УМК «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд» УМК «Перспективная начальная школа»

Мастер-класс

«Технология системно - деятельностного метода обучения

на примере урока математики»

Форма проведения: урок - импровизация.

Задача:

Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения

Оборудование:учебник математики (2класс), рабочие листы

План:

1. Вступление

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

1.Шаг 1. Обоснование актуальности темы.

(Слайд 1)

В современной педагогической практике активно применяется деятельностный метод.

(Слайд 2)

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Главная особенностьдеятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Я лишь направляю эту деятельность и в завершение подвожу итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

Моя задача – организовать и обеспечить условия для выполнения этой деятельности. Осуществляя деятельностный подход, пытаюсь организовать работу на уроках так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности: сами осознали и вычленили проблему, поставили цель изучения, сформулировали задачи, решили их, сумели применить полученные знания на практике, смогли, преобразовывая их, получить новые знания.

Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска.

Для формирования уобучающегосядеятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности, направленных на решение проблемных задач, имеющих для ребенка личностно-смысловой характер. Как правило, при решении проблемных задач использую:

(Слайд 3)

  • метод поисково-познавательной деятельности,

  • методы индукции и дедукции (когда ученики идут от собственного опыта к познанию нового и назад к своему опыту, но уже обогащённому новой информацией (синтез-анализ-синтез),

  • приёмы коллективной творческой деятельности, моделирования различных ситуаций, в основе которых лежит принцип ориентировочной основы действий.

  • приёмы создания проблемной ситуации

Приёмы создания проблемной ситуации(Слайд 4)

Тип
проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью выполнить задание учителя

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Большое внимание на уроках уделяю формированию компонентов учебной деятельности. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения.

Системно-деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других.

Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья – успешно.

Конечно, проведение уроков по данной технологии требует от учителя большой и

тщательной подготовки. Основная трудность состоит в том, что урок должен быть логически правильно построенным. Необходимо подобрать систему вопросов, задач, в ходе решения которых ученики вовлекаются в деятельность.

При формировании предметных компетенций на уроках математики познавательная деятельность учащихся на уроке включает в себя разные формы:

алгоритм, составление таблицы, разноуровневые задания, поиск правильных результатов, выявление ошибок

На всех этапах урока происходит оценивание результатов: самопроверка по эталону, проверка в парах с выставлением баллов-оценок после каждого вида работы.

Домашнее задание является продолжением работы на уроке: разноуровневое, в зависимости от степени усвоения материала учащимися, творческого или эвристического характера, предполагающее работу в парах, группах и т.д.

Шаг 2. Система занятий мастера.

Систему деятельностного метода я стала использовать в целях формирования УУД. Этот метод предусматривает 4 типа урока.

(Слайд 5)

  1. Урок «открытия» нового знания.

В каждом уроке существуют две цели.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

  1. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изучаемых понятий, алгоритмов.

  1. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

  1. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Сейчас у меня хорошополучается применить системно-деятельностный метод на уроках открытия нового знания.

Рассмотрим все шаги ТДМ для уроков «открытия» нового знания.

(Слайд 6)

1.Мотивация учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия деятельности (итог урока).

3 шаг. Практическая часть

Рассмотрим технологию деятельностного метода на примере урока математики по теме «Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд»

(Слайд 7)

Сейчас я попрошу вас стать на время моими учениками, буквально на один эпизод с урока.

(Слайд 8)

Ход мастер класса.

  1. Мотивация учебной деятельности (орг.момент)

Комментарии.

Данный этап урока – мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки "Хочу, потому что смогу".

На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 минуты), его правильное проведение во многом определяет успешность всей учебной деятельности на уроке.

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

(Слайд 9)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.

Участникам мастер-класса предлагается

Комментарии

Данный этап урока – вхождение в ситуацию или актуализация знаний. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На данном этапе организую актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Здесь же - пробное действие и возникновение проблемной ситуации. Этот этап формирует у учеников отношение к ошибке в учении как к рабочей ситуации, требующей осмысления и последующей коррекции деятельности. Этим снимается боязнь ошибок, исключаются многие стрессовые ситуации

(Слайд 10)

  1. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

Комментарии:

Этот этап завершает первый шаг учебной деятельности («Что я не знаю?») Данный этап длится 4-5 минут.

Его цель – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») Понимание причины затруднения позволяет учащимся сознательно поставить цель своей деятельности и перейти к проектированию путей ее реализации.

Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Слайд (11)

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).

Это является следующим этапом технологии. Он длится 7-8 мин;

Цели: организовать составление совместного плана действий, определить средства, уточнить следующий шаг учебной деятельности.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Слайд 12

5. Реализация построенного проекта.

Этот этап длится 4-5 минут;

Целью следующего этапа является реализация построенного проекта в соответствии с планом.

Ученики должны: построить способ действия в соответствии со своим планом; зафиксировать новое знание в речи (вербально) и знаково (с помощью эталона); уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Слайд 13

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Этот этап длится 4-5 минут;

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием

На данном этапе происходит усвоение нового способа действий. Учащиеся выполняют типовые задания сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием решения алгоритма вслух. Этот этап сопровождается рефлексией того, что и как делается и все ли понятно.

Слайд 14

7. Самостоятельная работа с самопроверкой поэталону.

Данный этап длится 4-5 минут.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания(что уже достигнуто, а что -пока нет) и планирование работы над ошибками.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Слайд 15

8. Включение в систему знаний и повторение.

Этот этап длится 7-8 минут;

Цель: организовать повторение умений в сложении двузначных чисел с переходом через разряд.

На данном этапе ученики под руководством учителя устанавливают, в каких известных типах заданий оно может быть использовано.

Учащимся предлагается сначала из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Организуя этот этап, учитель подбирает задания так, чтобы с одной стороны, учащиеся закрепляли изученный ранее материал, а с другой стороны, шла их подготовка к введению в будущем новых способов действий.

Слайд 16

9. Рефлексия деятельности (итог урока).

Данный этап длится 2-3 минуты;

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.

Вопросы:

- какую задачу ставили?

- удалось решить поставленную задачу?

- каким способом?

- какие получили результаты?

- что нужно сделать еще?

- где можно применить новое знание?

- что на уроке у вас получалось хорошо?

- над чем еще можно поработать?

Согласовывается домашнее задание.

Возможен такой вариант домашнего задания, который включает в себя 2 части: а) обязательную - посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (по нормам САНПиНа); б)необязательную часть - одно задание (лучше по выбору) творческого характера.

Этапы урока «открытия» нового знания.

1.Мотивация учебной 2. Актуализация знаний и фиксация

деятельности. Индивидуального затруднения в пробном

действии

Задание на пробное действие:

3.Выявление причины 4.Построение проекта выхода

Затрудненияиз затруднения

5.Реализация построенного проекта

  1. Первичное закрепление 7. Самостоятельная работа с

во внешней речи самопроверкой

8.Включение в систему знаний 9. Рефлексия деятельности на уроке

1 этап

Девиз урока:

«От маленьких проблем - к большим открытиям!»

2 этап

1. Математический диктант.

(13, 16, 11, 12, 26, 17,15)

________________________________

________________________________

2. Сосчитайте и найдите значения сумм.

25 + 2 =

16 + 3 =

54 + 5 =

45 + 7 =

5 этап

  1. Работа в группе «Сами найдём способ решения»

13+8 =

27+4 =

Учебник

Математика 2 класс А. Л.Чекин(стр 57)

Рассмотри запись. Объясни, как выполнено сложение.

Карточка-помощница:

13+8= (10+3)+8 =10+(3+8)=10+ 11=21

- На какие слагаемые разложили число 13?

- К какому разрядному слагаемому прибавили однозначное число 8?

- Сложение каких разрядных слагаемых выполнялось в первую очередь?

- Какое число в результате сложения получилось в разряде единиц?

- Будет ли число 12 разрядным слагаемым разряда единиц?

При сложении в разряде единиц произошёл переход через разряд. Получилось двузначное число.

Такой способ сложения называется поразрядным с переходом через разряд.

6 этап

2

Вычисли значения сумм, используя способ поразрядного сложения.

36+7= 64+8=

48+5= 73+9=

3

Вычисли значения этих же сумм способом дополнения до «круглого» десятка.

Например: 36+7=36+(4+3)=(36+4)+3=40+3=43

7 этап.

Задание для самостоятельной работы

Вычисли значения сумм любым удобным для тебя способом.

54+9=

9+43=

7+37=

36+9=

Проверка самостоятельной работы по эталону:

54+9=(50+4)+9= 50+(4+9)=50+13= 63

9+43=9+(40+3)=40+(9+3)=40+12=52

7+37= (4+3)+37=(37+3)+4=40+4=44

7+37=7+(30+7)=30+(7+7)=30+14=44

36+9=36+(4+5)= (36+4)+5=40+5=45

36+9=(30+6)+9=30+(6+9)=30+15=45

8 этап

Включение в систему знаний.

Учебник стр 58 №5

Реши задачу. Составь краткую запись условия.

Вычисли и запиши ответ.

В одной коробке лежит 18 карандашей, а в другой -6. Сколько карандашей в двух коробках?

Какая из следующих схем соответствует задаче?

Автор
Дата добавления 01.10.2017
Раздел Начальная
Подраздел Другое
Просмотров190
Номер материала 4469
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.