КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 6 «Б» КЛАССЕ
Тема: «Длина окружности. Площадь круга».
Анотация:
Математика ― наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира. Без знания математики невозможно выработать адекватное представление об окружающем нас мире. В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Сегодня в образовании происходят серьезные перемены. Они обусловлены
переменами в обществе и в мире. Поэтому возникла необходимость появления нового стандарта образования.
Я работаю по УМК «С.М. Никольский, М.К. Потапов» второй год. Программа основана на проблемно-диалогической технологии, которая облегчает задачу научить учеников
видеть и решать поставленные проблемы. Эта технология прежде всего способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий. Вместе
с ними происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных
действий – за счёт использования диалога, а также познавательных – за счёт развития умений добывать и выбирать нужную информацию, делать соответствующие логические выводы и т. п.
В соответствии с данной технологией на уроке изучения нового материала
особое внимание было уделено двум ступеням: постановка учебной проблемы и поиску её решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса
для исследования. Поиск решения – этап «добывания» нового знания. Для прохождения этих ступеней я выстроила специальный диалог, исходящий от проблемной ситуации; диалог, подводящий к теме; сообщение темы с мотивацией на поиск.
Цель: расширение представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычислений длины окружности и площади круга; вывести формулы длины окружности, площади круга; познакомить учащихся с числом .
Задачи:
Образовательные: повторить понятия окружности и круга, центра, диаметра, радиуса окружности; отрабатывать навыки устного счета;
Развивающие: развивать познавательный интерес в процессе ознакомления с историческим материалом; развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
Воспитательные: прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности; воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
План урока:
Организационный момент.
Формулировка темы, постановка целей и задач урока.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Физминутка.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
Тест первичного закрепления
Домашнее задание.
Итоги.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся.
Эпиграф: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» Л.Н.Толстой. (Оценочные листы)
Формулировка темы, постановка целей и задач урока.
Учитель: Ребята, название темы сегодняшнего урока зашифровано, и чтобы отгадать тему нам необходимо выполнить следующие задания.
Округлите число до заданного разряда, из предложенных вариантов выберете правильный ответ, каждому числу поставлена в соответствие буква, из букв вы составите слово. (Длина).
1) округлите до сотых число 123,754; 2) округлите до третьей значащей цифры число 0,0013087; 3) округлите до тысячных число 9,2463; 4) округлите до десятых число 15,75; 5) округлите до десятков число 15789,25. |
|
А теперь нам необходимо отгадать еще одно слово из нашей сегодняшней темы. Выполнить вычисления, и упорядочить ответы в порядке возрастания, каждому числу поставлена в соответствие буква, из букв вы составите слово. (Площадь).
1 | 6 – 2,1 = 3,9 | О |
2 | 2,4 ∙ 2 = 4,8 | Щ |
3 | 2,12 + 4,3 = 6,42 | Д |
4 | 7,2 : 2 = 3,6 | Л |
5 | 4 : 0,8 = 5 | А |
6 | 0,69 ∙ 10 = 6,9 | Ь |
7 | 2,7 : 9 = 0,3 | П |
Молодцы. А теперь посмотрите на слайд, какие геометрические фигуры вы видите. (Предполагаемый ответ: круг, окружность). Чем они отличаются? Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока?
Правильно «Длина окружности. Площадь круга». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Длина окружности. Площадь круга».
А теперь давайте сформулируем цели урока.
Актуализация знаний.
Вспомним понятия связанные с окружностью и кругом в виде небольшого блиц – опроса:
Геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки, называется ..........
Окружность можно построить с помощью ..........
Часть плоскости, состоящую из всех точек окружности и всех точек, лежащих внутри окружности, называется ..........
Точка внутри круга, от которой равноудалены все точки окружности, называется ..........
Отрезок, соединяющий две любые точки окружности, называется ..........
Отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности, называется ..........
Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через центр, называется ..........
Диаметр (больше, меньше) радиуса в .......... раз.
Первичное усвоение знаний.
Создание проблемной ситуации.
Нам предстоит решить задачу нахождения длины окружности.
Вспомните единицы измерения длины.
С помощью какого инструмента можно измерять длину, например длину отрезка?
А можно ли измерить линейкой длину окружности?
Давайте подумаем, как можно измерять длину окружности?
Практическая работа.
Сегодня на уроке вы будете устанавливать практическим путем зависимость между диаметром и длиной окружности. Работать вы будете в группах. На слайде указаны правила работы в группе.
Для практической работы нам понадобятся часы, фонарик, барабан, банка сгущенки, подарочная коробка.
На доске изображена таблица.
№ предмета | Длина окружности (С) | Длина диаметра (d) | C : d |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
а | |||
4 | |||
5 |
Перед собой вы видите таблицу, которую нам необходимо заполнить. Вы получили предметы, которые имеют форму круга, обвязываете вашу модель ниткой, распрямляете и измеряете длину нитки (т.е. измерьте длину окружности, она обозначается буквой С) Затем вносите результат в тетрадь в, затем линейкой измеряете диаметр и записываете в тетрадь. Далее вам необходимо найти результат деления длины окружности на длину диаметра.
Проверка работы. Что у вас получилось? (Учитель выписывает несколько результатов на доске). Во всех случаях длина окружности примерно в 3 раза больше длины диаметра
Историческая справка. Для любой окружности отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом. Его обозначают греческой буквой (пи). - иррациональное число, которое выражается непериодической дробью. Точное значение этого числа неизвестно и сейчас. Великий ученый Древней Греции Архимед определил, что . С помощью современных ЭВМ число было определено до миллиона знаков после запятой. Нам для вычислений достаточно использовать значение , округленного до разряда сотых: = 3,14.
Вывод формул.
Вернемся к нашей проблеме нахождения длины окружности. А сможете ли с помощью всё той же нитки найти длину любой окружности. Конечно же, нет, но зная, что , выразим длину окружности: .
Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π.
А так как , то .
С помощью числа вычисляется площадь S круга радиуса R: .
Запишите формулы в тетрадь.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали, Руки медленно подняли, Пальцы сжать, потом разжать, | Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И беремся вновь за дело. |
Первичное закрепление.
Вычислить, используя формулы:
1 вариант | 2 вариант |
1. Вычислите приближенно длину C окружности радиуса R, если: | |
А) R = 10; Б) R = 1,5. | А) R = 4; Б) R = 2,5. |
2. Вычислите приближенно длину S окружности радиуса R, если: | |
А) R = 5; Б) R = 11. | А) R = 2; Б) R = 15. |
Самопроверка по эталону. За каждое задание по 1 баллу.
Применение изученных знаний.
Решение задач на выбор.
№1. Диаметр мамонтова дерева равен 10 м. Определите длину окружности ствола. (1 балл)
Решение:
м.
Ответ: 3,14 м.
№2. Отправимся в путешествие вокруг Земли, и обойдем земной шар по экватору. Вычислите длину экватора, если радиус равен R = 6370 км. (2 балла)
Решение:
км.
Ответ: 40003,6 км.
№3. Для покраски манежа цирка требуется 200 г. краски на 1 . Краска продается в банках по 3 кг. Сколько банок краски потребуется для покраски манежа, если ее радиус равен 3 м. (3 балла)
Решение:
1) (м2) - площадь манежа цирка.
2) 28,26 200 = 5652 (г) – краски потребуется.
3) 5652 г = 5,652 кг
Т.к. в 1 банке краски 3 кг, нам необходимо 2 банки.
Ответ: 2 банки краски.
Тест первичного закрепления (по эталону).
1. Число :
| 2. Формула длины окружности:
| |||||
3. Формула площади круга:
| 4. Чему равен диаметр окружности, радиус которой 3,8 см?
| |||||
5. Радиус окружности равен 1 см. Чему равна длина окружности и площадь круга?
| ||||||
Оценка: | «5» - все верно; «4» - одна ошибка; «3» - две ошибки; «2» - больше двух ошибок. |
Домашнее задание.
№1031, №1032(б) - задачи аналогичные тем, что мы решали сегодня на уроке.
И ещё одно задание. Поскольку математика тесно связана с жизнью, с окружающей нас средой, в чем вы сегодня убедились, то и задание у вас будет творческое. Может, вы увидите окружность в колесе, может в цирке, а у кого-то есть велосипед, у мамы на кухне кастрюли, кто-то крутит обруч, а кто-то любит искать города на глобусе. Придумайте и составьте задачу по теме «Длина окружности. Площадь круга» и сделайте красочный рисунок к задаче.
Итоги.
А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы:
Повторили… Узнали… Закрепили… | Оцените свою работу на уроке:
|
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 05.01.2019 |
Раздел | Математика |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 2588 |
Номер материала | 6026 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |