Уроки математики / Конспект урока / Урок на тему "Сложение и вычитание числа 9"

Урок на тему "Сложение и вычитание числа 9"

Предмет: математика

Тема: Сложение и вычитание числа 9

Тип урока: объяснения нового

Цель: организовать деятельность, направленную на формирование понятия о способах сложения и вычитания числа 9, закрепить представление о том, что прибавлять маленькое число к большому легче, чем большое к маленькому.

Задачи: способствовать развитию вычислительных навыков, навыков сравнения чисел и решения простых задач; осуществлять межпредметную связь с уроками ознакомления с окружающим миром;

развивать логическое мышления; умение анализировать, сравнивать, расширить активный словарный запас детей словами «подснежник», «скворечник»;

воспитывать интерес к изучению предмета, внимательное и бережное отношение к природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и считать.

- Давайте вспомним, какое сейчас время года? (весна) Месяц? Число?

- Посмотрите в окно, уже 10 день весны, а на улице снег есть? Мороз есть? Травка, листочки есть?

- Вот и у нас на доске дерево голое, сугроб большой, а солнце маленькое.

- Так может сейчас не весна? (весна, но она еще только просыпается, ранняя весна) А вы хотите стать помощниками весны? Помочь ей быстрее проснуться, хотя бы в нашем классе?

- Только вам нужно пройти испытание. Для этого вам пригодятся все ваши знания по математике. Готовы?

2. Устный счет.

1) числовой ряд от 1 до 10, от 10 до 1: хором.

- Молодцы! Подходите в помощники весны! Продолжаем!

1-5, 6-10, 10-1, 1-5, 6-10, 10-1

Соседи чисел 5, 8, 3, 9, 2.

У какого числа соседи 2 и 4, 5 и 7, 6 и 8, 1 и 3, 8 и 10? Назовите последующее по счету число. Назовите предыдущее по счету число.

-. Смотрите, у солнышка, появляются лучики. Считайте! (9)

2) восстановление числового ряда.

Как-будто, теплее стало. Чем лучики длиннее, тем сильнее греют. Хочется зажмуриться.

Дети закрывают глаза, учитель убирает несколько цифр.

Дети открывают глаза, называют пропавшие цифры. (играем 3 раза)

3) решение примеров + – 1.

- Сколько снежков? Давайте посчитаем. (9) А снег и, правда, какой-то черный. На нем примеры! Мы их решим, но сначала напомню:

если к числу прибавить 1, получится следующее по счету число;

если от числа отнять 1, получится предыдущее по счету число.

2-1 4-1

3+1 5-1 7+1

8-1 8+1 6+1 9-1

- Вот чудеса, с нашей помощью весеннее солнце растопило весь снег в нашем классе.

3. Каллиграфическая минутка.

- Какая цифра выглядывает из окошка? (9)

Объяснение написания цифры.

- Откройте тетради, правильно возьмите ручку. От точки пропишите строчку цифры 9.

4. Сообщение темы урока.

- О какой цифре мы будем сегодня говорить на уроке? Она часто встречалась сегодня: в лучиках солнца, в снежках и каллиграфической минутке. (9)

- Мы будем учиться прибавлять и отнимать число 9.

5. Формирование новых знаний, действий.

- Вы очень стараетесь, и весенние чудеса продолжают происходить. Посмотрите, какие у нас гости? Как называется эта птица? Почему ранней весной возвращаются перелетные птицы? (появляются насекомые) Вы хотите, чтобы скворцы остались? Тогда давайте решим примеры, которые они нам принесли.

1) решение примеров: фронтально, запись в тетрадь.

- Прочитайте 1 пример: 1+9. Решим его вместе при помощи счетных палочек. Какое число первое (1)? Сколько палочек возьмем? Какой знак? Что будем делать: добавлять палочки или убирать? Сколько палочек добавим? (9) Сосчитаем все палочки вместе. Сколько получилось? (10) Записываем ответ в первом примере.

- Прочитайте второй пример: 9+1. Нужны нам палочки, чтобы решить этот пример. Мы уже знаем, если к числу прибавить 1, получится следующее по счету число, т.е. 10.

- Сравните ответы. Они одинаковые. Т.е., мы поменяли числа местами и получили такой же ответ.

- Напоминаю: при сложении, числа можно поменять местами.

+ = +

- Удобно нам было прибавлять 9 в первом примере? (нет, 9 – большое число)

- Удобно было прибавлять 1 во втором примере? (да, 1 - маленькое число)

Маленькое число легче прибавлять, чем большое.

- Прочитайте 3 пример: 10-1. Будем брать палочки, чтобы решить этот пример? Конечно, нет, если вычесть из любого числа 1, получится предыдущее по счету число. (9)

- Прочитайте 4 пример: 10-9. Сколько нужно взять палочек? Какой знак? Что будем делать: добавлять палочки или убирать? Сколько палочек будем убирать? Сколько осталось?

- Молодцы! Вы правильно решили все примеры. Вспомнили, что прибавлять маленькое число удобнее, чем большое. Поэтому можно поменять их местами и прибавлять маленькое число.

- Скворцы остаются с нами. Но скажите, птицам весной нужна наша помощь? Их нужно подкармливать, строить им домики – скворечники.

Физминутка

Март сосульки свесил с крыши          (взявшись за руки идём по кругу)

И капелью зазвенел.                               (остановились, ритмично хлопаем)

Солнце в небе выше, выше.              (подняли руки вверх)

Все хлопочут много дел.                    (наклоны вправо и влево)

Скоро снег совсем растает.                (приседаем и встаём)

Выйдут в поле трактора.                (руки на пояс, с перетопом продвигаемся вперёд)

И скворец весну встречает            (идём, высоко поднимая колени)

Громкой песнею: Ура                         (машем руками, «крылья»)

2) построение прямоугольника.

- Скворцы остаются с нами. Но скажите, птицам весной нужна наша помощь? Их нужно подкармливать, строить им домики – скворечники.

- Найдите и покажите в тетради красную точку. Отсчитайте от красной точки 5 клеток вниз. Поставьте точку. Отсчитайте от этой точки вправо 9 клеток. Поставьте точку. Отсчитайте 5 клеток вверх. Поставьте точку. Сколько получилось точек? (4) при помощи линейки соедините точки по порядку отрезками. Сколько провели отрезков? Как называется эта фигура? (четырехугольник) у нее четыре угла, 4 стороны. Все углы прямые, поэтому такой четырехугольник называют прямоугольник.

- Из таких прямоугольных досок получится прекрасный скворечник для наших скворцов.

- А в награду за ваш труд у нас вырос прекрасный букет подснежников.

6. Применение полученных знаний.

1) решение задачи: фронтально, запись в тетради.

- Земля мокрая от растаявшего снега и теплая от весенних солнечных лучей. И снова чудо – подснежники – первые весенние цветы. Почему они так называются?

- Послушайте внимательно задачу:

- На полянке выросли желтые и голубые подснежники. Желтых подснежников было … (1), а голубых … (9) Сколько всего подснежников выросло на полянке?

- О чем говорится в задаче? Что будем считать? (подснежники)

- Сначала записываем то, что известно. Какие были подснежники? (желтые и голубые) Какой буквой обозначим слово «желтый», «голубой». Сколько было желтых подснежников? Сколько голубых? Мы записали условие задачи.

- Что нужно узнать? Как записать? Мы записали вопрос задачи.

- Как узнать, сколько всего подснежников на полянке? (1+9)

- Как удобно прибавлять? (поменяем числа местами) Сколько получиться?

- Мы написали решение задачи.

- Что осталось записать? Ответ.

-Вы правильно решили задачу про подснежники. Появляется второй букет.

- Подснежники цветут несколько дней в году. Это редкие растения, их остается все меньше и меньше с каждым годом. Не срывайте и не топчите их. Любуйтесь цветами на природе!

2) сравнение чисел: самостоятельно.

- Весной все оживает. Вот и на нашем дереве готовы распуститься листочки. Давайте им поможем. Правильно выполним задание.

- Сравните числа, записанные на листочках. Поставьте знаки «больше», «меньше», «равно». Фронтальная проверка. Листочки закрепляем на дереве.

7. Итог урока.

- Вы прекрасные помощники весны. Благодаря вам в нашем классе расцвела настоящая поздняя весна. Благодаря тому, что вы знаете счет от1 -10, 10-1, прибавляете и отнимает число 1, умеете сравнивать числа.

- Чему научились? (прибавлять и отнимать число 9)

- Какое правило повторяли?

- Кому понравился урок, выходите фотографироваться с Весной!

2-1 4-13+1 5-17+1 8-1 8+16+19-1 1+9 9+1 10-1 10-9

подснежник

скворец

Автор
Дата добавления 03.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров720
Номер материала 2374
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.