Уроки математики / Конспект урока / Урок по математике "Страна обыкновенных дробей"

Урок по математике "Страна обыкновенных дробей"

Название документа Техн карта.doc

Технологическая карта урока математики

Тема урока: В стране обыкновенных дробей.

Класс: 6

Учитель: Попова О.Г

Цели урока:

обучающие: закрепить знания учащихся по теме "Обыкновенные дроби".

развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

воспитательные: развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, развивать навыки самоконтроля.

Задачи: повторить понятия «правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей; повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; правила умножения дробей,учить работать самостоятельно, делать выводы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 6 класс» авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., М.С.Якир

Этапы урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

2 мин

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы отправимся в волшебную страну. В ней живут необычные жители. Они бывают правильными и неправильными, сократимыми и несократимыми, Что это за страна?

Включаются в деловой ритм урока.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

5 мин

Прежде чем отправиться в чужую страну, нужно изучить ее законы, чтобы не попасть в беду. А вы знаете законы страны дробей?

Значит наша цель сегодня?

Что сегодня будем повторять? Что вы уже знаете о дробях?

- Сегодня наша задача - повторить и закрепить все, что вы знаете по теме "Обыкновенные дроби".

У каждого ученика на парте раздаточный материал: лист заданий, оценочный лист, лист с кроссвордом.

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: умение строить понятные для окружающих высказывания, умение работать в парах.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

3.Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий.

9 мин

На входе в страну стоят стражи. Пропустят они только тех, кто изучил законы страны. Давайте попробуем пройти. Итак,

  • Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

  • Как сложить дроби разными знаменателями?

  • В чем заключается основное свойство дроби?

  • Как найти общий знаменатель дробей?

  • А если в дробной части суммы получилось неправильная дробь?

  • Вспомним правила умножения дробей. Как умножить дробь на натуральное число?

  • Как умножить две дроби?

  • Как делят дроби?

  • Как найти дробь от числа?

  • Как найти число по значению его дроби?

Оцените себя.

Далее при переходе через ров, окружающий страну, необходимо пройти личный досмотр. Проводит его кот ученый Баюн. Пройдем – кот будет помогать нам в пути. Не пройдем – усыпит до конца урока.

Оцените себя.

Учащиеся рассказывают привила работы с дробями

Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: умение применять свои знания на практике.

Коммуникативные:

умение грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4.Обобщение и систематизация знаний

Выявление качества и уровня усвоения знаний, выявление пробелов в знаниях, установление причин выявленных недостатков.

10 мин

- Мы прошли испытание и кот поведал нам о бедах обрушившихся на страну ОД. (так жители с любовью называют свою страну). Напали на ОД четыре Стихии, четыре страшных существа: Кощей, Морана, Леший , Волкодлак.

Они похитили дневное и ночное светила. Страна погрузилась в Глубокий мрак, наступают холода, скоро все живое погибнет. Помочь может только Майя Златогорка. Но, она находится в заточении, под охраной злодеев.

Мы, мирные воины, попробуем помочь жителям страны ОД.

Итак, отправляемся в опасное путешествие.

Следуя за ученым котом, подходим к замку могущественного Кощея. Чтобы победить его надо решит примеры на листе заданий.

Поменяйтесь листами. Проверьте ответы со слайда.

Оцените себя.

Следуя за котом пробираемся сквозь заснеженные горы к жилищу Мораны, грозной богини Зимы. Владения Мораны лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Именно она каждое утро подкарауливает Солнце, наводя ужас на жителей страны ОД.

Решите задания, чтобы Морана исчезла навсегда.

Поменяйтесь листами. Проверьте ответы со слайда.

Оцените себя.

Молодцы. Но впереди нас ждут еще испытания.

В самой глубине леса живет дух-хозяин леса Леший. Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка. Похищает жителей, заблудившихся в лесу. Чтобы избавиться от Лешего, надо выполнить задания.

Поменяйтесь листами. Проверьте ответы со слайда.

Оцените себя.

Далее нам предстоит бороться с волшебными чарами страшного существа. Волкодлак - оборотень, принимающий образ волка, пожирающего Солнце и Луну. Против подобных чар можно действовать только чарами или правильным решением примеров в следующем блоке. Приступим.

Поменяйтесь листами. Проверьте ответы со слайда.

Оцените себя.

Все препятствия разрушены! Мы подошли к подножию гор, где в одной из темных пещер в заточении томится Майя Златогорка -– богиня лета, рождённая из лучей золотистых звёзд. Майя была искусной мастерицей, вышивала чистым золотом: «шила первый узор – Солнце красное, а второй узор – светлый Месяц, шила третий узор – то звёзды частые. Она единственная может вернуть Свет в страну ОД. Как найти эту пещеру?

Решите старинную задачу.

Оцените себя.

На Майю-Златогорку навели злые чары

Морана да Леший. Чтобы разрушить их надо понять смысл старинной русской поговорки. Но, сначала, послушаем небольшое сообщение о дробях на Руси.

А вот и сама поговорка: Без четверти с осьмухой три осьмины.

Что это значит, мы поймем, посчитав разность чисел из поговорки.

А теперь вот такое задание: как разрезать головку сыра на 8 долей тремя разрезами?


Работа в парах. Каждый ученик решает пример на сложение дробей, затем они обмениваются листочками и проверяют ответы со слайда. Отмечают успешность этапа в листе самооценки.

Работа в парах. Каждый ученик решает пример на вычитание дробей, затем они обмениваются листочками и проверяют ответы со слайда. Отмечают успешность этапа в листе самооценки.

Работа в парах. Каждый ученик решает пример на умножение дробей, затем они обмениваются листочками и проверяют ответы со слайда. Отмечают успешность этапа в листе самооценки.

Работа в парах. Каждый ученик решает пример на деление дробей, затем они обмениваются листочками и проверяют ответы со слайда. Отмечают успешность этапа в листе самооценки.

Работа в группах. Сообща решают старинную задачу.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в парах и в группах.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Инициировать рефлексию учащихся.

2 мин

- Выберите подходящее для себя предложение и закончите его.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: формирование позитивной самооценки.

9.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1 мин

Учитель сообщает домашнее задание.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИО

ФИО

СТРАЖА

СТРАЖА

ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР

ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР

КОЩЕЙ

КОЩЕЙ

1)

2)

3)

1)

2)

3)

МОРАНА

МОРАНА

1)

2)

3)

1)

2)

3)

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ

1)

2)

3)

1)

2)

3)

ВОЛКОДЛАК

ВОЛКОДЛАК

1)

2)

3)

1)

2)

3)

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

КРОССВОРД

КРОССВОРД

СООБЩЕНИЕ

СООБЩЕНИЕ

Название документа заготовки.docx

евана (Dzewana, Dziewonna) — в западнославянской мифологии богиня

грозная богиня Зимы и Смерти.

Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

дух-хозяин леса
живёт леший на старых сухих деревьях, в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева он обитает в самой глубине леса, куда человеку трудно добраться. Чаще леший представляется одиноким существом, в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями (жена лешего — лешачиха или похищенная девушка, дети — собственные лешачата или также похищенные) и даже деревнями. Леший может изображаться имеющим степенный характер, а может как любитель повеселиться, то он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин леший заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений, но он может и распоряжаться ими как своим имуществом.

Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще он не столько целенаправленно вредит людям, сколько проказничает и шутит, но делает это грубо и зло — пугает, сбивает с пути, прячет предметы. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение. Согласно народному этикету, согласия лешего следовало просить на посещение леса, на любую деятельность в нём, на ночлег в лесной избушке. Лешему не нравится, когда в лесу бранятся и шумят, разводят костры и ложатся спать на тропе. Защищая лес, леший может мешать человеку увечить и рубить деревья и охотиться. Ведущего себя плохо в лесу леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь, защекотать до смерти. Леший может и помочь человеку — подсказать богатые грибами и ягодами места, указать дорогу, позаботиться о потерявшемся ребёнке.

Считалось, что леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар (яйцо, хлеб с солью и др.) и заключить с ним договор, обязывающий их соблюдать определённые условия: например, для охотника — не брать добычи больше, чем определенно или не ходить на охоту в определённые дни, для пастуха — не смотреть за пасущимися коровами в лесу (их пасёт леший), не эксплуатировать лес и не приносить ему никакого вреда, не прикасаться к другим людям.

Леший рассматривался как первопричина блуждания человека в лесу. Считалось, что человек заблудился потому, что его «обошёл» леший, или он перешёл «след лешего», или леший закрыл дорогу преградой-наваждением, или подделал приметы, или «привязал» человека к дереву, так что тот всё время к нему возвращался, или завёл человека прикинувшись попутчиком, или манил голосами животных, знакомых или требующих помощи людей. Также, прикинувшись знакомым, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать и не откликаясь. Избавиться от лешего можно при помощи молитвы, а то и просто упоминания бога, при помощи матерной брани, оберегов и других средств. Чтобы снять его чары нужно переодеть свою одежду наоборот.

С лешим связывали пропажу людей и скота в лесу. Чаще всего поводом для похищения становится проклятие, в виде посылания «к лешему». Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Леший также может похитить человека с целью превращения в раба. По другим рассказам, пропавшие дичают. Чтобы найти пропавших в лесу людей и скот предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» — преподносили дар или угрожали магией или заступничеством святых. Если с лешим удавалось договориться, то он показывал пропавшему дорогу или даже сам выводил его из леса. Существовало представление, что вернувшиеся от лешего меняются — либо дичают, либо становятся нелюдимыми, приобретают сверхъественные способности.

Лешему приписывали способность предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его вызывания и гадания. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро благодарил.

Волкола - — в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка.

С волколаками у славян связано представление о существах, пожирающих Солнце и Луну. Против подобных чар можно действовать только чарами или заговорами, которые носят название оберегов.

.

Майя Златогорка -– богиня лета, рождённая из лучей золотистых звёзд, дочь. Майя была искусной мастерицей, вышивала чистым золотом: «шила первый узор – Солнце красное, а второй узор – светлый Месяц, шила третий узор – то звёзды частые» .

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

СТРАЖА

СТРАЖА

ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР

ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР

КОЩЕЙ

КОЩЕЙ

1)

2)

3)

1)

2)

3)

МОРАНА

МОРАНА

1)

2)

3)

1)

2)

3)

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ

1)

2)

3)

1)

2)

3)

ВОЛКОДЛАК

ВОЛКОДЛАК

1)

2)

3)

1)

2)

3)

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

КРОССВОРД

КРОССВОРД

СООБЩЕНИЕ

СООБЩЕНИЕ

КОЩЕЙ

КОЩЕЙ

  1. +=

  2. 1+2=

  3. +=

МОРАНА

МОРАНА

  1. 1 - =

  2. 1- =

  3. 4- 1=

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ

  1. . =

  2. . =

  3. 1 . =

ВОЛКОДЛАК

ВОЛКОДЛАК

  1. : =

  2. : =

  3. 2 : =

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

КРОССВОРД

КРОССВОРД

СООБЩЕНИЕ

СООБЩЕНИЕ

12 18 16 5 2

9 7 5 Х = 1 Х =

6

1

1

Владения Лешего состоят из болот, леса и лесных озер. Болота составляют 25%, леса - 55%, лесные озера 46 км2. Найдите общую площадь владений Хозяина леса.

Ответ:230 км2.

КОЩЕЙ

КОЩЕЙ

  1. +=

  2. 1+2=

  3. +=

МОРАНА

МОРАНА

  1. 1 - =

  2. 1- =

  3. 4- 1=

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ

  1. . =

  2. . =

  3. 1 . =

Владения Лешего состоят из болот, леса и лесных озер. Болота составляют 25%, леса - 55%, лесные озера 46 км2. Найдите общую площадь владений Хозяина леса.

ВОЛКОДЛАК

ВОЛКОДЛАК

  1. : =

  2. : =

  3. 2 : =

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

ЗАДАЧА ПРО ГУСЕЙ

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

РАЗРЕЗАТЬ СЫР

КРОССВОРД

КРОССВОРД

СООБЩЕНИЕ

СООБЩЕНИЕ

Название документа igra_2_СКАЗКА.ppt

Страна Обыкновенных дробей Подготовила учитель математики Турмасовского филиа...
Цели урока повторить и обобщить знания и умения по теме «Арифметические дейст...
Владения Лешего состоят из болот, леса и лесных озер. Болота составляют 25%,...
Ответ:230 км2.
Зарядка мирного воина
Найдите число, если значение выражения составляет 30% от него.
Ответ :8
Рефлексия было интересно… было трудно… я выполнял задания… я почувствовал, чт...
Домашнее задание №573 Разгадать кроссворд. Найти поговорки, пословицы, где вс...
СТАРИННАЯ ЗАГАДКА Нет, нас не сто гусей: кабы было еще столько, да полстолька...
ДРОБИ НА РУСИ В древней Руси основная система мер для сыпучих тел выражалась...
Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза?
2 доли 4 Какая часть сыра осталась на блюде? Решение
Правильно ли решены примеры?
http://www.liveinternet.ru/users/5820195/post406005889 Интернет_ ресурсы http...
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Страна Обыкновенных дробей Подготовила учитель математики Турмасовского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области

№ слайда 2

Цели урока повторить и обобщить знания и умения по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями»; развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, развивать навыки самоконтроля;

№ слайда 3

№ слайда 4

№ слайда 5

№ слайда 6

№ слайда 7

№ слайда 8

№ слайда 9

№ слайда 10

Владения Лешего состоят из болот, леса и лесных озер. Болота составляют 25%, леса - 55%, лесные озера 46 км2. Найдите общую площадь владений Хозяина леса.

№ слайда 11

Ответ:230 км2.

№ слайда 12

Зарядка мирного воина

№ слайда 13

Найдите число, если значение выражения составляет 30% от него.

№ слайда 14

Ответ :8

№ слайда 15

№ слайда 16

№ слайда 17

Рефлексия было интересно… было трудно… я выполнял задания… я почувствовал, что… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…

№ слайда 18

Домашнее задание №573 Разгадать кроссворд. Найти поговорки, пословицы, где встречаются дроби. Вспомнить, где применяются дроби в повседневной жизни.

№ слайда 19

СТАРИННАЯ ЗАГАДКА Нет, нас не сто гусей: кабы было еще столько, да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей.

№ слайда 20

ДРОБИ НА РУСИ В древней Руси основная система мер для сыпучих тел выражалась следующей схемой: 1 кадь = 2 половинам= 4 четвертям= 8 осьминам Без четверти с осьмухой три осьмины

№ слайда 21

Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза?

№ слайда 22

2 доли 4 Какая часть сыра осталась на блюде? Решение

№ слайда 23

Правильно ли решены примеры?

№ слайда 24

http://www.liveinternet.ru/users/5820195/post406005889 Интернет_ ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=Gj2TRL0G9PY

Название документа кроссворд.doc

Название документа Впервые оперировать дробями начали на территории Египта и Вавилона.docx

Впервые оперировать дробями начали на территории Египта и Вавилона. Подход математиков двух государств имел значительные отличия. Однако начало и там и там было положено одинаково. Первой дробью стала половина или 1/2. Дальше возникла четверть, треть и так далее. Согласно данным археологических раскопок, история возникновения дробей насчитывает около 5 тысяч лет. Впервые доли числа встречаются в египетских папирусах и на вавилонских глиняных табличках.

Дроби на Руси

На русской земле первым математиком, изложившим деление целого на части, стал новгородский монах Кирик. В 1136 году он написал труд, в котором изложил метод «счисления лет». Кирик занимался вопросами хронологии и календаря. В своем труде он привел в том числе и деление часа на части: пятые, двадцать пятые и так далее доли. Деление целого на части применялось при расчете размера налога в XV-XVII веках. Использовались операции сложения, вычитания, деления и умножения с дробными частями. Само слово «дробь» появилось на Руси в VIII веке. Оно произошло от глагола «дробить, разделять на части». Для названия дробей наши предки использовали специальные слова. Например, 1/2 обозначалась как половина или полтина, 1/4 — четь, 1/8 — полчеть, осьмина, осьмуха, 1/16 — полполчеть и так далее.

Полная теория дробей, мало чем отличающаяся от современной, была изложена в первом учебнике по арифметике, написанном в 1701 году Леонтием Филипповичем Магницким. «Арифметика» состояла из нескольких частей. О дробях подробно автор рассказывает в разделе «О числах ломаных или с долями». Магницкий приводит операции с «ломанными» числами, разные их обозначения.

Сегодня по-прежнему в числе самых сложных разделов математики называются дроби.

Автор
Дата добавления 03.01.2018
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров30
Номер материала 5078
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.