Уроки математики / Рабочая программа / Занимательная математика. Страна Геометрия.

Занимательная математика. Страна Геометрия.

Содержание

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности………3

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………4

  1. Тематическое планирование…………7

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) .

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия» разработана на основе авторской программы Кочуровой Е.Э. «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 4 учебных года, ориентирована на обучающихся 2 г класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.

  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №15/76Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2016-2017 уч. год.

  4. Годовой календарный учебный график на 2016-2017 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия» разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой 2011г.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В результате освоении программы курса ««Занимательная математика. Страна Геометрия» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей;

  • определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Метапредметными результатами программы по курсу внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

  • использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

  • Содержание курса «Занимательная математика. Страна Геометрия»

  • представлено через планирование с определением основных разделов программы.

  • Содержание курса «Занимательная математика. Страна Геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

  • Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  • Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу, не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

  • Занятия по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.

  • В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.

  • Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие.

  • Символика. Построение.

  • Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

  • Периметр.

  • Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

  • Циркуль.

  • Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

  • Углы. Транспортир.

  • Углы. Величина угла. Транспортир.

  • В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Занятия позволяют обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

  • Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный кружок ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

  • Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

  • Содержание курса «Занимательная математика. Страна Геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умениярешать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

2.

Цвета радуги. Их очередность.

1

3.

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

1

4.

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

1

5.

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

6.

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

7.

Решение топологических задач.

1

8.

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.

1

9.

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

10.

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

11.

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

12.

Первоначальное знакомство с сетками.

1

13.

Отрезок. Имяотрезка.

1

14.

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

15.

Ломаная линия.

1

16.

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

17.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

18.

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

1

19.

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

20.

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

1

21.

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

1

22.

Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

1

23.

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

1

24.

Многоугольники.

1

25.

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

1

26.

«В городе треугольников». Треугольник.

1

27.

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

28.

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

1

29.

Треугольник. Видытреугольников.

1

30.

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

1

31.

Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

1

32.

Квадрат.

1

33-34

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

2

Итого

34

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 2 г классов в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему. Дана характеристика основных видов деятельности обучающихся и формируемых универсальных учебных действий по каждой теме.

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

План факт

1

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

01.09.16

2

Цвета радуги. Их очередность.

1

Сказка о малыше Гео. Практические задания.

08.09.16

3

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

1

Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

15.09.16

4

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

1

Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт»

22.09.16

5

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

Задачи на развитие логического мышления. Загадки.

29.09.16

6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.

06.10.16

7

Решение топологических задач.

1

Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».

13.10.16

8

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.

1

Продолжение сказки. Практические задания.

20.10.16

9

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт.

27.10.16

10

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

10.11.16

11

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

Сказка. Практические задания на Геоконте.

17.11.16

12

Первоначальное знакомство с сетками.

1

Задания на развитие памяти, внимания. Графическиедиктанты.

24.11.16

13

Отрезок. Имяотрезка.

1

Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказкапроотрезок.

01.12.16

14

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру».

08.12.16

15

Ломаная линия.

1

Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт».

15.12.16

16

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.

22.12.16

17

Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Однимросчерком».

29.12.16

18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

1

Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком».

12.01.17

19

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа.

19.01.17

20

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

1

Сказка. Геоконт. Практические задания.

26.01.17

21

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

1

Сказка. Игра «Одним росчерком».

27.01.17

22

Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

1

Сказка. Практические задания.

09.02.17

23

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

1

Сказка. Практическое задание.

16.02.17

24

Многоугольники.

1

Коллективная работа.

02.03.17

25

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

1

Сказка. Задания Незнайки.

09.03.17

26

«В городе треугольников». Треугольник.

1

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

16.03.17

27

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

23.03.17

28

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

1

Сказка. Разучивание песенки. Практические задания.

06.04.17

29

Треугольник. Видытреугольников.

1

Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки.

13.04.17

30

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

1

Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников.

20.04.17

31

Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

1

Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».

27.04.17

32

Квадрат.

1

Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.

04.05.17

33

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

11.05.17

34

Геометрический КВН. Повторение изученного

во 2-м классе.

1

Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.

18.05.17

Итого 34 часа

Автор
Дата добавления 01.03.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров829
Номер материала 3181
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.