Уроки математики / Статья / АНАЛИЗ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

АНАЛИЗ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Е. С. Ажигалиева

Научный руководитель Ю. С. Пономерёва

АНАЛИЗ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Выявлены особенности использования мультимедийныхресурсов при обучении математике. Проведен анализ средств разработки мультимедийных ресурсов для обучения математике школьников младших классов.

Жизнь современного ребёнка неуклонно ведёт к перенасыщению информацией. Дети постоянно находятся в окружении огромного объема информации, ежедневно видят яркие образы, участвуют в различных формах информационной деятельности. В связи с этим происходит постепенное снижение внимания, интереса и активности, сильно ухудшается восприятие.

Ребёнок не настроен на получение новых порций информации в школе, тем более, если он считает их необязательными или неинтересными. Психологические исследования в области мотивационной сферы современных школьников показывают тенденцию к снижению познавательной мотивации и несформированность учебных интересов. Учителя сталкиваются с проблемой нежелания обучающихся работать на уроке, отсутствия интереса к разным школьным предметам. Эту проблему порой не способно решить ни содержание нового материала, ни решение стандартных школьных задач.

Один из важнейших школьных предметов – математика тоже подвержен проблеме отсутствия мотивации и интереса, а также недостаточных средств наглядности. Если пользоваться лишь такими стандартными средствами наглядности, как наборное полотно, различными схемами и таблицами, моделями, то это уже не позволит современному школьнику усвоить учебный материал и овладеть необходимыми навыками на высоком уровне. Следовательно, применение лишь одних стандартных средств на уроках математики уже неэффективно.

А ведь современные подходы к обучению математике предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни. Перед учителем математики стоит довольно сложная задача: научить школьников учиться.

Только применение новых методов и приемов формирования учебной мотивации, новых средств наглядности могут обеспечить возможность успешного усвоения новых компетенций обучающимися, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Таким средством являются мультимедийные ресурсы, использующиеся на уроках математики.

Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Проведение уроков с использованием мультимедийных ресурсов – это сильнейший стимул в обучении младших школьников. Посредством таких уроков усиливаются психические процессы обучающихся: внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Таким образом, формируется мотивация к учению, создается возможность формирования индивидуальной траектории обучения.

Однако, несмотря на значительный потенциал применения мультимедийных технологий в обучении математике, реальное использование этих технологий сталкивается с проблемой отсутствия ясного и полного представления об оптимальных способах применения и организации использования мультимедиа на уроках. Данная проблема ещё не достаточно изучена в связи с недавним внедрением мультимедиа технологий в образование.

Поэтому цель нашего исследования: изучить особенности разработки и использования мультимедийных ресурсов при обучении математике школьников младших классов.

Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

1. Выявить особенности использования мультимедийных ресурсов при обучении математике в младших классах.

2. Провести анализ средств разработки мультимедийных ресурсов для обучения математике школьников младших классов.

Методы исследования: изучение и анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования, анализ и классификация средств разработки мультимедийных ресурсов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены особенности использования электронных образовательных ресурсов, в частности мультимедийных ресурсов, при обучении математике.

Практическая значимость исследования заключается в том, проведена классификация средств разработки мультимедийных ресурсов по дидактическим целям.

В процесе исследования темы были выявлены особенности использования мультимедийных ресурсов при обучении математике младших школьников:

  • облегчение понимания сложных логических математических построений с помощью графики и мультипликации;

  • предоставление обучающимся возможности манипулировать различными математическими объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д., что позволяет детям быстрее и качественнее усваивать учебный материал;

  • возможность проведения устного счета в новом более интересном для обучающихся формате;

  • построение чертежей геометрических фигур, графиков, схем к математическим задачам на экране в режиме онлайн;

  • использование мультимедийных лекций со звуковым сопровождением, где новый для школьников математический материал представлен красочно и очень наглядно;

  • отработка умений и навыков с помощью электронных математических тренажёров;

  • проверка знаний с помощью электронных тестов, где могут быть представлены вопросы различных типов: с единичным или множественным выбором, с иллюстрацией, распределением объектов по группам и т.п.;

  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математике в соответствии с возможностями и образовательными потребностями школьников.

Конечно, в наш век высоких технологий и Интернета уже создано множество готовых мультимедийных ресурсов для обучения различным предметам. Учителю достаточно просто найти в интернете ресурс, подходящий теме урока. Но каждый учитель разрабатывает урок «под себя», учитывая особенности конкретного класса, выделяя более значимую информацию. Поэтому зачастую готовые ресурсы не в полной мере способствуют достижению целей конкретного урока. Следовательно, уметь создавать мультимедийные ресурсы самостоятельно очень важно для современного учителя.

Существует множество средств разработки мультимедийных ресурсов. Была проведена классификация мультимедийных ресурсов для обучения математике младших школьников по дидактическим целям:

  • Мультимедийные ресурсы, способствующие усвоению новых знаний и способов действий. Данные ресурсы носят информационный характер, работать с ними обучающиеся могут самостоятельно или в группах. Учитель может использовать его для демонстрации на экране и для всего класса. Обычно в роли данных ресурсов выступают мультимедийные презентации или лекции со звуковым сопровождением. Примеры средств: Microsoft PowerPoint, ProShow Producer, Screencast.

  • Мультимедийные ресурсы для формирования и закрепления практических умений и навыков обучающихся. Данные ресурсы также известны как тренажёры. Примеры средств: Microsoft PowerPoint, LearningApps.org, еТреники.

  • Мультимедийные ресурсы для осуществления контроля и самоконтроля обучающихся – интерактивные тесты. Примеры средств: Hot Potatoes, iSpring QuizMaker.

  • Мультимедийные ресурсы для дистанционного обучения младших школьников. Примеры средств: Moodle, iSpring Suite.

Подготовка к любому уроку с использованием мультимедийных ресурсов, конечно, кропотливая. Такая работа требует тщательной переработки разнообразного материала. Необходимо также понимать, что использовать в своей работе мультимедийные ресурсы может только учитель, хорошо владеющий соответствующими платформами и компьютерными программами, понимающий их особенности и различия, знающий разнообразие мультимедийных ресурсов и готовый к применению новых программных продуктов. Только тогда подготовка к уроку с использованием мультимедийных ресурсов становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Таким образом, использование мультимедийных ресурсов на уроках математики в младших классах способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Используемая литература:

1. Аминов И. Б., Ходжаева Д. Ф. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения // Молодой учёный. - 2015. - №21.

2. Баранова Н. А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – №S3.

3. Перекрестова К. О., Проценко С. В. Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике // Молодой учёный. - 2014. - №8.

4. Средства разработки мультимедиа // Сайт информационных технологий URL: http://inftech.webservis.ru/it/multimedia/ar10.htm

5. Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов // Прикладные информационные технологии в образовании URL: https://sites.google.com/site/prikladnye/materialy/6-g/4

Автор
Дата добавления 04.08.2017
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров302
Номер материала 4265
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.