Уроки математики / Статья / Доклад на тему :"Использование технологии полного усвоения на уроках математики

Доклад на тему :"Использование технологии полного усвоения на уроках математики

2018г.

Введение

Произошедшие общественно-экономические изменения неизбежно привели к переосмыслению основ современной школы и к поиску нового смысла её существования. Снова наступил этап в отечественной педагогике

и школьной практике, когда резко возрос интерес к педагогическому поиску,разработке новых образовательных концепций.

Развивающая функция обучения не просто требует от учителя изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Любая учебная дисциплина, в том числе и математика, должна рассматриваться не как предмет с набором готовых заданий, а как специфическая деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Математику надо изучать не столько ради лишних факторов, сколько ради процесса их получения, и тогда, по словам Б. Рассела, «предмет станет могучим орудием познания и преобразования природы, а не как формальная схема, в которой «неизвестно о чем говорится».

Именно такая задача ставится в подходе к обучению, получившему название “полного усвоения”. Этот подход считается одним из характерных новшеств в мировой образовательной практике, значение его разработки сравнивается с открытием пенициллина в медицине. (Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999. – с.118)

Суть технологии полного усвоения на уроках математики.

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 95 % учащихся.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Применение технологии полного усвоения на уроках математики


Изложение материала и его проработка учащимися проходит традиционно. Определяется общеобразовательный минимум, который должен быть усвоен всеми учениками. Учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные  цели (их перечень уже объявлен учащимися как эталон, на основе которого будут оцениваться их учебные результаты).

В рамках  этого общеобразовательного минимума, содержание которого дифференциация  затрачивать не должна, возможной становится лишь индивидуализация учебного процесса, причем такая, которая в идеале сможет гарантировать достижение всеми учащимися. Ученик должен захотеть усвоить новый материал и должен заставить себя осмыслить его. А это индивидуальный процесс.

Чтобы этого достичь, необходимо:

Во-первых: отказаться от командного стиля обучения. Необходимо учиться помогать учащимся делать математические открытия для себя.

Во-вторых: перевести обучение на деятельностный подход. Учитель обязан объяснить сущность определенного вида деятельности.

В-третьих: изучать материал, используя принцип укрупнения дидактических единиц и изучать  всю тему на первых уроках, прослеживая систему связей как внутри темы, так и с другими темами и предметами.

В-четвертых: учитель должен создать на уроке не просто благоприятную творческую атмосферу,  а постоянно обращаться к личному опыту учащихся, как опыту их собственной жизнедеятельности.

В-пятых: не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо, чтобы трудности в учебной работе были для таких учащихся посильными

В-шестых: не следует отождествлять уровень, на котором ведется преподавание с обязательным уровнем усвоения материала. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут.

Чтобы реализовать право каждого ученика выбирать собственный путь обучения, учителю необходимы дидактические материалы для формирования самообразовательной деятельности учащихся (умение структурировать и перестраивать информацию, видеть и ставить проблемы, искать пути их решения, проводить учебное исследование, осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности). Использование такого методического инструментария позволяет обеспечить каждому ученику условие работы, соответствующие его умственному и психическому развитию, включить его в учебную деятельность, в результате которой происходят изменения в нем самом. Предлагаю Вам разработку одного из видов урока-контроля.

Пример зачета в виде игры «Лабиринт».

Такая форма зачета нестандартна. Ученикам интересна. Они готовятся и ждут его. При проведении такого зачета учитываются индивидуальные способности учащихся. Задания составляются дифференцированно. А главное, ученик может всегда его пересдать, может взять задание более сложное.

Класс делится на группы от 1-5 человек в зависимости от успеваемости (возможностей) ученика. Каждой группе раздаются кубик и карточки ( они одинаковы для всех)

На столе лежат 5 конвертов с заданиями. Каждый конверт пронумерован и на нем написана тема, по которой задания, находящиеся внутри. Каждое задание тоже пронумеровано двумя цифрами, например, 2.3.- это значит второй конверт, третье задание.

Зачет проходит следующим образом:

Ребята по очереди кидают кубик, и цифра, которая выпадет, показывает номер задания с 1 конверта. Допусти выпал номер 4. Это означает, что ученик берет в 1 конверте задание по номером 1.4..Пишет на листочке номер задания и решает его. Решив, он кладет задание обратно в конверт, берет карту и от первого круга сектора 4 движется ко второму кругу. Попадают в сектор 3. Это значит – во втором конверте он берет задание 2.3. Так он движется по лабиринту, выполняя пять заданий зачета. Чтобы детям легче было находить задания, сектора одного варианта закрашены одним цветом. Если из его команды другой ученик выкинет кубик с цифрой 4, то он перекидывает его.

Такие зачеты я провожу после изучения какого-нибудь большого блока материала.

Для подготовки следующего зачета я вынимаю задания из конвертов, снимаю с них темы (они съемные, пишутся на листочках) и все складываю в большой конверт. А задания для нового зачета вкладываю в маленькие конверты и прикрепляю к ним новые темы заданий.

Обычно задания составляю для сильных учащихся -1(вариант), средних – 2,3 (варианты), 4,5-слабые. Варианты тоже пишутся, как на конверте, так и на заданиях.

Очень удобная форма зачета. Задания можно менять в зависимости от математической подготовки класса и каждого ученика отдельно.

Достоинства

Достоинствами вышепредставленной технологии являются:

  • активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения;

  • возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности;

  • возможность уточнять временные рамки прохождения намеченных программой разделов, обоснованно пересматривать установленные нормы распределения учебного времени и тем самым предотвращать перегрузки учащихся, повышать отдачу труда учителя;

  • выработка у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; потребности в постоянном самообразовании;

  • демократический стиль общения учителя и ученика, учащихся между собой, что является не только главным резервом эффективности обучения, но и главным средством нравственного воспитания.

Найдена ли панацея от всех школьных проблем на уроках математики? К сожалению (а может быть, и к счастью!), не найдена. Процесс совершенствования бесконечен, наш опыт – определенный этап!

Автор
Дата добавления 29.08.2018
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров179
Номер материала 5809
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.