Уроки математики / Конспект урока / Емкость. Литр. Закрепление изученного материала.

Емкость. Литр. Закрепление изученного материала.

Математика

Дата «___»________ 20__г

Тема урока: Емкость. Литр. Закрепление изученного материала.

Цели урока:

1.

Формировать умения решать составные задачи , развивать умение читать выражения и находить их значения, совершенствовать вычислительные навыки.

Формирование вычислительных умений и навыков устного и письменного сложения и вычитания, формирование понятия о емкости, единице ее измерения - литре;.

2.

Продолжение работы по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

3.

Формирование умения работать в паре и группе, воспитывать культуру общения.

4.

Закрепление табличного сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания.

Тип урока: урок формирования навыков и умений;

Ход урока.

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте
Все ли в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

2

Актуализация знаний

Каллиграфическая минутка.

9 9 9 9 9

19 19 19

91 91 91

- Что хотите сказать?

- Какова роль цифры 9 в числах 9,19,91?

- Какова роль цифры 1 в числах 19 и 91?

Увеличьте на 6 числа: 20, 40, 60, 80.

- Уменьшите на 1 числа: 90, 70, 50, 30.

- На сколько число 10 больше числа 6? {Числа 7? Числа 8?) Данное задание выполняется при помощи сигнальных карточек.

Игра – соревнование «Математическая лесенка». Учитель записывает примеры в виде лесенки.

- Сосчитайте от 12 до 18, от 22 до 30, от 24 до 15, от 13 до 2.

- Сосчитайте десятками до ста вперед и обратно.

- Назовите последующее число 18, 23. На сколько каждое последующее число больше предыдущего?

- Назовите предыдущее число 15, 27. На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?

- Назовите соседей числа 14, 21.

- Какое число стоит между 16 и 18, 24 и 26?

- Дан ряд чисел: 70 30 50 6 90 40.

• Какое число "лишнее"? Почему?

• Как называются остальные числа? Расставьте их в порядке убывания.

• Все ли круглые числа меньше ста записаны?

• Какое число в этом раду наибольшее, а какое наименьшее?

• На сколько 90 больше, чем 30? На сколько 30 меньше, чем 90?

• Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

• Найдите 3 числа, одно из которых является суммой двух других. Составьте для них все возможные равенства. (2 варианта.)

• Что означают первые два равенства? Последние два равенства?

• Прочитайте равенства разными способами.

3

Повторение пройденного материала.

1. Запись чисел на основе знания разрядов числа (десятков, единиц).

Учащиеся заполняют таблицу (она записана на доске).

1 ед.

2ед.

4ед.

7ед.

9ед.

0 ед.

4 дес.

9 дес.

Запись в таблице:

41

42

44

47

49

40

91

92

94

97

99

90

работа по таблице проводится фронтально.

4

Изучение нового материала.

— Посмотрите, у меня на столе пакет из-под сока и стеклянная банка.

Пакету надо придать первоначальную форму. Желательно взять высокий (отличающийся по высоте) литровый пакет и литровую банку. Можно взять любые другие емкости, но так, чтобы не было общих внешних признаков.

— Я подобрала эти предметы не случайно: у них есть одинаковый признак, качество, по которому эти сосуды совпадают. Ваша задача отгадать этот признак. Высказывайте свои предположения.

В качестве подсказки можно поставить с краю на столе кувшин или лейку с водой. Скорее всего, кто-нибудь из детей предложит посмотреть, сколько воды помещается в каждый из сосудов.

— Итак, вы выяснили, что в пакете и в банке помещается одинаковое количество воды. Этот признак называется емкостью и измеряется он в литрах. В нашем случае емкость и пакета, и банки 1 литр.

№ 1 – с разбором у доски

- Если вы пришли за покупкой в молочный магазин, то должны правильно выбрать сосуд для молока. Например, если вы хотите купить 2 литра молока, то нужно взять такую банку или бутылку, чтобы туда поместились 2 литра.

Можно ли это сделать на глаз? Практическая часть: учитель - продавец, ученики - покупатели.

Выставляется несколько сосудов разной формы и проверяется мерной кружкой, в какой из них войдет 2 л.

- Разливая жидкость по сосудам, мы интересуемся, поместится ли она туда. Значит, мы говорим о вместимости или емкости сосуда.

Смысл предлагаемых заданий сводится к тому, что количество жидкости в сосудах не всегда можно сравнить зрительно. Важно подвести детей к выводу о том, что о количестве жидкости можно судить лишь при использовании одинаковых мерок. Можно одно и то же количество воды налить сначала в два разных сосуда (например, узкий и широкий (когда сравнить невозможно), и затем в два одинаковых, когда количество жидкости можно сопоставить. Для уточнения бытовых представлений полезно провести беседу о том, где в жизни дети встречаются с понятием литра.

После беседы учащиеся выполняют устно задание 2. Вывод, к которому придут дети, анализируя рисунки: чтобы определить где воды больше надо пользоваться единой меркой.

5

Первичное закрепление новых знаний.

В учебнике предлагаются задания для закрепления первичного понятия о литре, а также формирования умения употреблять в речи слово «литр». Задание 3 учащиеся выполняют с комментированием. Так дети знакомятся со сложением и вычитанием величины - емкость, единицей измерения, которой является литр.

Динамическая пауза

Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

6.

Самостоятельная работа.

Найти значения выражений:

18-8 6 + 4 + 5

14-6 3 + 7 + 8

9 + 3 16-6-2

10 + 8 12-2-4

Сравнить:

10 дм * 1 м 2 см * 1 см 6 мм

3 дм * 30 см 15 см * 1 дм 5 см

Динамическая пауза.

В задании 8 учащиеся должны сопоставить емкости и догадаться, что если в одной банке содержится 4 стакана сока, то в двух банках соответственно 8 стаканов, а значит, в одном бидоне будет тоже 8 стаканов.

7

Повторение

Работа в тетради на печатной основе может быть выполнена самостоятельно .

8

Рефлексия

– Вам понравился урок?

– Чему вы сегодня научились на уроке?

Автор
Дата добавления 16.11.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров828
Номер материала 1157
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.