Уроки математики / Статья / Характеристика основных понятий: «воспитание», «содержание воспитания», «парадигма» в исследовании современных учёных

Характеристика основных понятий: «воспитание», «содержание воспитания», «парадигма» в исследовании современных учёных

Характеристика основных понятий: «воспитание», «содержание воспитания», «парадигма» в исследовании современных учёных.

Чтобы выяснить, что такое воспитание и как его организовывать, целесообразно, прежде всего, разобраться в его специфике. Для этого сравним воспитание с обучением по некоторым параметрам.

Обучение направлено, прежде всего, на то, чтобы дать человеку правильные представления, понятия, знания об окружающем мире. Поэтому в его основе лежит процесс познания. Задачи у воспитания иные – создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям общества, да и самого человека, формирования качеств его личности, характера, направленности, привычек, влияющих на поведение человека и его отношения с другими людьми.

Имеются различия и в последовательности совершения рассматриваемых процессов. Для обучения характерна довольно простая последовательность: сначала даются одни знания, затем – следующие, и так в течении всего периода обучения. Формирование качеств личности не совершается столь последовательно. Воспитательный процесс совершается комплексно, во взаимосвязи многих элементов.

Программировать обучение не так уж сложно. Время от времени создаются программы, построенные по разным годам пребывания.

Главная цель воспитания – формирование личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть полезной этому обществу.

Воспитание, есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей. Во-первых, необходимо уяснить, что воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Во-вторых, это процесс – многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты его характера, личные качества, ценностные ориентиры. В-четвёртых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Программировать воспитание оказалось куда сложнее, и предпри­нимавшиеся до сих пор попытки нельзя признать удачными.

Существенно различается контроль за ходом и результатами обучения и воспитания. Проверить, усвоены ли детьми знания и как усвоены, появились ли у них умения и сформи­ровались ли необходимые навыки, не так уж сложно. Для это­го достаточно задать им вопросы по изученному материалу и выслушать ответы, посмотреть, как они выполняют практи­ческие задания, - и все станет ясным. А как проверить, сформи­ровались ли необходимые качества личности (скажем, честность, трудолюбие или принципиальность) или как развивается про­цесс формирования нужных качеств? Выяснить это сложнее, контроль здесь затруднен.

В целом, можно сделать вывод, что организация процес­са обучения проще и легче, а процесса воспитания сложнее и труднее.

Сравнивая эти процессы, мы не должны забывать об их вза­имосвязи. Оба этих процесса происходят с одной и той же лич­ностью. При обучении детей всегда присутствуют хотя бы отдельные элементы воспитания. Действительно, наводя поря­док в классе во время урока, учитель стремится приучить школьников к дисциплине; преподавая, он в то же время стре­мится определенным образом их настроить и в чем-то убедить. В процессе воспитания детей в семье или в загородном лагере родители или педагоги сообщают им определенные сведения, объясняют те или иные явления, уточняют смысл непонятных в, и тогда можно говорить о некоторых элементах обучения. «Чистые» обучение и воспитание скорее все-таки абстракции, необходимые будущим педагогам для познания и освоения еди­ного учебно-воспитательного процесса.

Но, несмотря на обычное единство учебно-воспитательного процесса, в практической деятельности педагогов возможен крен в одну из составляющих сторон единого процесса. Так, можно себе представить такую организацию обучения в кон-гной школе, когда воспитанием детей педагоги почти не занимаются. И тогда формирование личности идет однобоко и приводит в лучшем случае к выпуску из школы невоспитан­ного человека.

Для гармоничного соединения этих процессов, для успеш­ного формирования личности детей необходимо основательно разобраться в особенностях воспитания и найти удачные спо­собы объединения его с обучением.

Термин «воспитание» возник в России в XVII веке и имел тог­да иной смысл, чем в наше время. Под ним понимали вскарм­ливание, т. е. правильное питание ребенка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие. За прошедшие века термин наполнился новым содержанием. Но и сейчас нет полного единства в его понимании. Попробуем выделить наиболее рас­пространенные подходы к нему.

Прежде всего, это неоправданно широкое понимание воспи­тания. В этом случае оно трактуется как формирование личнос­ти под влиянием всех факторов развития (и случайных, стихий­ных, и целенаправленных), в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества. При таком понимании воспитание отождествляется с понятиями «формирование» и «со­циализация» и становится термином скорее психологическим или социологическим, чем педагогическим.

Рассмотрим другое, тоже расширенное, понимание терми­на «воспитание». В этом смысле оно толкуется как целена­правленное влияние на становление и развитие личности или целенаправленное создание условий для развития личности, с тем чтобы обеспечить передачу знаний, опыта, навыков, на­копленной человечеством культуры от старших поколений к младшим, подготовку молодого поколения к жизни и труду. При таком рассмотрении воспитание включает в себя обуче­ние, образование и, опять-таки, воспитание, но уже в более узком смысле. Такое словоупотребление, хотя и очень распро­странено (в том числе и в педагогической литературе), тоже вряд ли оправдано, поскольку приводит к путанице, когда, произнося слово «воспитание», имеют в виду то ли широкий его смысл, то ли узкий. Наука требует точного обозначения смысла слов. Поэтому для точного, научного понимания сказан­ного приходится при каждом употреблении термина оговаривать, какой смысл слова «воспитание» имеется в виду — широкий или узкий. Иначе собеседники не могут правильно понять друг друга. Тогда и возникает та самая путаница, которая пагубно сказыва­ется и на теории, и на практике воспитания и которую давно пора ликвидировать.

Таким образом, наш анализ показал, что воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей. Так же в воспитании существует три вида парадигмы: педагогическая, андрологическая, коммуникативная. Их необходимо учитывать в процессе рассмотрения воспитательных концепций.

Автор
Дата добавления 24.12.2018
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров1064
Номер материала 6010
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.