Проект учебного интегрированного занятия «Альянс наук»
Цель: исследование произведения В.Быкова «Катюша» с целью выявления физических явлений, математических расчётов, художественных особенностей.
Задачи: показать межпредметную взаимосвязь на примере рассказа В.Быкова «Катюша»;
преобразовывать объект из чувственной формы в модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
развивать психологические процессы учащихся, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации;
способствовать социализации учащихся через умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.
Форма проведения занятия: творческая лаборатория.
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы и приёмы: исследовательский, опытно-экспериментальный, частично-поисковый, проблемный, кроссенс, ролевая игра.
Планируемый результат: осознание того, что в одном произведении могут перекликаться разные предметные области.
Эпиграф урока:
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
несутся искусство, любовь и история -
по параболической траектории!
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент | Приветствуют уч-ся, создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют на деятельность. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | |
Введение в тему, актуализация знаний | -Какие два важных события объявлены в нашей стране в этом году? -К этим же событиям приурочен и наш семинар, цель которого популяризация чтения среди молодежи. -Почему перед вами три учителя из разных предметных областей? -Через пересечение смыслов определите ключевое слово. - О чем (о ком) сегодня будем говорить? -Где встречалось это слово и с чем (кем) связано оно. -Исходя, из этого сформулируйте, запишите тему урока? Катюша! Катюша? «Катюша» … | работать вместе (совместная работа) Разгадывают головоломку. формулируют тему с трех позиций | Кроссенс Путин год литературы и 70-летие ВОв |
Целеполагание | Организуют целеполагание через проблемную беседу: -У вас не вызывает вопросы формулировка темы? -Почему? Дайте объяснение. -Какова цель нашего занятия? | - Ответить на вопросы, удивиться чему-то, подумать о чём-то. - Озвучивают цели урока | |
Планирование | Организуют планирование учебной деятельности. - Спланируйте деятельность, через что и как достичь цели. (через три предметные области) | Планируют учебную деятельность | |
Достижение результата | Предметная область Литература - «Катюша»… Как вы считаете, с какими историческими событиями можно увидеть взаимосвязь? – Откуда мы узнаём о далёком прошлом? – В чём разница в освещении событий в документальной и художественной литературе? Исследовательская работа с текстом - Определите жанр произведения В.Быкова «Катюша»? – Как содержание связано с названием? - Исследуйте содержание рассказа, заполнив кластер (Приложение 1) - Кто, что оказывается в центре изображения? - Зачитайте описание стрельбы? Какие изобразительные средства придают описанию яркость, динамичность? - В рассказе мы видим стрельбу из нескольких орудий? Что это такое? Как можно назвать? –Уточним значение слова | Отвечают на вопросы, выполняют задание - Вов - Из документальных источников, воспоминаний участников, художественных произведений - В художественной литературе отражено личное, субъективное видение - Рассказ (малый жанр эпического рода, изображающий какое-либо событие из жизни героя, один эпизод, один случай)-действие кратковременно, к-во д.лиц ограничено - Олицетворение, сравнение, метафоры - Канонада - Словарь Ожегова: сильная частая стрельба из многих орудий | Фронтальная Работа в парах Работа со словарём Видео |
Предметная область Физика Выявление в художественном произведении физических закономерностей: -Как называется наука, изучающая полеты пуль, снарядов, мин? Посмотрим значение слова в словаре. -Найдите в тексте, как автор описывает выстрел из орудия? -Какое это движение с точки зрения физики? -Какое движение называют реактивным? Приведите примеры. -Что происходит в результате такого движения, в ходе выстрела, найдите в тексте слова, подтверждение? Итог: за несколькими строками литературного произведения скрыта большая работа ученых физиков. Предметная область Математика Описание физических моделей с точки зрения математики. -физические законы основаны на математических вычислениях. -как необходимо артиллеристу рассчитать полет снаряда чтобы попасть точно в цель? (сложный вопрос) -что нужно ему знать? -Скажите, по какой траектории движется пуля, снаряд, выпущенные из орудия? Запишите уравнение параболы. (запишите общий вид уравнения) -Подтвердите это примерами из текста, что снаряды движутся по параболе. что означают эти ключевые слова? Физика С точки зрения физики, что это обозначает? Итог: Как мы видим, из строчек рассказа, математика описывает реальные ситуации и без точных математических расчетов не обойдется ни одно изобретение. - Помогла ли «Катюша» в бою? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Отметьте + и – использования реактивной установки. Подтвердите примерами из текста. - Виновата ли «Катюша»? | -Баллистика. -… -Реактивное движение. -это движение, которое возникает при отделении от тела некоторой его части с определенной скоростью. -передача импульса. по параболе у=ах2 +вх+с ключевое слово вершину параболы максимальная высота подъема Работа в парах - Нет однозначного ответа: Матюхин (ну вот, помогла, называется) Козыра (вот теперь зададут немчуре! От зададут!) | (словарь) …И вдруг в воздухе над головой….. …..огненные хвосты ударили за машиной…. … резали воздух над головой …и вдруг в воздухе над головой… зенит неба и над головой | |
Контроль и оценка | Победа обусловлена многими факторами. Несмотря на все сложности военного времени, не прекращались научные исследования, требующие сложнейших математических расчётов; создавались художественные произведения. В этом величие и сила духа русского человека. Вы – наше будущее. От вас зависит, станет ли Россия мощной преуспевающей державой. Сметая каноны, прогнозы, параграфы, несутся искусство, любовь и история - по параболической траектории! Мы предлагаем сделать небольшой шаг в «будущее» попробуйте себя в роли учёных, исследователей, поработайте в лаборатории «Альянс наук», совершите открытие. -Займите места в группах, согласно вашему желанию и научным предпочтениям («Физики», «Лирики», «Математики») - Оцените работу своей группы одним словом. | Работают в группах. Защита групповых проектов Оценивают деятельности групп. | Документальное видео (хроника победы – 1941- 1945 г.г.) Групповая деятельность Выполнение творческого задания Физический эксперимент Математические расчёты и построение |
Итог | Рассмотрели художественное произведение с точки зрения разных предметных областей. Какие выводы можно сделать? Любое творение рук человеческих – будь то научное изобретение, художественное произведение – всегда альянс наук. | Формулируют выводы. | |
Рефлексия | Рефлексия с использованием приёма «Зажги звезду». Проанализируйте свою деятельность, удалось ли нам достичь поставленных целей? Продолжите фразу: - Я удивился … - Я задумался … - Я ответил на вопрос … Зажгите на небосклоне новую звезду, внесите вклад своей работой в память о тех, кто защищал нашу Родину. А закончить занятие хотелось бы песней о сегодняшней главной героине. А какая победа без салюта. Праздничный салют. | Зажигают звёзды Поют песню «Катюша» | На фоне видеоролика исполняется песня «Катюша», салют. |
Приложение 1
Исследовательская работа с текстом
Кто? | Когда? | Как? | Почему? | Зачем? | |
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 07.01.2018 |
Раздел | Алгебра |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 1925 |
Номер материала | 5094 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |