Уроки математики / Конспект урока / Интегрированного занятия по теме: "Катюша! Катюша? «Катюша» …

Интегрированного занятия по теме: "Катюша! Катюша? «Катюша» …

Проект учебного интегрированного занятия «Альянс наук»

Цель: исследование произведения В.Быкова «Катюша» с целью выявления физических явлений, математических расчётов, художественных особенностей.

Задачи: показать межпредметную взаимосвязь на примере рассказа В.Быкова «Катюша»;

преобразовывать объект из чувственной формы в модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

развивать психологические процессы учащихся, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации;

способствовать социализации учащихся через умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.

Форма проведения занятия: творческая лаборатория.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы и приёмы: исследовательский, опытно-экспериментальный, частично-поисковый, проблемный, кроссенс, ролевая игра.

Планируемый результат: осознание того, что в одном произведении могут перекликаться разные предметные области.

Эпиграф урока:

Сметая каноны, прогнозы, параграфы,

несутся искусство, любовь и история -

по параболической траектории!

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный

момент

Приветствуют уч-ся, создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют на деятельность.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Введение в тему,

актуализация знаний

-Какие два важных события объявлены в нашей стране в этом году?

-К этим же событиям приурочен и наш семинар, цель которого популяризация чтения среди молодежи.

-Почему перед вами три учителя из разных предметных областей?

-Через пересечение смыслов определите ключевое слово.

- О чем (о ком) сегодня будем говорить?

-Где встречалось это слово и с чем (кем) связано оно.

-Исходя, из этого сформулируйте, запишите тему урока?

Катюша! Катюша? «Катюша» …

работать вместе

(совместная работа)

Разгадывают головоломку.

формулируют тему с трех позиций

Кроссенс

Путин год литературы и 70-летие ВОв

Целеполагание

Организуют целеполагание через проблемную беседу:

-У вас не вызывает вопросы формулировка темы?

-Почему? Дайте объяснение.

-Какова цель нашего занятия?

- Ответить на вопросы, удивиться чему-то, подумать о чём-то.

- Озвучивают цели урока

Планирование

Организуют планирование учебной деятельности.

- Спланируйте деятельность, через что и как достичь цели. (через три предметные области)

Планируют учебную деятельность

Достижение результата

Предметная область Литература

- «Катюша»… Как вы считаете, с какими историческими событиями можно увидеть взаимосвязь? – Откуда мы узнаём о далёком прошлом? – В чём разница в освещении событий в документальной и художественной литературе?

Исследовательская работа с текстом

- Определите жанр произведения В.Быкова «Катюша»?

– Как содержание связано с названием?

- Исследуйте содержание рассказа, заполнив кластер (Приложение 1)

- Кто, что оказывается в центре изображения?

- Зачитайте описание стрельбы? Какие изобразительные средства придают описанию яркость, динамичность?

- В рассказе мы видим стрельбу из нескольких орудий? Что это такое? Как можно назвать?

–Уточним значение слова

Отвечают на вопросы, выполняют задание

- Вов

- Из документальных источников, воспоминаний участников, художественных произведений

- В художественной литературе отражено личное, субъективное видение

- Рассказ (малый жанр эпического рода, изображающий какое-либо событие из жизни героя, один эпизод, один случай)-действие кратковременно, к-во д.лиц ограничено

- Олицетворение, сравнение, метафоры

- Канонада

- Словарь Ожегова: сильная частая стрельба из многих орудий

Фронтальная

Работа в парах

Работа со словарём

Видео

Предметная область Физика

Выявление в художественном произведении физических закономерностей:

-Как называется наука, изучающая полеты пуль, снарядов, мин? Посмотрим значение слова в словаре.

-Найдите в тексте, как автор описывает выстрел из орудия?

-Какое это движение с точки зрения физики?

-Какое движение называют реактивным? Приведите примеры.

-Что происходит в результате такого движения, в ходе выстрела, найдите в тексте слова, подтверждение?

Итог: за несколькими строками литературного произведения скрыта большая работа ученых физиков.

Предметная область Математика

Описание физических моделей с точки зрения математики.

-физические законы основаны на математических вычислениях.

-как необходимо артиллеристу рассчитать полет снаряда чтобы попасть точно в цель? (сложный вопрос)

-что нужно ему знать?

-Скажите, по какой траектории движется пуля, снаряд, выпущенные из орудия? Запишите уравнение параболы. (запишите общий вид уравнения)

-Подтвердите это примерами из текста, что снаряды движутся по параболе.

что означают эти ключевые слова?

Физика

С точки зрения физики, что это обозначает?

Итог: Как мы видим, из строчек рассказа, математика описывает реальные ситуации и без точных математических расчетов не обойдется ни одно изобретение.

- Помогла ли «Катюша» в бою? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Отметьте + и – использования реактивной установки. Подтвердите примерами из текста.

- Виновата ли «Катюша»?

-Баллистика.

-…

-Реактивное движение.

-это движение, которое возникает при отделении от тела некоторой его части с определенной скоростью.

-передача импульса.

по параболе

у=ах2 +вх+с

ключевое слово

вершину параболы

максимальная высота подъема

Работа в парах

- Нет однозначного ответа: Матюхин (ну вот, помогла, называется)

Козыра (вот теперь зададут немчуре! От зададут!)

(словарь)

…И вдруг в воздухе над головой…..

…..огненные хвосты ударили за машиной….

резали воздух над головой

…и вдруг в воздухе над головой…

зенит неба и над головой

Контроль и оценка

Победа обусловлена многими факторами. Несмотря на все сложности военного времени, не прекращались научные исследования, требующие сложнейших математических расчётов; создавались художественные произведения. В этом величие и сила духа русского человека.

Вы – наше будущее. От вас зависит, станет ли Россия мощной преуспевающей державой.

Сметая каноны, прогнозы, параграфы,

несутся искусство, любовь и история -

по параболической траектории!

Мы предлагаем сделать небольшой шаг в «будущее»

попробуйте себя в роли учёных, исследователей, поработайте в лаборатории «Альянс наук», совершите открытие.

-Займите места в группах, согласно вашему желанию и научным предпочтениям («Физики», «Лирики», «Математики»)

- Оцените работу своей группы одним словом.

Работают в группах.

Защита групповых проектов

Оценивают деятельности групп.

Документальное видео (хроника победы – 1941- 1945 г.г.)

Групповая деятельность

Выполнение творческого задания

Физический эксперимент

Математические расчёты и построение

Итог

Рассмотрели художественное произведение с точки зрения разных предметных областей. Какие выводы можно сделать?

Любое творение рук человеческих – будь то научное изобретение, художественное произведение – всегда альянс наук.

Формулируют выводы.

Рефлексия

Рефлексия с использованием приёма «Зажги звезду».

Проанализируйте свою деятельность, удалось ли нам достичь поставленных целей?

Продолжите фразу:

- Я удивился …

- Я задумался …

- Я ответил на вопрос …

Зажгите на небосклоне новую звезду, внесите вклад своей работой в память о тех, кто защищал нашу Родину.

А закончить занятие хотелось бы песней о сегодняшней главной героине.

А какая победа без салюта. Праздничный салют.

Зажигают звёзды

Поют песню «Катюша»

На фоне видеоролика исполняется песня «Катюша», салют.

Приложение 1

Исследовательская работа с текстом

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

Автор
Дата добавления 07.01.2018
Раздел Алгебра
Подраздел Конспект урока
Просмотров324
Номер материала 5094
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.