Уроки математики / Статья / Исторические предпосылки и современное состояние воспитания как особого вида деятельности

Исторические предпосылки и современное состояние воспитания как особого вида деятельности

Исторические предпосылки и современное состояние воспитания как особого вида деятельности.

Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приёмы усложнялись по мере обогащения общественного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн.лет назад.

Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалось эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путём передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности в общении и оказалось тесно связанной с эволюцией форм примитивного труда. А так как самостоятельно без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли, то роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.

С появлением человека современного физического типа в генезе воспитания начался новый этап. В нём всё более усиливалась социальная заданность.

В 9-8-ом тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт – вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины – приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающее поколения.

Дети со слов родителей путём подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определёнными дидактическими приёмами. Приёмы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер.

Шло время, и человек от приспособления к природе всё чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приёмы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредотачивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитание весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитание было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлёпки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребёнка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжёлых условиях борьбы за выживание. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодёжи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определённым трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия. В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте – раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодёжи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодёжи для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию – процедуру просвещения во взрослые.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественных состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно всё более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны – к тому, что воспитание стало принимать более жёсткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучения подрастающего поколения.

Воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных. нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жёстких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и акцент на жёстких формах и методах воспитания.

Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создавшиеся светской властью и служителями культов.

Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков.

Таким образом, на наш взгляд, большой интерес представляет определение сущности воспитания и его основных понятий.

Автор
Дата добавления 24.12.2018
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров204
Номер материала 6009
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.