Основные направления в формировании культуры речевого общения младших школьников
Речевая деятельность всегда связана с общением людей. Чтобы это общение протекало успешно, не вызывая дискомфорта у кого-либо из его участников, необходимо соблюдение каждым из них определённых норм, принятых в обществе, норм речевого поведения.
Как и многие другие правила, установленные людьми, эти нормы ребёнок усваивает преимущественно практическим путём, перенимая опыт старших, выполняя их различные наставления. Однако школа, безусловно, может процесс закрепления сложившихся нужных привычек, а также становления отсутствующих, обогащение запаса языковых средств ребёнка сделать более целенаправленным и эффективным.
В литературе нашли своё отражение направления в формировании культуры речевого общения младших школьников: 1. Умелое использование формул речевого этикета. 2. Соблюдение правил: а) поведения в аудитории, в том числе на уроке, в общественных местах и т.п.; б) поведение во время беседы, разговора с кем-либо; в) участие в споре, в дискуссии
Проблеме формирования у младших школьников соответствующих умений в методике обучения русскому языку стали уделять внимание сравнительно недавно. Так, в программу развития речи для начальной школы вопросы речевого этикета вошли с середины 80-х годов.
Проблемы обучения речевому этикету традиционно разрабатывались преимущественно применительно к обучению русскому языку иностранцев. Практическое же решение вопросов воспитания культуры речевого поведения при обучении русскому языку как родному пока ещё в значительной мере зависит от инициативы и творчества учителей.
Понятие «речевой этикет» в широком смысле – это все правила речевого поведения, все установленные обществом разрешения и запреты, связанные с речью. А в узком смысле – это только специфические формулы, принятые для поддержания общения.
В процессе общения людям постоянно приходится вступать в речевой контакт и прерывать его, поддерживать желаемую тональность разговора, проявлять к собеседнику расположение, внимание, доброжелательность, уважение, просить его о чём-то, давать ему советы, как-то реагировать на его предложения и т.д.
То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Это самые употребляемые выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем. Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, т.е. то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись.
Понятие этикет – философское. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Речевой этикет противостоит грубости. А грубость и хамство мешают жизни.
Этикет определяет всё наше поведение. Это не только те правила, которым следуют, это вообще все нормы взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил регулируются взаимоотношения с окружающими.
Правила речевого поведения существуют в любом обществе. Во всех ситуациях, когда мы находимся в окружении людей, наше речевое поведение должно регулироваться двумя основными правилами:
Внимание к окружающим, в частности к собеседнику;
Экономия времени.
Эти правила сами описываются при помощи ряда более низкого ранга, как знакомиться, приветствовать, прощаться и т.д. Так в ряду первого правила существует правило авторитета собеседника. Оно регулирует наши отношения и коренится в началах морали и этики. Именно поэтому с первых дней в школе дети изучают «Правило вежливости», которое запрещает им шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Вежливость требует от них самообладание в словах и поступках.
Для закрепления у младших школьников норм речевого этикета используют различные задания.
Вежливость – форма проявления уважения к другому, признание его достоинств. А невежливость – это проявление отношения к собеседнику. Невежливость, неуважение к собеседнику часто вызываются неумением использовать формулы речевого этикета.
Первое правило в речевом общении – внимание к окружающим, в частности к собеседнику запрещает даже косвенно обижать его.
Умение правильно общаться с окружающими и распознавать разнообразные смыслы, заключённые в общении, формируются с раннего детства.
Одним из правил общения является правило взаимности: ответить на шутку шуткой, на вопрос дать доброжелательный ответ, поинтересоваться мнением собеседника. Ещё одно правило общения является правило доверия собеседнику.
Для младших школьников разработаны специальные программы с целью формирования культуры речевого общения.
«Речь и культура общения» - автор программы Т.А. Ладыженская. Была предложена для начальной школы в 1989 году.
Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 24.12.2018 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 1213 |
Номер материала | 6007 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |