Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади.
Цели: познакомить с различными способами сравнения площади разных фигур: «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, путём подсчета клеток одинаковой величины; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление; воспитывать сотрудничество.
Планируемые результаты: учащиеся будут понимать значение понятия «площадь»; научатся самостоятельно сравнивать разными способами площади фигур; в дальнейшем будут применять теоретические знания на практике.
Ход урока
І. Организационный момент.
Проверяй скорей, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
ІІ. Актуализация знаний.
Логическая разминка.
а) На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
б) Кролики прыгали: 1-й между 2-ым и 3-им в ряд; 1 впереди, а 2 позади; 1 позади, а 2 впереди. Сколько было кроликов? (3)
в) Ряд начинается с числа 4, а каждое следующее число в нем на 1 больше предыдущего. Назовите пятое число в этом ряду. (8)
Устный счет.
- Увеличь в 7 раз 8, 3, 5, 7.
- Уменьши в 6 раз 42, 36, 6, 54.
- Увеличь на 7 числа 14, 63, 21, 35.
- Уменьши на 6 числа 30, 42, 24, 18.
3. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (Круг, овал, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник)
- Чем фигуры отличаются одна от другой? (Формой, размером, количеством углов или их отсутствием, цветом)
- Назовите свойства данных фигур.
- Какая из них больше всего занимает места? (Квадрат)
- Как определили? (Видно «на глаз», что квадрат больше, чем другие фигуры.
Значит, он места займёт больше)
Беру квадрат, прикладываю к доске, обвожу его мелом по контуру и убираю фигуру.
- Что видите? (Квадрат на доске занимает определенное место)
- Предположите: как называется место, которое занимает фигура? (Ответы детей)
- Обратимся к словарю Ожегова. Это понятие объясняется так: «Величина, которая указывает на то, сколько места занимает фигура на плоскости – называется площадью».
Заучивание определения наизусть.
- Повторим новое математическое понятие.
- Прочитайте ещё раз это слово на экране. Назовите изученные орфограммы.
Вывод: Каждая фигура занимает в пространстве определенное место и имеет площадь.
ІІІ. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
- Предположите, какая у нас сегодня тема урока? (Площадь.)
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Учиться сравнивать и определять: площадь какой фигуры больше или меньше)
- Сегодня на уроке вы будете исследователями и самостоятельно узнаете, как можно сравнивать площади фигур.
IV. Работа над новым материалом.
1. Работа в парах (с раздаточным геометрическим материалом).
- Какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Круги, квадраты, прямоугольник).
Задание 1. Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур? (Прямоугольник больше по размеру, следовательно, его площадь больше площади других фигур).
- Каким способом определили? (Определили «на глаз»)
- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь. (Доска, картина, стенд, парта и т.д.)
- Площадь какого предмета больше? (Площадь доски)
- Каким способом пользовались? («На глаз»)
Задание 2. Возьмите красный круг и зелёный квадрат.
Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет)
- Почему? (Это сделать трудно. Одна фигура с углами, у второй углы отсутствуют)
- Найдите другой способ сравнения. (Наложить одну фигуру на другую)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Так как круг полностью поместился в квадрат, площадь квадрата больше площади круга, а соответственно площадь круга меньше площади квадрата.
Задание 3. Возьмите 2 круга (красный и синий). Сравните их площади. Что заметили? (Площади одинаковые) Каким способом пользовались? (Можно наложением или «на глаз»)
Вывод: при наложении фигуры полностью совпали, значит их площади равны.
Индивидуальная работа
Задание 4. Сравните площади тетради и учебника. Что можете сказать об их
площадях? (Площадь учебника больше площади тетради, соответственно площадь тетради меньше)
Работа в парах
Задание 5. Возьмите белые квадрат и прямоугольник. Сравните. Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет) Почему? (Трудно это сделать)
А наложением? (Нет) Почему? (Ответы детей)
Проблема: как сравнить площади фигур, если «на глаз» и наложением одной на другую не получается?
- Чтобы ответить на этот вопрос, переверните фигуры. Что вы видите? (Фигуры поделены на клетки)
- Что можете сказать о размерах клеток? (Они одинаковые)
- Что можно сделать? (Посчитать количество клеток в каждой фигуре. Сравнить)
Вывод: в квадрате 9 клеток, а в прямоугольнике – 8. 9>8. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.
V. Физкультминутка.
(под музыку)
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
VI. Закрепление нового материала.
Работа в группах
- Повторим правила работы в группе
* Работают все члены … (группы)
* Говорим в полголоса, чтобы… (не мешать другим)
* Внимательно слушаем друг друга, не… (перебиваем)
* Один ученик защищает работу группы, говорит… (громко и четко)
Задания выдаю в конвертах.
1 группа. Каждый из 2 прямоугольников состоит из 4-х квадратов разной
величины.
Задание.
«Сравните площади фигур и сделайте вывод».
(Сосчитав количество квадратов в каждой фигуре, учащиеся могут прийти к ложному выводу, что площади данных фигур равны, так как число квадратов оказывается одинаковым. Возможно, дети сразу придут к верному решению).
- В чём дело? Может, вы ошиблись в подсчётах квадратов? (Та и другая фигура состоят из четырёх квадратов. Но квадраты разной величины. Видно «на глаз», что фигура 1 больше фигуры 2).
Вывод: при сравнении площадей фигур необходимо пользоваться одной и той же единицей измерения площади.
- О необходимости измерять площадь одной единицей измерения мы поговорим завтра.
2 группа. 2 различные фигуры изображены на клетчатой бумаге.
Задание. «Сравните площади фигур А и В. Докажите правильность полученного результата».
(А>B, т.к. фигура А составлена из 10 клеток, а фигура В - из 8; 10>8).
3 группа. Работа по учебнику с.57. Задача на смекалку.
Задание. «Как легче узнать, площадь какой фигуры больше?»
(Сосчитать клетки. Площадь собаки больше, т.к. она из 48 клеток, а заяц из 42).
4 группа. с.57 №1
Задание. «На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны».
(Площади равны, т.к. каждая фигура состоит из 4 квадратов (клеток)).
VII. Обобщение и систематизация выученного ранее материала.
Решение примеров с.57 № 2 (дети выходят к доске по одному цепочкой и выполняют задание)
Решение задачи с.57 № 4 (коллективно)
Решение уравнений с.57 № 5 (1-е уравнение – 1 вариант; 2-е уравнение – 2 вариант)
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Наш урок подходит к завершению, давайте подведем итог.
- Назовите тему урока.
- Что называют площадью фигуры?
- Какими способами мы можем сравнить площади фигур?
- Каким по сложности вам показался урок?
- Оцените свою работу на уроке. Выберите тот смайлик, который отвечает вашему настроению, характеризует вашу работу на уроке и нарисуйте его в тетради.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 18.08.2019 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 1193 |
Номер материала | 6310 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |