Тема: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Класс: 7
Цели:
-Обобщить и закрепить знания учащихся о прямой и обратной зависимостях.
-Способствовать развитию умение решать задачи, навыки работы в парах.
-Воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой
работы.
Оборудование: учебники, доска, мел
Структура урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Диагностика усвоения знаний и умений учащихся.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Тип урока: урок – обобщения и систематизации знаний учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
1) Устный счёт.
На доске примеры, решаем с полным объяснением:
; 20-13
; 17-7
;
;
;
;
;
;
.
2) Ответьте на вопросы:
- Что называется отношением двух чисел?
- Как найти дробь от числа?
- Что такое пропорция?
- Какие величины называются прямо пропорциональными?
- Что показывает отношение?
- Как найти число по его дроби?
- Основное свойство пропорции?
- Какие величины называют обратно пропорциональными?
- Как найти неизвестный член пропорции?
;
;
;
Диагностика усвоения знаний и умений учащихся.
В задачах тех ищи удачи,
Где получить рискуешь сдачи. (Л. Хейл)
«Да» и «нет» не говорите,
А значком изобразите.
«Да» значком «+», нет значком «-».
Зависимость между количеством товара и стоимостью покупки является прямой
пропорциональностью.
Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны.
При постоянной ширине прямоугольника, его длина и площадь прямо
пропорциональны.
Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.
Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.
Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении
одной в два раза, другая в два раза уменьшается.
Грузоподъемность машин и их количество прямо пропорциональны.
Периметр квадрата и длины его сторон прямо пропорциональны.
Ответ: + - + + - + - +.
Получи оценку.
8 правильных ответов --- «5»
7 – 6 правильных ответа – «4»
5 – 4 правильных ответа – «3».
2) ПИСЬМА ГЕРОЕВ СКАЗОК.
Письмо от Чебурашки. Мы с крокодилом Геной решили расчистить площадку для строительства дома, в котором будут жить друзья. Для этого 3 экскаватора работали 350 минут. За сколько минут эту площадку расчистили бы 10 экскаваторов?
Проверка решения.
Количество экскаваторов Время (мин)
3 350 10 х
10 : 3 = 350 : х,
х = 350 * 3 : 10,
х = 105 мин.
Ответ: 105 минут.
3) ПИСЬМО ОТ ДЯДИ ФЕДОРА ИЗ ПРОСТОКВАШИНО.
Хозяйственный кот Матроскин завел корову и решил делать сливочное масло. Из молока получается 4% масла. Сколько молока нужно надоить Матроскину, чтобы получить 100 кг масла?
Проверка решения.
Масса (кг). Проценты.
Молоко х 100%
Масло 100 4%.
х : 100 = 100 : 4,
х = 100 * 100 : 4,
х = 2 500. Ответ: 2 500кг молока.
Физминутка. Около 90% информации человек воспринимает глазами. Если ваши глаза устают, то снижается ваше внимание и активность. Давайте перед следующими заданиями дадим глазам и себе отдохнуть.
Влево глазки я веду отводят глаза влево.
Вправо глазки я веду отводят глаза вправо
Вверх смотрю отводят глаза вверх
И вниз смотрю отводят глаза вниз
Сильно глазки закрываю дети закрывают глаза
И тихонько открываю медленно открывают глаза
Здравствуй солнце говорю.
4) Устная работа
Девочки по профессии фармацевты – упаковывают сборы из лекарственных трав по упаковкам, работают с таблицей №1.
1.Заполните таблицу.
Масса упаковки | Количество упаковок |
150грамм | 30 штук |
? грамм | 10 штук |
50 грамм | ? штук |
300 грамм | ? штук. |
Определите, какая зависимость между массой упаковки и количеством упаковок.
Мальчики – водители автомобиля, они работают с таблицей №2.
2. Вставьте пропущенные данные.
V, км/час | 120 км/ч | ? км/ч | 40 км/ч | ? км/ч. |
t , час | 3 часа. | 12 часов. | ? час | 6 часов. |
Какая зависимость между скоростью и временем? (О. П, З,)
5) Решите задачи:
Четыре гнома посадили для Белоснежки 8 кустов роз. Сколько кустов роз посадят за тоже время три гнома?. (Ответ: 6 кустов.)
Велосипедист за 3 часа проезжает 75км. За сколько времени проедет велосипедист 125км с той же скоростью? (Ответ: 5 часов.)
Мама положила на счет в банке 6 000рублей. Сколько денег будет у нее на счете через год, если банк выплачивает 2,5% годовых?
Решение.
Деньги %.
6 000руб. 100%,
? руб. на 2, 5 %.
Ответ:6 150 рублей.
4) Подведение итогов урока.
ИЗ СКАЗКИ В СТРАНУ «ФАНТАЗИИ».
- Представьте себе, что вы попали на планету, на которой нарушились математические и физические законы. ( произошла «путаница»): для процессов, описываемых прямой пропорциональностью, используют обратную и наоборот, поэтому на планете говорят:
Чем больше ты купил конфет, тем меньше заплатил денег.
Чем дольше горит свеча, тем длиннее она становится.
Придумайте свои подобные зависимости, можно с рисунками.
5) Домашнее задание.
1) За три дня было убрано 16,5% всей свеклы. Сколько потребуется дней, чтобы убрать 60,5% всей свеклы, если работать с той же производительностью?
Решение.
Пусть для уборки 60,5% всей свеклы потребуется х дней.
| Количество свеклы, (%) | Время, (дни) | ||
I | 16,5 | 3 | ||
II | 60,5 | х |
Т. к. величины прямо пропорциональны, то можно составить пропорцию:
;
Ответ: 11 дней.
2) Теплоход «Ракета» прошёл расстояние между пристанями со скоростью 50 км/ч за 4,8 ч. С какой скоростью должен идти теплоход, чтобы пройти это расстояние за 3,2 ч?
Решение.
Пусть за 3,2 ч это расстояние теплоход проходит со скоростью км/ч.
| Скорость, (км/ч) | Время, (ч) | ||
I | | 3,2 | ||
II | 50 | 4,8 |
Т. к. величины обратно пропорциональны, то можно составить пропорцию:
;
;
.
Ответ: 75 км/ч.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 19.04.2018 |
Раздел | Алгебра |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 1408 |
Номер материала | 5597 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |