Тема: Зависимости между величинами: скорость, расстояние (длина пройденного пути), время.
Цель: открытие зависимости между скоростью, временем, расстоянием.
Задачи:
создавать условия для усвоения детьми зависимости между скоростью, временем и расстоянием;
содействовать развитию активности, умения анализировать условие задачи, строить чертеж к задаче;
способствовать воспитанию уважительного отношения к одноклассникам.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Тема и цель урока
- Сегодня на уроке мы еще раз убедимся, что умение решать задачи нужно не только на уроках математики, но и в жизни.
Устный счет.
- Узнайте, сколько метров пробежали мальчики. Запишите ответы.
Вася 230 + 70 × 3 + 100 × 4 : 5 = м
Миша 860 – 60 × 4 – 200 : 6 × 3 = м
- Узнайте, на сколько больше пробежал Миша, чем Вася.
Переведите величины, результаты запишите в столбик.
3 ч = ___ мин
283 см = ___м___см
800 000 м = ___ км
3 м 60 см = ___ дм
245 мин = ___ ч ___ мин
- На сколько групп можно поделить эти величины? Какие?
Определение темы урока.
- В каких задачах мы встречаемся и с величинами измерения времени, и с величинами измерения длины? Итак, тема сегодняшнего урока … (задачи на движение) . На уроке мы будем … (решать задачи на движение) .
Основная часть урока.
1. - Какие понятия встречаются в задачах на движение?
- Что такое расстояние? Скорость? Время? (Понятия вывешиваются на доску). Какими буквами обозначаются?
Трехпалый ленивец за 4 часа может пройти 8 метров. Какова его скорость?
Подумайте, как можно решить. Кто решил? Как ты решил? А почему ты так решил?
Давайте рассуждать вместе. Из трех величин (скорость, время, расстояние) – значение какой величины большее? (расстояние – общий путь). А время какое? (маленькое). А скорость больше или меньше расстояния? (меньше, т. к. это за единицу времени пройденный путь: за 1 сек, 1 мин, 1 час и т. д.). Значит, какое действие выбираем? (деление). Что на что будем делить? Запишем формулу, а затем решение
Время t | Расстояние s | |
? s : t | 4 ч | 8 м |
Решение: 8 : 4 = 2 (м/ч)
Ответ: Скорость ленивца 2 м/ч.
Ленивцы все делают очень медленно. Поедаемые ими листья медленно усваиваются организмом, стало быть, энергия для его жизнедеятельности вырабатывается также медленно, и им приходится экономить силы. Поэтому они часто засыпают (спят 15-18 часов в сутки), а когда бодрствуют, то часами неподвижно висят на ветках. Крепкие когти цепляются за ветки деревьев. С деревьев ленивцы спускаются лишь один раз в неделю, чтобы «облегчиться». Именно в этот момент на них проще всего напасть. На шерсти ленивцев растут крохотные зеленые растения типа водорослей, что служит им хорошей маскировкой. Часто в густой шерсти ленивцев селится моль. (Рисунок и текст на каждом столе).
Используя формулу, кто устно сформулирует правило?
Чтобы найти скорость, нужно пройденное расстояние разделить на время движения. Используя формулу и правило, сами устно решите задачу:
Машина проехала 270 км за 3 часа. С какой скоростью она ехала?
Решение: 270 : 3 = 90 (км/ч)
Ответ: Машина ехала со скоростью 90 км/ч. (Именно с такой скоростью разрешено ездить по автодорогам Тувы, и нужно это соблюдать).
Что такое скорость, подумайте. Работайте в парах, рассуждайте, выберите правильный ответ:
Скорость – это расстояние (пройденный путь);
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени;
Скорость – это время движения.
Какие единицы измерения скорости есть, кто заметил? (км/ч, м/ч, м/мин, м/сек)
Физминутка.
Орел летел со скоростью 20 км/ч. За сколько часов он пролетит 80 км?
Что известно? А что неизвестно? У кого какое решение? Какая формула нам помогла?
Время t | Расстояние s | |
20 км/ч | ? s : v | 80 км |
Решение: 80 : 20 = 2 (ч)
Ответ: 80 км орел пролетит за 2 часа.
С помощью формулы сформулируйте правило.
Чтобы найти время движения, нужно пройденное расстояние разделить на скорость движения.
Решите следующую задачу.
Скорость космического спутника 8 км/сек. Сколько км он пролетит за 10 сек?
Что известно? Что неизвестно? Кто догадался, как можно найти расстояние? Запишем формулу
Время t | Расстояние s | |
8 км/сек | 10 сек | ? v . t |
Решение: 8 . 10 = 80 (км)
Ответ: За 10сек спутник пролетит 80 км.
Кто устно сформулирует правило?
Чтобы найти расстояние, нужно скорость движения умножить на время движения.
Составим сводную таблицу, соберем все, что узнали, в одно целое.
Время t | Расстояние s | |
? s : t | ||
? s : v | ||
? v . t |
Вот это есть эталон. Все эти формулы надо запомнить, они вам пригодятся.
- Продолжите фразу
Чтобы найти скорость, надо … .
Чтобы найти расстояние, надо … .
Чтобы найти время, надо … .
2.Заполните таблицу.
Скорость | Время | Расстояние |
80 км/ч | ? | 240км |
70 км/ч | 5 ч | ? |
? | 4 ч | 360 км |
Взаимопроверка, объяснение.
Решить задачу.
Из двух деревень одновременно навстречу друг другу вышли два мальчика. Первый мальчик шёл со скоростью 5 км/ч, другой – 4 км/ч. Встретились они через 3 часа. Каково расстояние между деревнями? (На доске учащийся чертит чертеж и объясняет решение задачи.)
Итог урока.
Продолжите фразу:
Я сегодня узнал …
Я сегодня научился …
Понадобятся ли вам в будущем те знания, которые вы сегодня получили? Приведите примеры.
Домашнее задание.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 05.11.2018 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 1871 |
Номер материала | 5914 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |