Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока "Решение задач на движение"

Конспект урока "Решение задач на движение"

Тема: Зависимости между величинами: скорость, расстояние (длина пройденного пути), время.

Цель: открытие зависимости между скоростью, временем, расстоянием.

Задачи:

  • создавать условия для усвоения детьми зависимости между скоростью, временем и расстоянием;

  • содействовать развитию активности, умения анализировать условие задачи, строить чертеж к задаче;

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к одноклассникам.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Тема и цель урока

- Сегодня на уроке мы еще раз убедимся, что умение решать задачи нужно не только на уроках математики, но и в жизни.

  1. Устный счет.

  1. - Узнайте, сколько метров пробежали мальчики. Запишите ответы.

Вася 230 + 70 × 3 + 100 × 4 : 5 = м

Миша 860 – 60 × 4 – 200 : 6 × 3 = м

- Узнайте, на сколько больше пробежал Миша, чем Вася.

  1. Переведите величины, результаты запишите в столбик.

3 ч = ___ мин

283 см = ___м___см

800 000 м = ___ км

3 м 60 см = ___ дм

245 мин = ___ ч ___ мин

- На сколько групп можно поделить эти величины? Какие?

  1. Определение темы урока.

- В каких задачах мы встречаемся и с величинами измерения времени, и с величинами измерения длины? Итак, тема сегодняшнего урока … (задачи на движение) . На уроке мы будем … (решать задачи на движение) .

  1. Основная часть урока.

1. - Какие понятия встречаются в задачах на движение?

- Что такое расстояние? Скорость? Время? (Понятия вывешиваются на доску). Какими буквами обозначаются?

  • Трехпалый ленивец за 4 часа может пройти 8 метров. Какова его скорость?

Подумайте, как можно решить.  Кто решил?  Как ты решил?  А почему ты так решил?

Давайте рассуждать вместе. Из трех величин (скорость, время, расстояние) – значение какой величины большее? (расстояние – общий путь). А время какое? (маленькое). А скорость больше или меньше расстояния? (меньше, т. к. это за единицу времени пройденный путь:  за 1 сек, 1 мин, 1 час и т. д.). Значит, какое действие выбираем? (деление). Что на что будем делить? Запишем формулу, а затем решение

      Скорость                            

        Время        t                         

         Расстояние    s

     ?       s : t    

            4 ч

           8 м

Решение: 8 : 4 = 2 (м/ч)  

Ответ: Скорость ленивца 2 м/ч.

     Ленивцы все делают очень медленно. Поедаемые ими листья медленно усваиваются организмом, стало быть, энергия для его жизнедеятельности вырабатывается также медленно, и им приходится экономить силы. Поэтому они часто засыпают (спят 15-18 часов в сутки), а когда бодрствуют, то часами неподвижно висят на ветках. Крепкие когти цепляются за ветки деревьев. С деревьев ленивцы спускаются лишь один раз в неделю, чтобы «облегчиться». Именно в этот момент на них проще всего напасть. На шерсти ленивцев растут крохотные зеленые растения типа водорослей, что служит им хорошей маскировкой. Часто в густой шерсти ленивцев селится моль. (Рисунок и текст на каждом столе).

Используя формулу, кто устно сформулирует правило?

Чтобы найти скорость, нужно пройденное расстояние разделить на время движения.     Используя формулу и правило, сами устно решите задачу:

  • Машина проехала 270 км за 3 часа. С какой скоростью она ехала?

Решение: 270 : 3 = 90 (км/ч)

Ответ:  Машина ехала со скоростью 90 км/ч. (Именно с такой скоростью разрешено ездить по автодорогам Тувы, и нужно это соблюдать).

Что такое скорость, подумайте. Работайте в парах, рассуждайте, выберите правильный ответ:

  • Скорость – это расстояние (пройденный путь);

  • Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени;

  • Скорость – это время движения.

Какие единицы измерения скорости есть, кто заметил? (км/ч,  м/ч,  м/мин,  м/сек)

Физминутка.    

  • Орел летел со скоростью 20 км/ч. За сколько часов он пролетит 80 км?

Что известно? А что неизвестно? У кого какое решение? Какая формула нам помогла?

      Скорость                            

        Время        t                         

         Расстояние    s

    20 км/ч

    ?      s : v

         80 км

Решение: 80 : 20 = 2 (ч)

Ответ: 80 км орел пролетит за 2 часа.

С помощью формулы сформулируйте правило.

Чтобы найти время движения, нужно пройденное расстояние разделить на скорость движения.

 Решите следующую задачу.

  • Скорость космического спутника 8 км/сек.  Сколько  км он пролетит  за 10 сек?

Что известно? Что неизвестно? Кто догадался, как можно найти расстояние? Запишем формулу

      Скорость                            

        Время        t                         

         Расстояние    s

       8 км/сек

          10 сек  

      ?    v . t

Решение: 8 . 10 = 80 (км)

Ответ: За 10сек спутник пролетит 80 км.

Кто устно сформулирует правило?

Чтобы найти расстояние, нужно скорость движения умножить на время движения.

Составим сводную таблицу, соберем все, что узнали,  в одно целое.

      Скорость                            

        Время        t

      Расстояние    s

      ?       s : t    

       ?      s : v

        ?    v . t

Вот это есть эталон. Все эти формулы надо запомнить, они вам пригодятся.

- Продолжите фразу

Чтобы найти скорость, надо … .

Чтобы найти расстояние, надо … .

Чтобы найти время, надо … .

2.Заполните таблицу.

Скорость

Время

Расстояние

80 км/ч

?

240км

70 км/ч

5 ч

?

?

4 ч

360 км

Взаимопроверка, объяснение.

  1. Решить задачу.

Из двух деревень одновременно навстречу друг другу вышли два мальчика. Первый мальчик шёл со скоростью 5 км/ч, другой – 4 км/ч. Встретились они через 3 часа. Каково расстояние между деревнями? (На доске учащийся чертит чертеж и объясняет решение задачи.)

  1. Итог урока.

Продолжите фразу:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Понадобятся ли вам в будущем те знания, которые вы сегодня получили? Приведите примеры.

  1. Домашнее задание.

Автор
Дата добавления 05.11.2018
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров85
Номер материала 5914
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.