Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики.
Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умения писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.
Погрешности в письме могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных и зрительных анализаторов, недостаточностью взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и т.д. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов и т.п.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по подготовке ребёнка 5-6-летнего возраста к письму. Программа получила название “Графика: подготовка к письму”.
Цель программы – интенсивное развитие тонкокоординирующих движений рук (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка.
Задачи:
Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к письму.
Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка.
Выявить критерии оценки уровня подготовленности ребёнка по формированию навыка графического начертания букв.
Организуя подготовительное обучение письму, важно целенаправленно способствовать:
поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления обучающихся;
совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки;
укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.)
Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:
Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
Представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.
Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
Программа предусматривает работу по пяти блокам:
Пальчиковая гимнастика.
Озорной карандашик.
Творческие упражнения.
Организационно-методический блок.
Диагностика.
I блок. Пальчиковая гимнастика:
весёлые пальчики (“Пальчики здороваются”, “Человечек”, “Прятки”, “Моя семья”, “Качели”, “Лодочка”, “Пять малышей”, “Котята”, “Мышка”, “Очки и бинокль”, “Краб” и др.);
забавные фигуры из разрезного квадрата;
волшебные узелки с использованием шнурка;
работа с бумагой в технике “Оригами”.
II блок. Озорной карандашик:
штриховка (короткие частые штрихи, длинные параллельные отрезки, центрическая штриховка, штриховка с возвратом);
работа с трафаретами;
контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
дорисовка (по принципу симметрии);
рисунок по образцу;
волшебные узоры.
III блок. Творческие упражнения:
сравнение похожих предметов;
силуэты;
кляксография;
“созвездия”
порядковые соединения;
лабиринт;
изображения из простых форм;
постройки-рисунки;
аппликация;
волшебные дорожки (горизонтальные – “Кто быстрее”, вертикальные – “Небесный пилотаж”, волнистые – “Морские волны”, круговые – “Клубочки”, кривые, зигзагообразные).
IV блок. Организационно-методический:
гигиена письма;
знакомство с тетрадью;
ориентировка в пространстве листа;
графические диктанты;
копирование (по точкам, на кальку, по образцу).
V блок. Диагностика:
критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма;
содержание и методика диагностик (методика “Домик”, тест Куглера, методика “Дорожки”, монометрический тест, графический диктант).
Литература для учителя.
1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 1998 г.
2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000.
4. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 31.01.2018 |
Раздел | Дошкольная |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 669 |
Номер материала | 5270 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |