Уроки математики / Научная работа / Мастер-класс на тему: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Мастер-класс на тему: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Мастер-класс на тему: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Игру недаром называют «ведущей».Именно благодаря ей

ребенок познает окружающий его мир предметов и людей.

Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,

- писал В.А. Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. (слайд3)

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.(4 слайд)

А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. (5 слайд)

При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке,

например, Мы делили апельсин

Много нас, а он …(один). (6слайд)

Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Все дидактические игры разделили на группы:

1.Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4.Игры с геометрическими фигурами.

5.Игры на развитие логического мышления (7 слайд)

Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.

Игра-конструктор «Сложи из фигур»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Ход игры: 1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?».

Затем дети определяют - какого цвета фигуры. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор (8слайд)

«Найди пару»

Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.Дидактическая игра на логическое мышление

"Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Ход игры: Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно". (слайд 9)

Дидактическая игра по развитию количественных представлений

«Один-много»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: воспитатель показывает карточки где изображены различные картинки. Раздает каждому ребёнку по одной карточке. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько, например, изображено у него грибов. Где изображено «один», а где «много»?

Дидактическая игра по развитию представлений о величинах

«большой, маленький»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку найти пару большой фигуре или наоборот.

«Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что звери построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверей.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Итак, я хочу закончить свое выступление словами: Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

(10 слайд)

Мастер-класс «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

 

Мастер-класс для педагогов

Автор: Ирина Александровна Патлина

МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский,

Советский р-он, Тюменская обл.

 

Слайд 1

«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Слайд 2

  • Приоритет моего выступления «Формирование элементарных математических способностей» .

  • Образовательная область: Познавательное развитие  (Формирование элементарных математических способностей)

Слайд 3

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.   Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Слайд 4

 Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: в развитие ориентировки у детей.

Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей элементарные математические представления.  

 Цель:    

 Повышение методической компетентности педагогов.

Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 4-5 лет.

Задачи:           

  • Демонстрация методов и приемов по формированию элементарно математических способностей   у дошкольников среднего возраста по образовательной области «Познавательное развитие»

  • Формирование умения подбирать демонстрационный, раздаточный материал.

  • Совершенствования анализа педагогической деятельности.

 Материал и оборудование:    Карточки  с геометрическими фигурами, геометрические фигуры,  карточки   с корзинками , раздаточный материал «Мячики».    

 Слайд 5

Ход мастер - класса.

Уважаемые коллеги!

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

 

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх «Продолжи ряд», «Разложи мячики», «Четвертый лишний»«Волшебные  фигуры» .

 

С чего начинается занятие? (Организационного момента)

Организационный момент: Могу вам предложить игру на концентрирование внимания

Коммуникативная игра (Эмоциональное вхождение) в занятие «Продолжи».  Цель:  создание положительных эмоций, мотивации для дальнейшей деятельности.

 

Зеркало висит у нас в квартире

Мы стоим в двоем, а нас ЧЕТЫРЕ

 

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на занятия.

 

В основной момент поставила ряд задач:

Задачи: 

  1. Развитие внимания у детей.

  2. Закрепление геометрических фигур, цвета.

  3. Формирование взаимовыручки друг другу, умения работать в паре.

 

Слайд 6

Игровая ситуация, способствующая к переходу к основной части, с введением игрового персонажа- Мальвины.

Слайд 7

Решить первую задачу развитие внимания у детей предлагаю с помощью игры «Продолжи ряд»

Для мотивации детей создаем проблемную ситуацию. Мальвина приготовила картинки. Но проказница Лиса напутала дорожки.

Вопросы к участникам:

Что нужно с делать что бы добраться до дома?

Как же можно добраться до дома?

Итог: участники мастер класса делают вывод, чтобы дойти до дома нужно выложить дорожку дальше.

Можно эту игру предложить детям поработать в паре.

Так же на внимания я использовала дидактические игры: «Разложи по корзинкам», «Запомни узор», «Сделай узор», «Найди пару», «Домик для фигуры».

Слайд 8

 

 Сейчас мы «Разложим  мячики» 

 Ваша задача: группировать игрушки по признаку цвета (синие и желтые).

 

 

Прочтите рифмовку:

Мячик прыгнул, покатился и назад не воротился.
Надо мне его поймать и тихонько так сказать:

 «Мы домой с тобой пойдем, место для тебя найдем:

Синий мяч в корзине синей будет спать, как ночью синей, ну, а желтый — не такой, будет он в корзине желтой, словно солнышко, лежать, желтым цветом согревать».

 

  Предлагается выбрать корзинки для мячиков и ответить на вопрос«Какие фигуры   вы не положили в корзины?» 

Итог: в корзины мы не положили красные квадраты.

Слайд 9 - 15

А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (3)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (5)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (5)

8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (1)

11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)

Слайд 16

 При решение второй задачи: Закрепление геометрических фигур, цвета.

 я предлагаю      игру «Четвертый лишний»  - учить находить отличие и сходство между фигурами, развивает логическое мышление.

Вопросы к участникам:

 Предлагается рассмотреть иллюстрацию и определить, какая из фигур в этом наборе лишняя?

Объясните почему?  

Вывод: У красного квадрата четыре угла.   Потому что все остальные – синие и желтые  круги.

  Слайд 17 – 18

Итогом мастер класса является игра  -конструктор «Волшебные фигуры». Эта игра помогает закреплению названий геометрических фигур и развитию сообразительности, формирование взаимовыручки друг к другу, умения работать в паре.

  Предлагается рассмотреть иллюстрацию и выложить предмет с последующим комментированием.

Вопросы к участникам:

 Какие фигуры вы используете? Почему вы использовали не все геометрические фигуры?

Вывод:

Потому что Снеговик составлен только из голубых кружочков. Рыбка  составлена из треугольников желтых.

В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски, книжки», «Посчитай предметы» и т.д.

Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.

Анализ деятельности:

В течении мастер класса действия сопровождаются объяснением, показом, демонстрациями, вопросами на понимание. Предоставлена возможность высказаться каждому участнику мастер класса.

 Использовала технологии:

  • Здоровье сберегающие технологии

  • ИКТ

  • Социо игровые (Игровые, сотрудничество)  

  • Контроль мало активности: особое внимание уделяется малоактивным детям, создавая по средствам одобрения, похвала, привлечение к работе, поощрение

  • Использовалась рефлексия детей

 Слайд 19

Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

В заключение своего выступление прошу провести итог мастер -класса выберите смайлик (радостный или грустный). Спасибо за участие.

Слайд 20

 В заключении я хотела бы поделиться со всеми своими пособиями.

Автор
Дата добавления 15.01.2018
Раздел Дошкольная
Подраздел Научная работа
Просмотров556
Номер материала 5152
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.