Уроки математики / Другое / Планирование кружковой деятельности с детьми дошкольного возраста"Заниматика"

Планирование кружковой деятельности с детьми дошкольного возраста"Заниматика"

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующюю роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Данная программа математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить условия (прежде всего, предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;

Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве. На этой основе развивается интерес к сравнению множеств и к более точному определению в них количества элементов; со временем ребенок овладевает навыками счета и понятием числа. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно-игровой характер.

Ребенок рано также начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения.

Таким образом, создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно-действенные восприятия, дети научились не только распознавать различные величины, но и правильно отражать свои восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями, например, больше — меньше (по количеству), шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше и т. д., отличая эти линейные изменения от изменений общего объема (больше — меньше, большой — маленький). Такая дифференцировка, как показали исследования Р. Л. Березиной, В. К. Котырло, Т. В. Лаврентьевой, 3. Е. Лебедевой, Е. В. Проскура и др., вполне доступна для детей дошкольного возраста при условии надлежащего руководства взрослыми.

Как только ребенок сам начинает передвигаться, он действенно знакомится с пространством и пространственными отношениями между вещами. Оказывается, одни предметы находятся перед ребенком, другие—сзади него или справа, слева. Обучение позволяет малышу рано усвоить значение таких слов, как ближе — дальше и др. Ребенок практически и сам ориентируется в пространственном расположении предметов, а под руководством взрослого учится и словесно определять их местоположение сначала по отношению к себе, а затем и по отношению к другим предметам (справа от куклы — мишка, а слева от нее — зайчик).

В старшем дошкольном возрасте необходимо научить детей ориентироваться в помещении детского сада, в обстановке, приучать класть вещи на определенное место; уходя на прогулку, считать взятые игрушки и приносить их в том же количестве.

Учить ориентироваться на улице — знать название улицы, на которой расположен детский сад; название улицы, номер дома и квартиры, где проживает ребенок.

Использовать умения ориентироваться во времени: уточнить представление о рабочих днях и днях отдыха, о постоянном проведении в одни и те же дни определенных занятий (музыкальных, по математике и др.). Закрепить знание дня своего рождения, возраста и названия группы. Приучать детей к четкому распорядку дня.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей.

Задачи:

1.Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить)

2.Гармонично сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало

3.Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия

4.Формировать базисные математические представления, речевые умения

5. внутреннюю учебную мотивацию, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

Воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, занятия проводятся 2 раза в месяц.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Количество и счет

Закрепить умение:

— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).

Познакомить:

  1. с цифрами от 1 до 5;

  2. стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Учить:

  1. писать цифры по точкам;

  2. соотносить цифры с количеством предметов;

  3. понимать отношения между числами в пределах пяти;

  4. отгадывать математические загадки;

  5. различать количественный и порядковый счет, отвечать
    на вопросы Сколько? Который? Какой по счету?;

— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.

Величина

Учить:

  1. сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров);

  2. употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);

  3. выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Геометрические фигуры

Закрепить знания:

— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
Учить:

  1. представлению о том, что фигуры могут быть разного размера;

видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.

Ориентировка во времени

Закрепить умения:

— различать и правильно называть части суток (утро, день,вечер, ночь);

  1. различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).

Учить:

  1. отгадывать загадки о частях суток, временах года;

  2. различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;

  3. различать понятия быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить:

  1. различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева - направо;

  2. обозначать словами положение предмета относительно себя.

Учить:

— ориентироваться на листе бумаги.

Логические задачи

Продолжать учить:

— решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ совместной деятельности

Сентябрь

  1. Найди отличия. Работа по карточкам.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: узор для ковра.

  3. Один, первый. Знакомство с цифрой, числом.

  4. Ориентировка в пространстве: вверх, в низ, справа, слева.

  5. Лепим цифру 1 из пластилина.

  1. Прохождение лабиринта. Работа по карточкам.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: дом.

  3. Задки о единице.

  4. Ориентирование на листе. Расположи…

  5. Цифра 1: аппликация из семян арбуза.

Октябрь

  1. Найди отличия. Работа по карточкам.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: мост.

  3. Два, второй. Знакомство с цифрой.

  4. Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант.

  5. Цифра 2: аппликация из бусинок.

  1. Лабиринт.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: цветы.

  3. Загадки, считалки.

  4. Ориентирование на листе бумаги. Графический диктант.

  5. Цифра 2 из салфеток.

Ноябрь

  1. Найди отличия.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: роботы.

  3. Три, третий. Знакомство с цифрой.

  4. Ориентирование

  5. Цифра 3 из кленовых семян.

  1. Лабиринт.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: машины.

  3. Загадки, считалки.

  4. Ориентирование.

  5. Сравнение групп предметов.

Декабрь

  1. Найди отличия.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: животные.

  3. Четыре, знакомство с цифрой.

  4. Ориентирование.

  5. Цифра 4 из солёного теста.

  1. Лабиринт.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: снежинки.

  3. Загадки, считалки.

  4. Сравнение групп предметов.

  5. Ориентирование.

Январь

  1. Найди отличия.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: дерево.

  3. Пять, знакомство с цифрой.

  4. Ориентирование.

  5. Цифра 5 из пластилина.

  1. Лабиринт.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: мебель.

  3. Загадки, считалки.

  4. Ориентирование.

  5. Сравнение групп предметов.

Февраль

  1. Найди отличия.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: инопланетянин.

  3. 1,2,3,4,5.

  4. Ориентирование.

  5. Составление групп предметов, уравнивание.

  1. Лабиринт.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: домашние животные.

  3. Загадки, считалки.

  4. Ориентирование.

  5. Составление групп предметов. Сравнение.

Март

  1. Найди отличия.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: птичка.

  3. 1,2,3,4,5.

  4. Ориентирование.

  5. Составление групп предметов.

  1. Лабиринт.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: моя улица.

  3. Загадки, считалки.

  4. Ориентирование.

  5. Состав числа 5.

Апрель

  1. Найди отличия.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: техника.

  3. 1,2,3,4,5.

  4. Ориентирование.

  5. Состав числа 4.

  1. Лабиринт.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: я и мои друзья.

  3. Загадки, считалки.

  4. Ориентирование.

  5. Состав числа 5.

Май

  1. Найди отличия.

  2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Конструирование: узоры по замыслу.

  3. Прямой и обратный счёт 1 -5.

  4. Ориентирование.

  5. Состав числа3, 4, 5.

  1. Итоговое занятие, развлечение «Праздник чисел»

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

К концу года дети должны:

  1. считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;

  2. называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;

  3. понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;

  4. отгадывать математические загадки;

  5. различать количественный, порядковый счет;

  6. устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

  7. находить заданные геометрические фигуры среди множества других;

  8. сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;

  9. выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;

  10. отгадывать загадки о временах года;

  11. различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;

  12. уметь ориентироваться на листе бумаги;

  13. решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

  14. понимать задание и выполнять его самостоятельно;

  15. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Автор
Дата добавления 28.02.2017
Раздел Дошкольная
Подраздел Другое
Просмотров748
Номер материала 3155
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.