Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Развитие познавательной способностей учащихся 5-8классов"
для 5-8 классов основного общего образования
Челнокова Оксана Васильевна учителя математики МБОУ "Лицей №73"
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка.
1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа;
1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы Лицея;
1.3. Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса;
1.4. Изменения, внесѐнные в авторскую программу по курсу, и обоснование их целесообразности;
1.5. Используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся;
1.6. Формы, методы и средства обучения, технологии, используемые при организации образовательного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода.
Планируемые результаты освоения учебного курса;
Тематическое планирование;
Содержание учебного курса;
Поурочный календарно- тематический план;
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
Материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Лист внесения изменений в Рабочую программу
2
Пояснительная записка
1.1 Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями);
2.Основной образовательной программы основного общего образования лицея (ФГОС);
3.Плана внеурочной деятельности МБОУ "Лицей №73";
Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей №73 ";
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ "Лицей №73";
Программы по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образо-вательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятель-ность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
1.2.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы Лицея
Цель данной программы: сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основные задачи:
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе раз-вивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приѐмов мыследеятельности, освоение рациональных способов еѐ осуществления на ос-нове учѐта индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приѐмов работы с разнообразными источниками ин-формации, умений структурировать информацию, преобразовывать еѐ и представлять в различных видах;
освоение приѐмов творчества и методов решения творческих задач;
3
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приѐмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
развитие интеллектуальных умений
учимся работать с информацией
1.3 Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса
Год обучения | Класс | Всего часов |
первый | 5 | 17 |
второй | 6 | 17 |
третий | 7 | 17 |
четвертый | 8 | 35 |
1.4 Изменение внесенную в авторскую программу и обоснование их целесообразности.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стан-дарта основного общего образования, в программу внесены изменения согласно годовому учебному плану МБОУ «Лицей Эрудит» в 5-7 классах по 17 часов. В 8 классе изменений нет.
1.5 Формы, методы и средства обучения, технологии,В процессе освоения содержания программы еѐ результативность предполагает-ся проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанни-ков: учебная игра; развивающая игра; тематические задания по подгруппам; практическое занятие; беседа; викторина; участие в акциях.
Формы контроля
-диагностическое тестирование;
-диагностический тренинг;
-итоговое тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (эти-ческие нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
4
Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это ин-тересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники , свой жизненный опыт и информацию, получен-ную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
5
Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия | ||
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизи- | Познавательные общеучебные действия | ||
ровать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выво- | умение осознанно строить речевое высказывание в устной | ||
ды, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономер- | форме; | ||
ности, строить умозаключения; | выделение познавательной цели; | ||
слушать, владеть приѐмами рационального запоминания, работать с ис- | выбор наиболее эффективного способа решения | ||
точниками информации (чтение, конспектирование, составление тези- | поставленной задачи; | ||
сов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять | умение осуществлять поиск необходимой информации для | ||
информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, | выполнения учебных заданий с использованием учебной | ||
схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в дру- | литературы; | ||
| гой; | устанавливать причинно-следственные связи; | |
проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, экс- | устанавливать аналогии, проводить сравнение и | ||
перимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблю- | классификацию по заданным критериям. | ||
| дений, представлять результаты наблюдений в различных видах; | Коммуникативные УУД | |
владеть монологической и диалогической речью, составлять план тек- | умение общаться с другими людьми — детьми и | ||
ста, передавать прочитанное и сжатое или развѐрнутом виде, составлять | взрослыми; | ||
конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных при- | умение выражать свои мысли полно и точно; | ||
знаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ | управление действиями партнера (оценка, коррекция); | ||
по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них; | использовать речь для регуляции своего действия. | ||
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять опера- | |||
ции с файлами и каталогами. | Регулятивные УУД | ||
целеполагание; | |||
волевая саморегуляция; | |||
прогнозирование уровня усвоения; | |||
оценка; | |||
коррекция. | |||
Личностные УУД | |||
знание основных моральных норм и ориентация на их | |||
выполнение; | |||
ориентация на понимание причин успеха в деятельности; | |||
6
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка;
самоопределение.
3. | Тематическое планирование | ||||||
№ | Из них | ||||||
п/п | Наименование раздела | ||||||
5 | 6 класс | 7 класс | 8 класс | ||||
класс | |||||||
1 | Что такое интеллект | 4 | |||||
2 | Понятие. Отношения между понятиями: род-вид | 2 | |||||
3 | Выделение существенных признаков понятий | 2 | 2 | ||||
4 | Функциональные отношения между понятиями | 1 | |||||
5 | Сравнение понятий | 3 | 1 | ||||
6 | Классификация понятий | 1 | 1 | ||||
7 | Объяснение значения слов | 1 | |||||
8 | Творчество | 1 | 1 | ||||
9 | Воображение | 1 | |||||
10 | Конструирование на плоскости и в пространстве | 2 | |||||
11 | Оценка явлений и событий с разных точек зрения | 1 | 6 | ||||
12 | Постановка и разрешение проблем | 2 | |||||
13 | Метод решения изобретательских задач | 6 | |||||
14 | Чтение как способ получения информации | 3 | |||||
15 | Приѐмы работы с текстами | ||||||
16 | Недостатки традиционного чтения | 2 | |||||
17 | Дифференциальный алгоритм чтения | 5 | |||||
18 | Способы обработки полученной информации | 5 |
7
19 | Способы представления информации в различных видах | 7 | |||
20 | Работа с устным текстом | 6 | |||
21 | Библиографический поиск | 3 | |||
22 | Справочная литература | 4 | |||
23 | Логические и творческие задачи | 3 | 4 | 4 | |
24 | Тестирование | 1 | 1 | ||
Итого: | 17 | 17 | 17 | 35 |
4. Содержание учебного курса
Содержание обучения( 5класс)
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагно-стика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и об-ратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + су-щественный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические зада-ния.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синони-мы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предме-тов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
класс
Учимся мыслить творчески.
Выделение существенных признаков понятий.
8
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + су-щественный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синони-мы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предме-тов по указанным признакам. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трѐм признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделен-ным понятиям. Развивающие игры.
Объяснение значения слов.
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение тек-ста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тек-сте. Практические задания и развивающие игры.
Творчество.
Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение.
Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приѐмы развития воображения: голово-ломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению про-блемных ситуаций.
класс
Методы решения творческих задач
Творчество.
Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
9
Воображение.
Фантастический образ. Ассоциации. Приѐмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, за-дачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические за-дания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий:
сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Метод решения изобретательских задач.
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантасти-
ческая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литератур-ных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
класс
Учимся работать с информацией
Чтение как способ получения информации.
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила бы-строго чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приѐмы работы с текстами.
Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таб-лица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Прак-тические задания и развивающие игры.
10
Способы обработки полученной информации.
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, те-матические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах.
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодиро-вание и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами.
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск.
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практиче-ские задания.
Справочная литература.
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
11
Поурочный календарно- тематический план
№ | Содержание | Всего | Дата по | Даты по факту | ||||||||
п/п | Наименование раздела, тема за- | часов | плану | |||||||||
5А | 5Б | 5В | ||||||||||
нятия | ||||||||||||
1 | Человек и его интеллект | Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творче- | 1 | 01.09-03.09 | ||||||||
ства. Дар и талант. Различные виды интеллекта. | ||||||||||||
Практические задания, развивающие игры. | ||||||||||||
2 | Диагностическое тестирование | Диагностическое тестирование | 1 | 04.09-09.09 | ||||||||
3 | Обобщение и ограничение поня- | Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения | 1 | 11.09-16.09 | ||||||||
тий | между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. | |||||||||||
Практические задания, развивающие игры | ||||||||||||
4 | Выделение существенных призна- | Интеллектуальная разминка. Что такое признак. | 1 | 18.09-23.09 | ||||||||
ков | Выделение существенных признаков. | Практиче- | ||||||||||
ские задания, развивающие игры | ||||||||||||
5 | Обобщение понятий при построе- | Обобщение понятий и формулирование определе- | 1 | 25.09-30.09 | ||||||||
нии определений | ний. Практические задания, развивающие игры | |||||||||||
6 | Отношения между понятиями: ря- | Функциональные отношения между | понятиями: | 1 | 02.10-07.10 | |||||||
доположности, часть – целое | часть — целое, последовательности, рядоположно- | |||||||||||
сти. Практические задания, развивающие игры | ||||||||||||
7 | Сравнение понятий. Установление | Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. | 1 | 09.10-14.10 | ||||||||
сходства и различий | Отношение между понятиями: часть — целое, по- | |||||||||||
следовательности, рядоположности. Практиче- | ||||||||||||
ские задания, развивающие игры | ||||||||||||
8 | Сравнение понятий. | Отношения | Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отноше- | 1 | 16.10-21.10 | |||||||
противоположности | ние противоположности. Практические задания, | |||||||||||
развивающие игры | ||||||||||||
9 | Установление | причинно- | Тренинг внимания. Функциональные отношения | 1 | 23.10-28.10 | |||||||
следственных связей | между понятиями: причины и следствия. Установ- | |||||||||||
ление причинно-следственных связей. Практиче- | ||||||||||||
ские задания, развивающие игры | ||||||||||||
12 |
10 | Логические задачи | Установление связей между понятиями. Практи- | 2 | 07.11-18.11 | |||
ческие задания, развивающие игры | |||||||
11 | Классификация понятий | Классификация понятий. Правила классификации. | 1 | 20.11-25.11 | |||
Практические задания, развивающие игры | |||||||
12 | Сравнение понятий. Аналогия | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. | 1 | 27.10-02.12 | |||
Практические задания, развивающие игры | |||||||
13 | Поиск закономерностей | Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. | 1 | 04.12-09.12 | |||
Представление закономерностей в различных ви- | |||||||
дах. Решение логических задач Практические за- | |||||||
дания, развивающие игры | |||||||
14 | Выделение существенных призна- | Существенные и несущественные признаки. Прак- | 1 | 11.12-16.12 | |||
ков предметов | тические задания, развивающие игры | ||||||
15 | Объяснение понятий в зависимо- | Объяснение значений слов. Подбор и объяснение | 1 | 18.12-23.12 | |||
сти от контекста | значений слов в зависимости от контекста. Состав- | ||||||
ление предложений. Уяснение смысла предложе- | |||||||
ний Практические задания, развивающие игры | |||||||
16 | Итоговое тестирование | 1 | 25.12-28.12 |
13
6 классы
№ | Содержание | Всего | Дата по | Даты по фактку | ||
п/п | Наименование раздела, | часов | плану | 6А | 6Б | |
тема занятия | ||||||
1 | Диагностическое тестиро- | Диагностическое тестирование | 1 | 01.09-03.09 | ||
вание | ||||||
2 | Классификация понятий. | Правила классификации. Умение классифицировать | 1 | 04.09-09.09 | ||
Обобщение и ограничение | понятия по двум и трѐм признакам. Практические за- | |||||
понятий | дания, развивающие игры | |||||
3 | Сравнение понятий | Сравнение понятий. Отношение между понятиями: | 1 | 11.09-16.09 | ||
часть- целое, последовательности, рядоположности. | ||||||
Практические задания, развивающие игры | ||||||
4 | Выделение существенных | Существенные и несущественные признаки. Умение | 1 | 18.09-23.09 | ||
признаков | анализировать, находить закономерности, составлять | |||||
цепочку рассуждений, формулировать выводы. Прак- | ||||||
тические задания, развивающие игры | ||||||
5 | Устойчивые словосочета- | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл | 1 | 25.09-30.09 | ||
ния, определяющие смысл | предложений.Дополнение текста. Практические зада- | |||||
предложений | ния, развивающие игры | |||||
6 | Смысловые словосочетания | Смысловые словосочетания. Дополнение известных | 1 | 02.10-07.10 | ||
словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочета- | ||||||
ний в тексте. Практические задания, развивающие | ||||||
игры | ||||||
7 | Творчество. Методы реше- | Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих | 1 | 09.10-14.10 | ||
ния творческих задач | людей. Секреты и методы творчества. Методы реше- | |||||
ния творческих задач. Практические задания, разви- | ||||||
. | вающие игры | |||||
8 | Метод контрольных вопро- | Методы решения творческих задач. Метод контроль- | 1 | 16.10-21.10 | ||
сов | ных вопросов. Практические задания, развивающие | |||||
игры | ||||||
14 |
9 | Оценка явлений, событий с | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | 1 | 23.10-28.10 | |||||
разных точек зрения | Формирование умений задавать вопросы, умений ви- | ||||||||
деть положительные и отрицательные стороны явле- | |||||||||
ний Практические задания, развивающие игры | |||||||||
10 | Воображение | Воображение. Что такое воображение. Виды во- | 1 | 07.11-18.11 | |||||
ображения. Фантастический образ. Ассоциации. | |||||||||
Приѐмы развития воображения. Практические зада- | |||||||||
ния, развивающие игры | |||||||||
11 | Компьютерный практикум | Создание компьютерного рисунка | 1 | 20.11-25.11 | |||||
12 | Конструирование | на | плос- | Конструирование на плоскости. Танграм. Головолом- | 1 | 27.10-02.12 | |||
кости | ки на плоскости Создание фигур по заданным рисун- | ||||||||
кам | |||||||||
13 | Конструирование | в | про- | Диагностика пространственного воображения. Кон- | 1 | 04.12-09.12 | |||
странстве | струирование в пространстве. Практические задания, | ||||||||
развивающие игры | |||||||||
14 | Постановка и | разрешение | Постановка и разрешение проблем. Анализ проблем- | 1 | 11.12-16.12 | ||||
проблем | ной ситуации Методы разрешения проблемных си- | ||||||||
туаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, | |||||||||
основные этапы, правила работы. Практические зада- | |||||||||
ния, развивающие игры | |||||||||
15 | Разрешение | проблемных | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения | 1 | 18.12-23.12 | ||||
ситуаций | проблемных ситуаций. Практические задания, разви- | ||||||||
вающие игры | |||||||||
16 | Метод разрешения проти- | Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Ме- | 1 | 25.12-28.12 | |||||
воречий | тод разрешения противоречий: сущность метода. | ||||||||
Практические задания, раз вивающие игры | |||||||||
17 | Итоговое тестирование | 1 | 25.12-28.12 |
15
7классы
№ | Содержание | Всего | Дата | Дата по факту | |||||
п/п | Наименование раздела, тема | часов | по плану | 7А | 7Б | 7В | |||
занятия | |||||||||
1 | Секреты и методы творчества | Как развивать творческие способности. | 1 | 01.09-03.09 | |||||
Практические задания, развивающие иг- | |||||||||
ры | |||||||||
2 | Поиск закономерностей | Поиск закономерностей. Представление | 1 | 04.09-09.09 | |||||
закономерностей в различных видах. | |||||||||
Практические задания, развивающие иг- | |||||||||
ры | |||||||||
3 | Логические цепочки | Тренинг внимания. Установление функ- | 1 | 11.09-16.09 | |||||
циональных отношений между понятия- | |||||||||
ми. Сравнение. Аналогия | |||||||||
4 | Логические цепочки. Причин- | Установление причинно- следственных | 1 | 18.09-23.09 | |||||
но–следственные связи | связей. Логические рассуждения. Умо- | ||||||||
заключения. Практические задания, раз- | |||||||||
вивающие игры | |||||||||
5 | Как решать изобретательские | Как рождаются изобретения. Постановка | 1 | 25.09-30.09 | |||||
задачи | и разрешение проблем. Мозговой штурм. | ||||||||
Практикум изобретателя | |||||||||
6 | Мы наблюдатели. Развитие на- | Тренинг внимания. Умение быть наблю- | 1 | 02.10-07.10 | |||||
блюдательности | дательным. Правила наблюдения | ||||||||
7 | Учимся оценивать и применять | Умение анализировать, выбирать и | 1 | 09.10-14.10 | |||||
альтернативные стратегии дей- | обосновывать своѐ решение, действие. | ||||||||
ствия | |||||||||
8 | Метод решения изобретатель- | Методы решения изобретательских за- | 1 | 16.10-21.10 | |||||
ских задач. Метод решения | дач: метод проб и ошибок. Что такое | ||||||||
противоречий | противоречие Свойство и антисвойство. | ||||||||
Функции и противоположные функции | |||||||||
предметов. Практические задания, разви- | |||||||||
16 |
вающие игры. | |||||||||
9 | Решение задач методом разре- | Приѐмы разрешения противоречий: из- | 1 | 23.10-28.10 | |||||
шения противоречий | менения окраски, предварительного ис- | ||||||||
полнения, «заранее подложенной подуш- | |||||||||
ки», причѐм «наоборот». Практические | |||||||||
задания, развивающие игры | |||||||||
10 | Решение задач методом разре- | Способы разрешения противоречий: во | 1 | 07.11-18.11 | |||||
шения противоречий | времени, в пространстве, в воздействии | ||||||||
Практические задания, развивающие иг- | |||||||||
ры | |||||||||
11 | Творчество и фантастика | Что такое фантастика. Фантастика в ли- | 1 | 20.11-25.11 | |||||
тературных произведениях. Изобрета- | |||||||||
тельские приѐмы в литературных произ- | |||||||||
ведениях | |||||||||
12 | Метод решения творческих за- | Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный | 1 | 27.10-02.12 | |||||
дач | метод | ||||||||
13 | Методы | решения | творческих | Метод преобразования свойств: сущность | 1 | 04.12-09.12 | |||
задач: Преобразование свойств | метода. Практические задания, разви- | ||||||||
вающие игры | |||||||||
14 | Методы | решения | творческих | Метод фокальных объектов: сущность | 1 | 11.12-16.12 | |||
задач: метод фокальных объек- | метода. Практические задания, разви- | ||||||||
тов | вающие игры | ||||||||
15 | Методы | решения | творческих | Что такое идеальный конечный резуль- | 1 | 18.12-23.12 | |||
задач: идеальный конечный ре- | тат. Методы решения творческих задач | ||||||||
зультат | Практические задания, развивающие иг- | ||||||||
ры | |||||||||
16 | Методы | решения | творческих | Метод морфологического ящика: сущ- | 1 | 25.12-28.12 | |||
задач: морфологический ящик | ность метода | ||||||||
17 | Методы | решения | творческих | Методы решения творческих задач: | 1 | 25.12-28.12 | |||
задач | творческий практикум.Принципы реше- | ||||||||
ния изобретательских задач | |||||||||
17 |
8 классы
№ | Содержание | Всего | Дата по пла- | Даты по факту | ||||
п/п | Наименование раздела, тема за- | часов | ну | 8А | 8Б | |||
нятия | ||||||||
1 | Что мы знаем о чтении | Чтение как способ получения информа- | 1 | 01.09-03.09 | ||||
2 | Что мы знаем о чтении | ции. Цели чтения. Виды чтения | 1 | 04.09-09.09 | ||||
3 | Чтение как способ получения ин- | Диагностика навыков чтения. Быстрое | 1 | 11.09-16.09 | ||||
формации | чтение. Правила и техники быстрого чте- | |||||||
ния. Тренинг | ||||||||
4 | Выявление навыков традиционно- | Самодиагностика: выявление навыков | 1 | 18.09-23.09 | ||||
го чтения | традиционного чтения | |||||||
5 | Компьютерный практикум | Организация поиска информации в ком- | 1 | 25.09-30.09 | ||||
пьютерном тексте | ||||||||
6 | Интегральный алгоритм чтения | Недостатки традиционного чтения. Инте- | 1 | 02.10-07.10 | ||||
7 | Интегральный алгоритм чтения | гральный алгоритм чтения. Практические | 1 | 09.10-14.10 | ||||
занятия: чтение текста с использованием | ||||||||
интегрального алгоритма чтения | ||||||||
8 | Дифференциальный | алгоритм | Дифференциальный алгоритм чтения. | 1 | 16.10-21.10 | |||
чтения | Практические занятия: чтение текста с ис- | |||||||
пользованием дифференциального алго- | ||||||||
ритма, заполнение смысловой таблицы | ||||||||
9 | Изучающее чтение | Виды чтения. Приѐмы работы с текстом | 1 | 23.10-28.10 | ||||
10 | Изучающее чтение | при изучающем чтении. Приѐмы осмыс- | 1 | 07.11-18.11 | ||||
ления текста при изучающем чтении. Тре- | ||||||||
нинг изучающего чтения | ||||||||
11 | Понимание смыслового содержа- | Что значит понимать смысл. Понимание | 1 | 20.11-25.11 | ||||
ние текста | смысла слова, предложения, текста. Сту- | |||||||
12 | Понимание смыслового содержа- | пени понимания. Условия понимания и | 1 | 27.11-02.12 | ||||
ние текста | причины непонимания | |||||||
13 | Приѐмы работы с текстом | Приѐмы работы с текстом: чтение с по- | 1 | 04.12-09.12 | ||||
метками, таблицы «ЗУХ» | ||||||||
18 |
14 | Учимся задавать и отвечать на | 1 | 11.12-16.12 | |||
вопросы | Приѐмы работы с текстом: метод кон- | |||||
15 | Учимся задавать и отвечать на | трольных вопросов, предваряющих вопро- | 1 | 18.12-23.12 | ||
вопросы | сов. | |||||
16 | Поисково-смотровое чтение | Виды поисково-просмотрового чтения: | 1 | 25.12-28.12 | ||
17 | Поисково-смотровое чтение | чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; | 1 | 11.01-13.01 | ||
чтение «по двум вертикалям»; чтение | ||||||
«островками»; чтение «пинг-понг» | ||||||
18 | Конспектирование при чтении | Способы обработки полученной инфор- | 1 | 15.01-20.01 | ||
19 | Конспектирование при чтении | мации: план, выписки, цитаты, тезисы | 1 | 22.01-27.01 | ||
(простые, сложные, основные), аннотация, | ||||||
рецензия, отзыв, конспект, схема- | ||||||
конспект, структурно-логическая схема. | ||||||
Формы конспектирования. | ||||||
20 | Учимся готовить сообщение | Работа с текстом, выделение в тексте ос- | 1 | 29.01-03.02 | ||
новных смысловых блоков, словосочета- | ||||||
ний. Подготовка мини- сообщений по за- | ||||||
данной теме | ||||||
21 | Учимся вести диалог | Умение вести диалог: задавать вопросы и | 1 | 05.02-10.02 | ||
22 | Учимся вести диалог | отвечать на них. Поиск диалогов в текстах | 1 | 12.02-17.02 | ||
23 | Компьютерный практикум | Создание документов с использованием | 1 | 19.02-24.02 | ||
мастеров и шаблонов | ||||||
24 | Компьютерный практикум | Создание нумерованного и маркированно- | 1 | 26.02-03.03 | ||
го списка | ||||||
25 | Компьютерный практикум | Представление информации с помощью | 1 | 05.03-10.03 | ||
схематической (организационной) диа- | ||||||
граммы | ||||||
26 | Компьютерный практикум | Представление информации в виде табли- | 1 | 12.03-17.03 | ||
цы | ||||||
27 | Компьютерный практикум | Преобразование таблицы в текст и текста | 1 | 19.03-23.03 | ||
в таблицу | ||||||
19 |
28 | Библиографический поиск. Ката- | Библиографический поиск. Каталоги. | 1 | 02.04-07.04 | ||
лог | Виды каталогов: алфавитные, предметные, | |||||
29 | Библиографический поиск. Ката- | систематические, каталоги новых поступ- | 1 | 09.04-14.04 | ||
лог | лений. Правила работы с каталогами. | |||||
Практические задания | ||||||
30 | Справочник. Работа со справоч- | Справочная литература: словари, справоч- | 1 | 16.04-21.04 | ||
ной литературой | ники, энциклопедии. Роль и назначение. | |||||
31 | Справочник. Работа со справоч- | Правила работы со справочной литерату- | 1 | 23.04-28.04 | ||
ной литературой | рой. Практические задания | |||||
32 | Компьютерный практикум | Операции с файлами и каталогами (поиск, | 1 | 30.04-05.05 | ||
33 | Компьютерный практикум | пере- именование, копирование, переме- | 1 | 07.05-13.05 | ||
щение и сохранение информации) | ||||||
34 | Компьютерный практикум | Роль информации в жизни человека (тема | 1 | 18.05-26.05 | ||
35 | Итоговое занятие | занятия определяется учителем) | 1 | 28.05-31.05 |
6.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
6.1.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.:
Просвещение, 2012
6.2.Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
6.3.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
«Академия развития», 2000
7.Материально-технического обеспечения образовательного процесса
7.1.Мультимедийный компьютер
7.2.Мультимедиапроектор
7.3.Средства телекоммуникации
20
8.Лист внесения изменений в Рабочую программу
УТВЕРЖАДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей №73»
_________________Л.В. Шлей
Приказ № ____ от __________
Лист корректировки рабочей программы
Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________
Название раздела, | Кол | Дата проведе- | Дата проведе- | Кол час | Причина корректи- | Корректирующие |
темы по КТП | час | ния по плану | ния по факту | ровки | мероприятия | |
Учитель__________________( Ф.И.О. )
Руководитель МО__________________ ( Ф.И.О.)
Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.)
21
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 09.01.2019 |
Раздел | Математика |
Подраздел | Рабочая программа |
Просмотров | 2281 |
Номер материала | 6041 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |