Уроки математики / Рабочая программа / Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы Н.А. Криволапова

Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы Н.А. Криволапова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

"Развитие познавательной способностей учащихся 5-8классов"

для 5-8 классов основного общего образования

Челнокова Оксана Васильевна учителя математики МБОУ "Лицей №73"

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа;

1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы Лицея;

1.3. Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса;

1.4. Изменения, внесѐнные в авторскую программу по курсу, и обоснование их целесообразности;

1.5. Используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся;

1.6. Формы, методы и средства обучения, технологии, используемые при организации образовательного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса;

  2. Тематическое планирование;

  3. Содержание учебного курса;

  4. Поурочный календарно- тематический план;

  5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  6. Материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  7. Лист внесения изменений в Рабочую программу

2

  1. Пояснительная записка

1.1 Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа Данная рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями);

2.Основной образовательной программы основного общего образования лицея (ФГОС);

3.Плана внеурочной деятельности МБОУ "Лицей №73";

  1. Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей №73 ";

  2. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ "Лицей №73";

  1. Программы по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образо-вательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятель-ность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

1.2.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы Лицея

Цель данной программы: сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основные задачи:

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе раз-вивающего предметно-ориентированного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приѐмов мыследеятельности, освоение рациональных способов еѐ осуществления на ос-нове учѐта индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приѐмов работы с разнообразными источниками ин-формации, умений структурировать информацию, преобразовывать еѐ и представлять в различных видах;

  • освоение приѐмов творчества и методов решения творческих задач;

3

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приѐмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений

  • учимся работать с информацией

1.3 Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса

Год обучения

Класс

Всего часов

первый

5

17

второй

6

17

третий

7

17

четвертый

8

35

1.4 Изменение внесенную в авторскую программу и обоснование их целесообразности.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стан-дарта основного общего образования, в программу внесены изменения согласно годовому учебному плану МБОУ «Лицей Эрудит» в 5-7 классах по 17 часов. В 8 классе изменений нет.

1.5 Формы, методы и средства обучения, технологии,В процессе освоения содержания программы еѐ результативность предполагает-ся проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанни-ков: учебная игра; развивающая игра; тематические задания по подгруппам; практическое занятие; беседа; викторина; участие в акциях.

Формы контроля

-диагностическое тестирование;

-диагностический тренинг;

-итоговое тестирование.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (эти-ческие нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

4

  • Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

  • Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это ин-тересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники , свой жизненный опыт и информацию, получен-ную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

5

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизи-

Познавательные общеучебные действия

ровать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выво-

 умение осознанно строить речевое высказывание в устной

ды, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономер-

форме;

ности, строить умозаключения;

 выделение познавательной цели;

 слушать, владеть приѐмами рационального запоминания, работать с ис-

 выбор наиболее эффективного способа решения

точниками информации (чтение, конспектирование, составление тези-

поставленной задачи;

сов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять

 умение осуществлять поиск необходимой информации для

информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом,

выполнения учебных заданий с использованием учебной

схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в дру-

литературы;

гой;

 устанавливать причинно-следственные связи;

проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, экс-

 устанавливать аналогии, проводить сравнение и

перимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблю-

классификацию по заданным критериям.

дений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

Коммуникативные УУД

владеть монологической и диалогической речью, составлять план тек-

 умение общаться с другими людьми — детьми и

ста, передавать прочитанное и сжатое или развѐрнутом виде, составлять

взрослыми;

конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных при-

 умение выражать свои мысли полно и точно;

знаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ

 управление действиями партнера (оценка, коррекция);

по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

 использовать речь для регуляции своего действия.

 работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять опера-

ции с файлами и каталогами.

Регулятивные УУД

 целеполагание;

 волевая саморегуляция;

 прогнозирование уровня усвоения;

 оценка;

 коррекция.

Личностные УУД

 знание основных моральных норм и ориентация на их

выполнение;

 ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

6

 осознание ответственности за общее благополучие;

 развитие этических чувств;

 установка на здоровый образ жизни;

 самооценка;

 самоопределение.

3.

Тематическое планирование

Из них

п/п

Наименование раздела

5

6 класс

7 класс

8 класс

класс

1

Что такое интеллект

4

2

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид

2

3

Выделение существенных признаков понятий

2

2

4

Функциональные отношения между понятиями

1

5

Сравнение понятий

3

1

6

Классификация понятий

1

1

7

Объяснение значения слов

1

8

Творчество

1

1

9

Воображение

1

10

Конструирование на плоскости и в пространстве

2

11

Оценка явлений и событий с разных точек зрения

1

6

12

Постановка и разрешение проблем

2

13

Метод решения изобретательских задач

6

14

Чтение как способ получения информации

3

15

Приѐмы работы с текстами

16

Недостатки традиционного чтения

2

17

Дифференциальный алгоритм чтения

5

18

Способы обработки полученной информации

5

7

19

Способы представления информации в различных видах

7

20

Работа с устным текстом

6

21

Библиографический поиск

3

22

Справочная литература

4

23

Логические и творческие задачи

3

4

4

24

Тестирование

1

1

Итого:

17

17

17

35

4. Содержание учебного курса

Содержание обучения( 5класс)

Развиваем логическое мышление.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагно-стика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и об-ратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + су-щественный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями.

Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические зада-ния.

Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синони-мы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предме-тов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

  1. класс

Учимся мыслить творчески.

Выделение существенных признаков понятий.

8

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + су-щественный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синони-мы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предме-тов по указанным признакам. Развивающие игры.

Классификация понятий.

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трѐм признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделен-ным понятиям. Развивающие игры.

Объяснение значения слов.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение тек-ста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тек-сте. Практические задания и развивающие игры.

Творчество.

Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение.

Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приѐмы развития воображения: голово-ломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве.

Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению про-блемных ситуаций.

  1. класс

Методы решения творческих задач

Творчество.

Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

9

Воображение.

Фантастический образ. Ассоциации. Приѐмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, за-дачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве.

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические за-дания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий:

сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

Метод решения изобретательских задач.

Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантасти-

ческая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литератур-ных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

  1. класс

Учимся работать с информацией

Чтение как способ получения информации.

Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила бы-строго чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приѐмы работы с текстами.

Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таб-лица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного чтения.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения.

Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Прак-тические задания и развивающие игры.

10

Способы обработки полученной информации.

План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, те-матические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Способы представления информации в различных видах.

Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодиро-вание и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Работа с устными текстами.

Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Библиографический поиск.

Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практиче-ские задания.

Справочная литература.

Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

11

  1. Поурочный календарно- тематический план

Содержание

Всего

Дата по

Даты по факту

п/п

Наименование раздела, тема за-

часов

плану

нятия

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творче-

1

01.09-03.09

ства. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

Практические задания, развивающие игры.

2

Диагностическое тестирование

Диагностическое тестирование

1

04.09-09.09

3

Обобщение и ограничение поня-

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения

1

11.09-16.09

тий

между понятиями: род — вид. Обобщение понятий.

Практические задания, развивающие игры

4

Выделение существенных призна-

Интеллектуальная разминка. Что такое признак.

1

18.09-23.09

ков

Выделение существенных признаков.

Практиче-

ские задания, развивающие игры

5

Обобщение понятий при построе-

Обобщение понятий и формулирование определе-

1

25.09-30.09

нии определений

ний. Практические задания, развивающие игры

6

Отношения между понятиями: ря-

Функциональные отношения между

понятиями:

1

02.10-07.10

доположности, часть – целое

часть — целое, последовательности, рядоположно-

сти. Практические задания, развивающие игры

7

Сравнение понятий. Установление

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий.

1

09.10-14.10

сходства и различий

Отношение между понятиями: часть — целое, по-

следовательности, рядоположности. Практиче-

ские задания, развивающие игры

8

Сравнение понятий.

Отношения

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отноше-

1

16.10-21.10

противоположности

ние противоположности. Практические задания,

развивающие игры

9

Установление

причинно-

Тренинг внимания. Функциональные отношения

1

23.10-28.10

следственных связей

между понятиями: причины и следствия. Установ-

ление причинно-следственных связей. Практиче-

ские задания, развивающие игры

12

10

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практи-

2

07.11-18.11

ческие задания, развивающие игры

11

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации.

1

20.11-25.11

Практические задания, развивающие игры

12

Сравнение понятий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний.

1

27.10-02.12

Практические задания, развивающие игры

13

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей.

1

04.12-09.12

Представление закономерностей в различных ви-

дах. Решение логических задач Практические за-

дания, развивающие игры

14

Выделение существенных призна-

Существенные и несущественные признаки. Прак-

1

11.12-16.12

ков предметов

тические задания, развивающие игры

15

Объяснение понятий в зависимо-

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение

1

18.12-23.12

сти от контекста

значений слов в зависимости от контекста. Состав-

ление предложений. Уяснение смысла предложе-

ний Практические задания, развивающие игры

16

Итоговое тестирование

1

25.12-28.12

13

6 классы

Содержание

Всего

Дата по

Даты по фактку

п/п

Наименование раздела,

часов

плану

тема занятия

1

Диагностическое тестиро-

Диагностическое тестирование

1

01.09-03.09

вание

2

Классификация понятий.

Правила классификации. Умение классифицировать

1

04.09-09.09

Обобщение и ограничение

понятия по двум и трѐм признакам. Практические за-

понятий

дания, развивающие игры

3

Сравнение понятий

Сравнение понятий. Отношение между понятиями:

1

11.09-16.09

часть- целое, последовательности, рядоположности.

Практические задания, развивающие игры

4

Выделение существенных

Существенные и несущественные признаки. Умение

1

18.09-23.09

признаков

анализировать, находить закономерности, составлять

цепочку рассуждений, формулировать выводы. Прак-

тические задания, развивающие игры

5

Устойчивые словосочета-

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл

1

25.09-30.09

ния, определяющие смысл

предложений.Дополнение текста. Практические зада-

предложений

ния, развивающие игры

6

Смысловые словосочетания

Смысловые словосочетания. Дополнение известных

1

02.10-07.10

словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочета-

ний в тексте. Практические задания, развивающие

игры

7

Творчество. Методы реше-

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих

1

09.10-14.10

ния творческих задач

людей. Секреты и методы творчества. Методы реше-

ния творческих задач. Практические задания, разви-

.

вающие игры

8

Метод контрольных вопро-

Методы решения творческих задач. Метод контроль-

1

16.10-21.10

сов

ных вопросов. Практические задания, развивающие

игры

14

9

Оценка явлений, событий с

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

1

23.10-28.10

разных точек зрения

Формирование умений задавать вопросы, умений ви-

деть положительные и отрицательные стороны явле-

ний Практические задания, развивающие игры

10

Воображение

Воображение. Что такое воображение. Виды во-

1

07.11-18.11

ображения. Фантастический образ. Ассоциации.

Приѐмы развития воображения. Практические зада-

ния, развивающие игры

11

Компьютерный практикум

Создание компьютерного рисунка

1

20.11-25.11

12

Конструирование

на

плос-

Конструирование на плоскости. Танграм. Головолом-

1

27.10-02.12

кости

ки на плоскости Создание фигур по заданным рисун-

кам

13

Конструирование

в

про-

Диагностика пространственного воображения. Кон-

1

04.12-09.12

странстве

струирование в пространстве. Практические задания,

развивающие игры

14

Постановка и

разрешение

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблем-

1

11.12-16.12

проблем

ной ситуации Методы разрешения проблемных си-

туаций. Мозговой штурм: из истории возникновения,

основные этапы, правила работы. Практические зада-

ния, развивающие игры

15

Разрешение

проблемных

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения

1

18.12-23.12

ситуаций

проблемных ситуаций. Практические задания, разви-

вающие игры

16

Метод разрешения проти-

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Ме-

1

25.12-28.12

воречий

тод разрешения противоречий: сущность метода.

Практические задания, раз вивающие игры

17

Итоговое тестирование

1

25.12-28.12

15

7классы

Содержание

Всего

Дата

Дата по факту

п/п

Наименование раздела, тема

часов

по плану

занятия

1

Секреты и методы творчества

Как развивать творческие способности.

1

01.09-03.09

Практические задания, развивающие иг-

ры

2

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление

1

04.09-09.09

закономерностей в различных видах.

Практические задания, развивающие иг-

ры

3

Логические цепочки

Тренинг внимания. Установление функ-

1

11.09-16.09

циональных отношений между понятия-

ми. Сравнение. Аналогия

4

Логические цепочки. Причин-

Установление причинно- следственных

1

18.09-23.09

но–следственные связи

связей. Логические рассуждения. Умо-

заключения. Практические задания, раз-

вивающие игры

5

Как решать изобретательские

Как рождаются изобретения. Постановка

1

25.09-30.09

задачи

и разрешение проблем. Мозговой штурм.

Практикум изобретателя

6

Мы наблюдатели. Развитие на-

Тренинг внимания. Умение быть наблю-

1

02.10-07.10

блюдательности

дательным. Правила наблюдения

7

Учимся оценивать и применять

Умение анализировать, выбирать и

1

09.10-14.10

альтернативные стратегии дей-

обосновывать своѐ решение, действие.

ствия

8

Метод решения изобретатель-

Методы решения изобретательских за-

1

16.10-21.10

ских задач. Метод решения

дач: метод проб и ошибок. Что такое

противоречий

противоречие Свойство и антисвойство.

Функции и противоположные функции

предметов. Практические задания, разви-

16

вающие игры.

9

Решение задач методом разре-

Приѐмы разрешения противоречий: из-

1

23.10-28.10

шения противоречий

менения окраски, предварительного ис-

полнения, «заранее подложенной подуш-

ки», причѐм «наоборот». Практические

задания, развивающие игры

10

Решение задач методом разре-

Способы разрешения противоречий: во

1

07.11-18.11

шения противоречий

времени, в пространстве, в воздействии

Практические задания, развивающие иг-

ры

11

Творчество и фантастика

Что такое фантастика. Фантастика в ли-

1

20.11-25.11

тературных произведениях. Изобрета-

тельские приѐмы в литературных произ-

ведениях

12

Метод решения творческих за-

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный

1

27.10-02.12

дач

метод

13

Методы

решения

творческих

Метод преобразования свойств: сущность

1

04.12-09.12

задач: Преобразование свойств

метода. Практические задания, разви-

вающие игры

14

Методы

решения

творческих

Метод фокальных объектов: сущность

1

11.12-16.12

задач: метод фокальных объек-

метода. Практические задания, разви-

тов

вающие игры

15

Методы

решения

творческих

Что такое идеальный конечный резуль-

1

18.12-23.12

задач: идеальный конечный ре-

тат. Методы решения творческих задач

зультат

Практические задания, развивающие иг-

ры

16

Методы

решения

творческих

Метод морфологического ящика: сущ-

1

25.12-28.12

задач: морфологический ящик

ность метода

17

Методы

решения

творческих

Методы решения творческих задач:

1

25.12-28.12

задач

творческий практикум.Принципы реше-

ния изобретательских задач

17

8 классы

Содержание

Всего

Дата по пла-

Даты по факту

п/п

Наименование раздела, тема за-

часов

ну

нятия

1

Что мы знаем о чтении

Чтение как способ получения информа-

1

01.09-03.09

2

Что мы знаем о чтении

ции. Цели чтения. Виды чтения

1

04.09-09.09

3

Чтение как способ получения ин-

Диагностика навыков чтения. Быстрое

1

11.09-16.09

формации

чтение. Правила и техники быстрого чте-

ния. Тренинг

4

Выявление навыков традиционно-

Самодиагностика: выявление навыков

1

18.09-23.09

го чтения

традиционного чтения

5

Компьютерный практикум

Организация поиска информации в ком-

1

25.09-30.09

пьютерном тексте

6

Интегральный алгоритм чтения

Недостатки традиционного чтения. Инте-

1

02.10-07.10

7

Интегральный алгоритм чтения

гральный алгоритм чтения. Практические

1

09.10-14.10

занятия: чтение текста с использованием

интегрального алгоритма чтения

8

Дифференциальный

алгоритм

Дифференциальный алгоритм чтения.

1

16.10-21.10

чтения

Практические занятия: чтение текста с ис-

пользованием дифференциального алго-

ритма, заполнение смысловой таблицы

9

Изучающее чтение

Виды чтения. Приѐмы работы с текстом

1

23.10-28.10

10

Изучающее чтение

при изучающем чтении. Приѐмы осмыс-

1

07.11-18.11

ления текста при изучающем чтении. Тре-

нинг изучающего чтения

11

Понимание смыслового содержа-

Что значит понимать смысл. Понимание

1

20.11-25.11

ние текста

смысла слова, предложения, текста. Сту-

12

Понимание смыслового содержа-

пени понимания. Условия понимания и

1

27.11-02.12

ние текста

причины непонимания

13

Приѐмы работы с текстом

Приѐмы работы с текстом: чтение с по-

1

04.12-09.12

метками, таблицы «ЗУХ»

18

14

Учимся задавать и отвечать на

1

11.12-16.12

вопросы

Приѐмы работы с текстом: метод кон-

15

Учимся задавать и отвечать на

трольных вопросов, предваряющих вопро-

1

18.12-23.12

вопросы

сов.

16

Поисково-смотровое чтение

Виды поисково-просмотрового чтения:

1

25.12-28.12

17

Поисково-смотровое чтение

чтение «по диагонали»; чтение «слалом»;

1

11.01-13.01

чтение «по двум вертикалям»; чтение

«островками»; чтение «пинг-понг»

18

Конспектирование при чтении

Способы обработки полученной инфор-

1

15.01-20.01

19

Конспектирование при чтении

мации: план, выписки, цитаты, тезисы

1

22.01-27.01

(простые, сложные, основные), аннотация,

рецензия, отзыв, конспект, схема-

конспект, структурно-логическая схема.

Формы конспектирования.

20

Учимся готовить сообщение

Работа с текстом, выделение в тексте ос-

1

29.01-03.02

новных смысловых блоков, словосочета-

ний. Подготовка мини- сообщений по за-

данной теме

21

Учимся вести диалог

Умение вести диалог: задавать вопросы и

1

05.02-10.02

22

Учимся вести диалог

отвечать на них. Поиск диалогов в текстах

1

12.02-17.02

23

Компьютерный практикум

Создание документов с использованием

1

19.02-24.02

мастеров и шаблонов

24

Компьютерный практикум

Создание нумерованного и маркированно-

1

26.02-03.03

го списка

25

Компьютерный практикум

Представление информации с помощью

1

05.03-10.03

схематической (организационной) диа-

граммы

26

Компьютерный практикум

Представление информации в виде табли-

1

12.03-17.03

цы

27

Компьютерный практикум

Преобразование таблицы в текст и текста

1

19.03-23.03

в таблицу

19

28

Библиографический поиск. Ката-

Библиографический поиск. Каталоги.

1

02.04-07.04

лог

Виды каталогов: алфавитные, предметные,

29

Библиографический поиск. Ката-

систематические, каталоги новых поступ-

1

09.04-14.04

лог

лений. Правила работы с каталогами.

Практические задания

30

Справочник. Работа со справоч-

Справочная литература: словари, справоч-

1

16.04-21.04

ной литературой

ники, энциклопедии. Роль и назначение.

31

Справочник. Работа со справоч-

Правила работы со справочной литерату-

1

23.04-28.04

ной литературой

рой. Практические задания

32

Компьютерный практикум

Операции с файлами и каталогами (поиск,

1

30.04-05.05

33

Компьютерный практикум

пере- именование, копирование, переме-

1

07.05-13.05

щение и сохранение информации)

34

Компьютерный практикум

Роль информации в жизни человека (тема

1

18.05-26.05

35

Итоговое занятие

занятия определяется учителем)

1

28.05-31.05

6.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

6.1.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.:

Просвещение, 2012

6.2.Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004

6.3.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:

«Академия развития», 2000

7.Материально-технического обеспечения образовательного процесса

7.1.Мультимедийный компьютер

7.2.Мультимедиапроектор

7.3.Средства телекоммуникации

20

8.Лист внесения изменений в Рабочую программу

УТВЕРЖАДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей №73»

_________________Л.В. Шлей

Приказ № ____ от __________

Лист корректировки рабочей программы

Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________

Название раздела,

Кол

Дата проведе-

Дата проведе-

Кол час

Причина корректи-

Корректирующие

темы по КТП

час

ния по плану

ния по факту

ровки

мероприятия

Учитель__________________( Ф.И.О. )

Руководитель МО__________________ ( Ф.И.О.)

Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.)

21

Автор
Дата добавления 09.01.2019
Раздел Математика
Подраздел Рабочая программа
Просмотров103
Номер материала 6041
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.