Уроки математики / Конспект урока / "Путешествие по стране математики"

"Путешествие по стране математики"

1. Запиши глаголы столбиком. Рядом с каждым глаголом напиши родственное ему существительное, которое образовано от основы этого глагола. Получаются пары однокоренных слов.

Отказать – отказ,
отварить – отвар,
скрипеть – скрип,
кормить – корм,
смотреть – смотр,
укорять – укор,
плясать – пляс,
платить – плата,
уморить – умора,
кричать – крик

Правда ли, что у существительных, образованных от основ первых семи глаголов нулевое окончание? А какое окончание у слов, образованных от основ глаголов на цветном фоне? Чем интересен корень в последней паре слов? Какая орфограмма есть во всех глаголах? Являются ли существительные проверочными словами?

У образовавшихся слов м.р. – нулевое окончание, а у слов ж.р. – на розовом фоне – окончание «-а».

В последней паре слов (кричать – крик) происходит чередование согласных в корне.

В упражнении обнаруживается общая для всех пар родственных слов закономерность: безударный гласный в корне (в данном случае в корне глагола) можно проверить, поставив его под ударение в родственных словах (в данном случае – в отглагольных существительных).

Устно образуй от основ глаголов прилагательные с помощью суффикса -лив-.

Обрати внимание на два последних слова – в них есть чередование согласных в корне слова: [ч’]/[к]; [ж]/[г]. Это чередование – видимое или невидимое на письме?

Это чередование видимое на письме.

А теперь сделай задание письменно и понаблюдай, в каких случаях при образовании нового слова ты отбрасывал(а) глагольный суффикс (-а-, -е-, -и-), входящий в основу, а в каких случаях не отбрасывал(а)?

Вызывает ли затруднение написание суффикса -лив-? Почему «нет»? Поставь в словах с этим суффиксом ударение, подтвердив своё мнение.

В данных словах в суффиксе «-лив-» гласный находится под ударением. 

3. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-.

1. Дождь – дождливый, трус – трусливый, счастье – счастливый.

2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.

Какой же звук не произносится? Проверь себя по словарю «Произноси правильно».

Если корень получившихся прилагательных оканчивается на -СТ, то в данном случае согласный звук -Т не произносится (слова: счастливый, завистливый, жалостливый, совестливый). 

В какой группе прилагательных – первой или второй – суффикс -лив- под ударением? В какой – безударный?

Как ты думаешь, можно ли с помощью слов из первой группы (где гласный в суффиксе стоит под ударением) проверить слова из второй группы (в которых гласный в суффиксе безударный)?

Слова с суффиксом «-лив-» поделены в этом упражнении на две группы: в первой гласный в этом суффиксе стоит под ударением, во второй группе слов этот гласный – в безударной позиции.

Таким образом, можно использовать слова первой группы для проверки слов из второй группы.

4. Вернись к упражнению 3. Образуй письменно прилагательные с помощью суффикса -лив- от основ существительных, записанных под цифрой 2. Какая особенность есть в корнях слов, выделенных жирным шрифтом?

2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.

В корнях пар слов засуха – засушливый; неряха – неряшливый есть чередование согласных.

5. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -ист-.  

ил/и́ст/ый                 гли́н/ист/ый
скал/и́ст/ый              морщи́н/ист/ый
холм/и́ст/ый             болóт/ист/ый
пятн/и́ст/ый             мозóл/ист/ый
плеч/и́ст/ый             пружи́н/ист/ый
голос/и́ст/ый            зади́р/ист/ый
куст/и́ст/ый              хулигáн/ист/ый
камен/и́ст/ый           обры́в/ист/ый
дупл/и́ст/ый
ворс/и́ст/ый

Запиши прилагательные в два столбика так, чтобы написание суффикса в словах правого столбика можно было проверить словами из левого столбика. Суффикс выдели.
Образец: тен/и́ст/ый – ухáб/ист/ый

Автор
Дата добавления 05.09.2019
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров828
Номер материала 6319
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.