МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. БЕЛОЯРСКИЙ»
«УТВЕРЖДЕНО» ____________/Заместитель директора по ВР СОШ №2 Истомина О.Ю./ «1» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика»
(интеллектуальное направление)
Возрастная категория: обучающиеся 4- класса
Срок реализации: 1 год
Составитель: Дробышева Татьяна Владимировна
учитель начальных классов СОШ № 2
первой квалификационной категории
г.Белоярский ХМАО-Югры
Тюменской области
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» входит в программу внеурочной деятельности учебного плана школы.
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО, основной образовательной программой начального общего образования СОШ № 2.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеурочной работы – кружки по предметам. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Актуальностьпрограммы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
• создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
• развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
• формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
• повышение математической культуры ученика;
• развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач;
• подготовить обучающихся к олимпиадам различного уровня.
Реализация задач занятий достигается следующей работой:
Систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
Работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи, особое внимание уделяется методике решения нестандартных логических задач;
Расширением кругозора детей, творческих заданий.
Применяемые методы обучения:
деятельностный,
поисковый,
исследовательский,
наглядный,
метод создания игровых ситуаций,
совместное обучение в малых группах;
обучение в командах на основе игры, турнира
Содержание учебного материала.
Содержание курса включает разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания направлены на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах разного уровней.
Результаты изучения учебного курса
Содержание курса «Занимательная математика» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию);
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
умение выполнять учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений;
умение контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
строить алгоритм поиска необходимой информации;
умение решать учебные задачи с помощью знаков (символов).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
применять опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера;
умение работать в паре и в группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать поведение.
Предметными результатами являются:
освоение результата самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию для решения задач;
использование приобретённых математических знаний;
умение устно и письменно выполнять арифметические действия с числами, составлять числовые выражения;
анализировать и решать задачи повышенной трудности;
решать нестандартные логические задачи;
решать ребусы и кроссворды.
Описание места курса в учебном плане
Общий объем учебного времени кружка «Занимательная математика» составляет 68 часов, 2 часа в неделю
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Раздел | Тема | Дата | Краткое содержание занятий | |
план | факт | |||
Числа от 1 до 1000. Арифметические действия (10 часов) | Нумерация. Счёт предметов. Разряды. Логические задачи. | Четыре арифметических действия,порядок их выполнения в выражениях. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножение и деление на однозначное число. Решение различных заданий по развитию познавательных способностей учащихся. | ||
Нахождение суммы нескольких слагаемых. Разгадывание ребусов. | ||||
Вычитание трёхзначных чисел. Задачи в стихах. | ||||
Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. Задачи-шутки. | ||||
Приемы письменного деления на однозначное число. Задачи со сказочным сюжетом. | ||||
Письменное деление трёхзначных чисел на однозначные числа. Головоломки. | ||||
Письменное деление на однозначное число. Комбинаторные задачи. | ||||
Свойства диагоналей квадрата. Магические квадраты. | ||||
Четыре арифметических действия. 3анимательные рамки. | ||||
Четыре арифметических действия. Конкурс «Смекалка». | ||||
Числа, которые больше 1000. Нумерация (8 часов) | Новые счетные единицы. Задачи в картинках. | Разряды и классы. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) чиселв 10, 100 и 1000 раз. | ||
Чтение чисел. Математические цепочки. | ||||
Запись чисел.Занимательные задачи со сказочным сюжетом. | ||||
Увеличение (уменьшение) числа в 10,100, 1000 раз. Задачи-смекалки. | ||||
Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | ||||
Класс миллионов и класс миллиардов. Занимательные рамки. | ||||
Построение прямого угла.Занимательные задачи с геометрическим содержанием. | ||||
Нумерация чисел больше 1000. Математический КВН. | ||||
Величины (11 часов) | Единицы длины. Километр. Комбинаторные задачи. | Единицы длины, площади, массы, времени. Соотношение между ними. | ||
Ар. Гектар. Лабиринты. | ||||
Таблицы единиц площади. Логические задачи. | ||||
Измерение площади фигуры с помощью палетки. Задания на поиск закономерностей. | ||||
Единицы площади.Занимательные задачи. | ||||
Тонна. Центнер. | ||||
Сутки. Время. | ||||
Решение задач. | ||||
Единицы времени. Секунда. Комбинаторные задачи. | ||||
Величины. Задачи в стихах. | ||||
Величины. Игра «Брейн-ринг» | ||||
Сложение и вычитание (7 часов) | Письменные приемы сложения и вычитания. | Задачи, решаемые сложением и вычитанием; переместительное и сочетательное свойства сложения. Решение уравнении, сложение и вычитание величин. | ||
Решение уравнений. Ребусы. | ||||
Решение задач. Головоломки. | ||||
Сложение и вычитание величин. | ||||
Математические игры. | ||||
Решение задач. Магические квадраты. | ||||
Викторина. | ||||
Умножение и деление (32 часа) | Приемы письменного умножения. Задачи-смекалки. | Умножение и деление: задачи, решаемые умножением и делением. Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения. Умножение суммы на число и числа па сумму, деление суммы на число. Умножение и деление величины на однозначное число. Примеры взаимосвязи между величинами. | ||
Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. Занимательные рамки. | ||||
Решение уравнений. Задачи в картинках. | ||||
Приемы письменного деления. Лабиринты. | ||||
Решение задач в косвенной форме. Задания на поиск закономерностей. | ||||
Решение уравнений.Занимательные задачи со сказочным сюжетом. | ||||
Деление многозначных чисел на однозначные. Задачи на интеллектуальную разминку. | ||||
Деление многозначных чисел на однозначные. Магические квадраты. | ||||
Решение задач. Японские кроссворды. | ||||
Решение задач. Разгадывание ребусов. | ||||
Среднее значение. Задачи в картинках. | ||||
Задачи на движение.Головоломки. | ||||
Решение задач. Ребусы. | ||||
Виды треугольников.Занимательные задачи с геометрическим содержанием. | ||||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Логические задачи. | ||||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Задачи-смекалки. | ||||
Письменное умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Задачи в стихах. | ||||
Деления числа на произведение. Занимательные задачи со сказочным сюжетом. | ||||
Решение задач. Шарады. | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Загадки. | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Комбинаторные задачи. | ||||
Решение задач на движение. Задания на поиск закономерностей. | ||||
Умножение числа на сумму. Логические задачи. | ||||
Письменное умножение на двузначное число. Задачи-шутки. | ||||
Решение задач. Математические игры. | ||||
Письменное умножение на двузначное число. Занимательные задачи со сказочным сюжетом. | ||||
Решение задач. Лабиринты. | ||||
Письменное деление на двузначное число. Логические задачи. | ||||
Письменное умножение на трехзначное число. Задачи в стихах. | ||||
Устные приемы умножения.Задания на интеллектуальную разминку. | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Комбинаторные задачи. | ||||
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. Японские кроссворды. |
Список рекомендуемой литературы:
Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.
Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академ книга/Учебник, 2002
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 07.02.2020 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Рабочая программа |
Просмотров | 1184 |
Номер материала | 6543 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |