Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. БЕЛОЯРСКИЙ»

«УТВЕРЖДЕНО»

____________/Заместитель директора по ВР СОШ №2 Истомина О.Ю./

«1» сентября 2019 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика»

(интеллектуальное направление)

Возрастная категория: обучающиеся 4- класса

Срок реализации: 1 год

Составитель: Дробышева Татьяна Владимировна

учитель начальных классов СОШ № 2

первой квалификационной категории

г.Белоярский ХМАО-Югры

Тюменской области

2019/2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная математика» входит в программу внеурочной деятельности учебного плана школы.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО, основной образовательной программой начального общего образования СОШ № 2.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеурочной работы – кружки по предметам. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Актуальностьпрограммы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

• создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

• развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

• формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

• повышение математической культуры ученика;

• развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач;

• подготовить обучающихся к олимпиадам различного уровня.

Реализация задач занятий достигается следующей работой:

  1. Систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;

  2. Работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи, особое внимание уделяется методике решения нестандартных логических задач;

  3. Расширением кругозора детей, творческих заданий.

Применяемые методы обучения:

  • деятельностный,

  • поисковый,

  • исследовательский,

  • наглядный,

  • метод создания игровых ситуаций,

  • совместное обучение в малых группах;

  • обучение в командах на основе игры, турнира

Содержание учебного материала.

Содержание курса включает разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания направлены на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах разного уровней.

Результаты изучения учебного курса

Содержание курса «Занимательная математика» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами являются:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • умение выполнять учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений;

  • умение контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • строить алгоритм поиска необходимой информации;

  • умение решать учебные задачи с помощью знаков (символов).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • применять опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение работать в паре и в группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать поведение.

Предметными результатами являются:

  • освоение результата самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию для решения задач;

  • использование приобретённых математических знаний;

  • умение устно и письменно выполнять арифметические действия с числами, составлять числовые выражения;

  • анализировать и решать задачи повышенной трудности;

  • решать нестандартные логические задачи;

  • решать ребусы и кроссворды.

Описание места курса в учебном плане

Общий объем учебного времени кружка «Занимательная математика» составляет 68 часов, 2 часа в неделю

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Раздел

Тема

Дата

Краткое содержание занятий

план

факт

Числа от 1 до 1000.

Арифметические действия (10 часов)

Нумерация. Счёт предметов. Разряды. Логические задачи.

Четыре арифметических действия,порядок их выполнения в выражениях. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножение и деление на однозначное число. Решение различных заданий по развитию познавательных способностей учащихся.

Нахождение суммы нескольких слагаемых. Разгадывание ребусов.

Вычитание трёхзначных чисел. Задачи в стихах.

Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. Задачи-шутки.

Приемы письменного деления на однозначное число. Задачи со сказочным сюжетом.

Письменное деление трёхзначных чисел на однозначные числа. Головоломки.

Письменное деление на однозначное число. Комбинаторные задачи.

Свойства диагоналей квадрата. Магические квадраты.

Четыре арифметических действия. 3анимательные рамки.

Четыре арифметических действия. Конкурс «Смекалка».

Числа, которые больше 1000. Нумерация (8 часов)

Новые счетные единицы. Задачи в картинках.

Разряды и классы. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) чиселв 10, 100 и 1000 раз.

Чтение чисел. Математические цепочки.

Запись чисел.Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

Увеличение (уменьшение) числа в 10,100, 1000 раз. Задачи-смекалки.

Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе.

Класс миллионов и класс миллиардов. Занимательные рамки.

Построение прямого угла.Занимательные задачи с геометрическим содержанием.

Нумерация чисел больше 1000. Математический КВН.

Величины (11 часов)

Единицы длины. Километр. Комбинаторные задачи.

Единицы длины, площади, массы, времени. Соотношение между ними.

Ар. Гектар. Лабиринты.

Таблицы единиц площади. Логические задачи.

Измерение площади фигуры с помощью палетки. Задания на поиск закономерностей.

Единицы площади.Занимательные задачи.

Тонна. Центнер.

Сутки. Время.

Решение задач.

Единицы времени. Секунда. Комбинаторные задачи.

Величины. Задачи в стихах.

Величины. Игра «Брейн-ринг»

Сложение и вычитание (7 часов)

Письменные приемы сложения и вычитания.

Задачи, решаемые сложением и вычитанием; переместительное и сочетательное свойства сложения. Решение уравнении, сложение и вычитание величин.

Решение уравнений. Ребусы.

Решение задач. Головоломки.

Сложение и вычитание величин.

Математические игры.

Решение задач. Магические квадраты.

Викторина.

Умножение и деление (32 часа)

Приемы письменного умножения. Задачи-смекалки.

Умножение и деление: задачи, решаемые умножением и делением. Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения. Умножение суммы на число и числа па сумму, деление суммы на число. Умножение и деление величины на однозначное число. Примеры взаимосвязи между величинами.

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. Занимательные рамки.

Решение уравнений. Задачи в картинках.

Приемы письменного деления. Лабиринты.

Решение задач в косвенной форме. Задания на поиск закономерностей.

Решение уравнений.Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

Деление многозначных чисел на однозначные. Задачи на интеллектуальную разминку.

Деление многозначных чисел на однозначные. Магические квадраты.

Решение задач. Японские кроссворды.

Решение задач. Разгадывание ребусов.

Среднее значение. Задачи в картинках.

Задачи на движение.Головоломки.

Решение задач. Ребусы.

Виды треугольников.Занимательные задачи с геометрическим содержанием.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Логические задачи.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Задачи-смекалки.

Письменное умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Задачи в стихах.

Деления числа на произведение. Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

Решение задач. Шарады.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Загадки.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Комбинаторные задачи.

Решение задач на движение. Задания на поиск закономерностей.

Умножение числа на сумму. Логические задачи.

Письменное умножение на двузначное число. Задачи-шутки.

Решение задач. Математические игры.

Письменное умножение на двузначное число. Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

Решение задач. Лабиринты.

Письменное деление на двузначное число. Логические задачи.

Письменное умножение на трехзначное число. Задачи в стихах.

Устные приемы умножения.Задания на интеллектуальную разминку.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Комбинаторные задачи.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. Японские кроссворды.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

  2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

  3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

  4. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.

  5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

  6. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  7. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  8. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

  9. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.

  10. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

  11. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

  12. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  13. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  14. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  15. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  16. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  17. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

  18. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  19. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академ книга/Учебник, 2002

Автор
Дата добавления 07.02.2020
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров1184
Номер материала 6543
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.