Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Разработка урока по математике 5 класс

Разработка урока по математике 5 класс

Тема: «Сложение и вычитание дробных чисел»

Технология: системно-деятельностный

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы работы учителя

1

Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель:

1) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: действия с дробями;

2) сформулировать основную образовательную цель урока: повторить правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в коррекционную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– С какими числами вы работали на прошлых уроках?

– Какие преобразования вы выполняли с дробными числами?

– Что осталось повторить по теме дроби?

– Какие действия с дробными числами вы знаете?

Отвечают:

С дробными числами.

Преобразовали неправильную дробь в смешанное число, выделяли целую часть из неправильной дроби.

Действия с дробями.

Сложение, вычитание.

Формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности, повышение мотивации и интереса, актуализация личной эмоциональной составляющей ученика

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.): сложение и вычитание дробных чисел с одинаковыми знаменателями, сложение и вычитание смешанных чисел, содержащих дробную часть с одинаковыми знаменателями;

2) актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;

4) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны); 1

5) обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.);

6) организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.;

7) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

8) мотивировать учащихся к написанию с. р. № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

9) организовать выполнение с. р. № 1 с фиксацией учащимися в каждом задании используемого эталона (А1, А2, П1 и т.д.);

10) организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок);

11) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью:

а) выявления места и причины затруднения;

б) самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.

Организация учебного процесса на этапе 2:

На доске эталоны Д-3, Д-4, Д-5.

- С чего начнёте работу?

На доске карточка с заданиями для актуализации (Д-6).

– По какому правилу записан ряд чисел: ; ; ; …

–Установите закономерность и продолжите ряд на три числа.

– На какие группы можно разбить все числа полученного ряда?

- Верно ли утверждение, что дробь можно представить в виде смешанного числа? Обоснуйте свой ответ.

– Составьте из чисел данного ряда суммы, значение которых равно .

– Назовите дроби из данного ряда чисел, разность которых равна .

- Какие правила вы использовали при выполнении задания?

– Используя цифры 1, 2 и 3, придумайте смешанные числа.

– Выполните действия.:

а) б)

4 – 2

– Как сложить и вычесть смешанные числа?

– Что нужно сделать, если при сложении в дробной части получится неправильная дробь?

– Как вычесть смешанные числа, если в дробной части уменьшаемого дробь меньше, чем в дробной части вычитаемого?

- Что вы повторили?

- Какой следующий шаг в работе?

- Что необходимо делать при выполнении работы?

Учащимся раздаются карточки с самостоятельной работой 1 (Р-4).

- Работать вы будете 5-6 минут.

После выполнения работы.

– Что теперь вы будете делать?

На доску вывешивается образец для проверки работы (Д-7).

Учащиеся проверяют выполнение задания по образцу, фиксируя результаты в таблице фиксации результатов (Р-2).

- Что показала проверка по образцу?

- У кого возникли затруднения при выполнении заданий?

- Что дальше вы будете делать?

- С какой целью вы будете это делать?

; ; ; ; ; ; .

Например, правильные и неправильные дроби; в числителе – однозначное число или двузначное и т.д.

…..

…..

…..

Например, 1, 2, 3

Учащиеся формулируют алгоритм.

Надо выделить из неправильной дроби целую часть и добавить ее к целой части смешанного числа.

Надо в уменьшаемом раздробить единицу и добавить ее к дробной части.

(…)

Указывать номера эталонов, которыми пользуемся.

Проверим работу по образцу.

Мы должны сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.

Это нам поможет убедиться, что нет затруднений, а если затруднение есть, то понять, в каком месте, и по какой причине они возникли.

Учитель использует побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны различные правильные ответы, актуализирует творческие способности. Учитель помогает актуализировать и развивать учащимся умение рассуждать, логически мыслить.

3

Локализация индивидуальных затруднений.

Цель:

организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Учащимся раздаются эталоны для самопроверки самостоятельной работы 1 (Р-5).

- Как вы будете проверять?

- Какие эталоны вы использовали при выполнении задания а)?

- У кого это задание вызвало затруднение?

- В каком месте?

- Почему возникло затруднение?

- Что вы использовали при выполнении задания б)?

- У кого возникло затруднение при выполнении этого задания?

- В каком месте?

- Почему возникло затруднение?

- Что вы использовали при выполнении задания в)?

- У кого возникло затруднение при выполнении этого задания?

- В каком месте?

- Почему возникло затруднение?

- Что вы использовали при выполнении задания г)?

- У кого возникло затруднение при выполнении этого задания?

- В каком месте?

- Почему возникло затруднение?

- Что вы использовали при выполнении задания д)?

- У кого возникло затруднение при выполнении этого задания?

- В каком месте?

- Почему возникло затруднение?

- Что вы использовали при выполнении задания е)?

- У кого возникло затруднение при выполнении этого задания?

- В каком месте?

- Почему возникло затруднение?

- Отметьте в таблице все эталоны, применение которых вызвало затруднение.

- Поднимите руки, у кого все получилось?

- Что вы можете сказать?

Будем каждое задание проверять, сопоставляя с эталоном для самопроверки.

У нас нет затруднений.

Учитель организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, акцентирует внимание учащихся на том, что выполняя задание важно фиксировать свои индивидуальные затруднения.

4

Коррекция выявленных затруднений.

Цель:

1) организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий:

для учащихся, допустивших ошибки:

а) организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;

б) организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу);

в) организовать самопроверку заданий;

для учащихся, не допустивших ошибки:

4) организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Если у вас нет затруднений, что вы будете делать?

- Для работы я вам предлагаю №№ 31, 32.

Задания записываются на доске. Учащиеся продолжают работать в тетрадях.

– Какую цель ставят для себя те учащиеся, у которых возникли затруднения?

На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают, используя схему выхода из затруднения, эталоны для самопроверки, находят и исправляют свои ошибки.

Для тренинга учащимся предлагается карточка с заданиями для выбора с ответами внизу карточки (Р-9).

По результатам работы с заданиями для выбора заполняется четвёртый столбик таблицы результатов.

Мы будем выполнять дополнительные задания.

Исправить ошибки, потренироваться в решении аналогичных заданий.

Организовать правильно диалог, чтобы учащийся проговорил свои затруднения.

5

Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Можно работу организовать в парах или в группах, которые образованы по допущенным ошибкам, можно организовать работу фронтально.

Важно последовательно выяснять, на какие алгоритмы и правила были допущены ошибки, и эти алгоритмы и правила проговариваются во внешней речи

Учитель отслеживает то, что на данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

для учащихся, допустивших ошибки:

1) организовать выполнение с. р. 2, аналогичной с. р. 1 (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки);

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов;

3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения;

для учащихся, не допустивших ошибки:

организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Вы исправляли ошибки, что дальше вы должны сделать?

- С какой целью вы будете выполнять вторую самостоятельную работу?

- Как вы будете работать?

Для выполнения второй самостоятельной работы учащимся раздаются карточки (Р-7).

Самостоятельная работа проверяется учащимися по эталону для самопроверки (Р-8).

В результате проверки заполняется последний столбик в таблице результатов.

Учащиеся, выполнявшие дополнительное задание сопоставляют свои работы с образцом (Р-6).

- Кому удалось справиться с затруднениями?

- У кого остались затруднения?

-Кто работал с дополнительными заданиями, что вам удалось сделать?

Заполненную таблицу учащиеся в конце урока сдают учителю

Учитель следит за тем, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли задания и осуществляли их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия.

7

Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

повторить и закрепить: определение расстояния между точками координатного луча, решения задач на движение, понятие развёрнутого угла.

Организация учебного процесса на этапе 7:

33

а) А (28 715), В (103 600)

Задание выполняется у доски.

103 600 – 28 715 = 74 885

б) А(3), В(7); в) А(8), В(1).

Задание выполняется самостоятельно, с проверкой по образцу (Д-8).

44

Задача решается у доски с комментарием.

45

Решение обсудить фронтально, дальше учащиеся работают самостоятельно, с фронтальной проверкой.

24 км/ч = м/мин = 400 м/мин

400  15 = 6000 (м)

Ответ: успеет.

х〫 – второй угол, 2х〫 – первый угол, 6х〫 – третий угол.

х〫 + 2х〫 + 6х〫 = 180〫;

9х〫 = 180〫;

х = 20〫

20〫  2 = 40〫; 6  20〫 = 120〫

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8

Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

2) организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений;

3) организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок);

4) организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности;

5) организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке;

6) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Какая была цель урока?

– Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель?

– Кто из вас достиг цели?

- Что вам помогло справиться с затруднениями?

- Что помогло тем, кто сегодня на уроке не допускал ошибок?

– Дайте анализ своей деятельности.

– Дайте анализ своей деятельности.

Учащиеся заполняют карточки для рефлексии (Р-3).

Домашнее задание:

п. 3.1.1.; карточка задания для выбора; №№ 54; 56.

Повторить сложение и вычитание дробных чисел, смешанных чисел.

Найти ошибку, понять её причину и исправить.

Учащиеся высказываются.

Учитель обучает и стимулирует детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

Д-3 Д-4

Д-5: Чтобы сложить (вычесть) смешанные числа надо отдельно сложить (вычесть) целые части и дробные части.

Д-6

Д-7

Д-8

Раздаточный материал:

1) алгоритм работы над ошибками;

2) таблица фиксации результатов:

№ задания

Результат выполнения самостоятельной работы 1

(«+» или «?»)

№ алгоритма, понятия, вызвавшее затруднение

Исправлено при работе с заданиями по выбору

Исправлено по результату выполнения сам. работы 2

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Дополнительное задание

Результат выполнения

(«+» или «?»)

№ 31

№ 32

карточка для рефлексии:

1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок_________________________________

2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки)______________

__________________________________________________________________________________

3) Я исправил допущенные ошибки при выполнении заданий по выбору____________________

4) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой____________________________

5) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)__________________

__________________________________________________________________________________

6) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера)_________________

__________________________________________________________________________________

7) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их)_________________________

__________________________________________________________________________________

8) Мне необходимо поработать над…__________________________________________________

__________________________________________________________________________________

самостоятельная работа 1:

Выполните действия:

а) 3 + в) + 5 д) 2 – 1

б) 2 – г) 4 – 1 е) 8 +

эталон для самопроверки самостоятельной работы 1:

а) 3 + = 3

б) 2 – = 1 – = 1 + ( – ) =

= 1 +

Одну единицу из числа 2 представим в виде

дроби со знаменателем 4 и выполнить вычитание по алгоритму действий со смешанными

числами.

Найти разность дробей с одинаковыми знаменателями:

Записать сумму в виде смешанного числа.

в) + 5 = 5 + ( + ) = 5 + =

= 5 + = 5

Сложить дроби с одинаковыми знаменателями:

Результат записать в виде смешанного числа.

г) 4 – 1 = (4 – 1) +( ) =

= 3 + = 3 + = 3

Вычесть отдельно целые части и дробные части. Запишем сумму в виде смешанного числа.

д) 2 – 1 = 1 = (1 – 1) + () =

=

Вычесть отдельно целые части и дробные части.

Дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, одну единицу из целой части 2 представить в виде дроби со знаменателем 6 и прибавить эту дробь к .

е) 8 + = 8 + () = 8 + = 8 + =

= 8 + 1 = (8 + 1) + = 9 + =

Найти сумму дробных частей.

Дробь неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить её к первому слагаемому.

Записать сумму в виде смешанного числа

подробный образец дополнительных заданий:

31.

1) = ;

2) = ;

3) = 2;

4) = ;

5) = (6 + 3) + ;

6) = (12 – 4) + ;

7) = ;

8) = .

32

самостоятельная работа 2:

Выполните действия:

а) ; в) ; д) ;

б) 5 ; г) ; е) .

эталон для самопроверки самостоятельной работы 2:

а) 2 +

б)

Одну единицу из числа 5 представить в виде дроби со знаменателем 4 и выполнить вычитание по алгоритму действий со смешанными числами.

Найти разность дробей с одинаковыми знаменателями:

Записать сумму в виде смешанного числа.

в)

Сложить целые части и дроби.

Сложить дроби с одинаковыми знаменателями:

Результат записать в виде смешанного числа.

г)

Вычесть отдельно целые части и дробные части. Записать сумму в виде смешанного числа.

д)

Вычесть отдельно целые части и дробные части.

Дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, одну единицу из целой части 5 представить в виде дроби со знаменателем 7 и прибавить эту дробь к .

е)

Найти отдельно целые части и дроби.

Найти сумму дробных частей.

Дробь неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить её к первому слагаемому.

задания для выбора:

Выполните действия:

1) ; 5) ; 9) 6 2; 13) ;

2) ; 6) ; 10) 7 3; 14) ;

3) ; 7) ; 11) 8 4; 15) ;

4) ; 8) ; 12) 5 2; 16) .

1

Автор
Дата добавления 03.02.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров539
Номер материала 2347
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.