Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики
Абдуллина Л.С
Психолог Жан Пиаже считал, что основной целью образования должно быть формирование людей, способных творчеству, изобретательству, открытиям. Творческая способность – решать проблемы новым и оригинальным способом. Чаще всего сама учебная деятельность, направленная на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная с творческой деятельностью, приводит к торможению интеллектуального развития учащихся. Если учитель использует стандартные задания, которые имеют единственное решение на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать свой собственный потенциал. Решение одних типовых задач обедняет личность ребенка и подавляет способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.
Поэтому на уроках математики я формирую приемы мыслительной деятельности.
Начиная с первого класса, включаю развивающие упражнения, задания, игры, для развития мыслительных операций на разных этапах урока. В 1 классе формирую начальные логические знания: понятия о свойствах, их видах, а также прием выделения свойств в предметах, прием выделения существенных признаков: сравнение. Ребята сначала сравнивают предметы, например: показываю кубик. Какой он? ( синий, маленький, пластмассовый, непрозрачный, твердый, легкий и т. д) Сравните кубик с яблоком. Ребята называют свойства яблока по сравнению с кубиком.
Как только ученики научатся легко и быстро выделять свойства предметом путем сравнения с другими, постепенно предметы убираю, а в дальнейшем предлагаю выделять свойства уже без сравнения с наблюдаемыми предметами. В дальнейшем ребята будут без всякого сравнения видеть в предмете множество свойств. Это и будет говорить, о том, что прием усвоен.
Следующее логическое знание которое нужно формировать : понятие об общих и отличительных признаках предметов. Сравнивать можно разные геометрические фигуры, числа, слова. Например: 25 и 52 ( двухзначные, цифры одинаковые, отличаются разрядом единиц и десятков), конь и лень( один слог, в конце слов мягкий знак, отличие слова разного рода). Эти задания можно применять на любом уроке на разных этапах, учащиеся учатся рассуждать, высказывать свою точку зрения, что вызывает познавательный интерес к учебе.
Также знакомлю с приемом, помогающим установить, какие свойства являются существенными, без которых предмет не может существо вать. Например: прямоугольник (существенные признаки- прямые углы, равные противоположные стороны), трехзначные числа ( состоят из трех цифр- 540, 789) и т.д.
После того как ребята достаточно легко усвоили эти приемы, работаю над приемом классификация. В основу этого приема входит умение выделять признаки предметов, т.е сходства и различия. Предметы, имеющие общий признак объединяются по этому признаку в один класс.
Распределите числа в две группы: 267, 67 ,456, 34, 390, 88.(трехзначные и двухзначные)
Распределите выражения на две группы:
7+7 6+5
15-1 13-2
9+2 8+6
20-6 19-8 (по знаку действий, по значению выражений 11 и 14)
Чтобы достичь эффективности результатов в развитии логического мышления, считаю необходимым ознакомить учащихся с приемами анализа и синтеза. Острота аналитического ума позволяет ребенку разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации. Находить причинно –следственные связи между единичными факторами и общими закономерностями. Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока ограниченно. Но если учащийся выдвигает идею не новую для взрослых, а новую для коллектива или для самого себя, это уже показатель продуктивности его мышления.
В 1-2 классе учащихся постепенно знакомятся с приемами для формирования логического мышления, а в 3 -4 классах применяют свои знания на уроках.
Задания для учащихся 2-4 классов.
Подбери числа, установив связь между крайними числами
24 (67) 34 18 (15 ) 12 34 (7 ) 20
35 (?) 45 25 (? ) 35 48 (? ) 10
Найди недостающее число.
3 2 5 4 240 4 270 90
6 20 60 3
? ?
3.Найди «лишнее» выражение. Составь к этим выражениям подходящее.
7 х 6 42:7 (лишнее 6 х 8, выражение подходящее 6 х 7)
42:6 6 х 8
Назови недостающую фигуру.
24 40 12
?
6 8 4
Найди неизвестное число
Рябина - 12 лиса+ береза = 10
Клен - 8 чашка х посуда = ? (30)
Осина - ? ( 10)
Найди « лишнее» слово, выражение.
слагаемое 63 -33 48 х32
сумма 45 : 9 48 х 5
делитель 16 +14 48 х30
сложение 5 х 6 48 х 2
Таким образом, знакомство учащихся с первого класса различными приемами мыслительной деятельности на уроках математики способствует развитию логического мышления, позволяет повысить творческо- поисковую активность учащихся, повышает интерес к учебе. Эти упражнения полезны как для детей успешно обучающихся , так и для детей которым требуется коррекционная работа.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 21.11.2017 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 820 |
Номер материала | 4894 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |