Уроки математики / Статья / "Развитие логического мышления на уроках математики"

"Развитие логического мышления на уроках математики"

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Абдуллина Л.С

Психолог Жан Пиаже считал, что основной целью образования должно быть формирование людей, способных творчеству, изобретательству, открытиям. Творческая способность – решать проблемы новым и оригинальным способом. Чаще всего сама учебная деятельность, направленная на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная с творческой деятельностью, приводит к торможению интеллектуального развития учащихся. Если учитель использует стандартные задания, которые имеют единственное решение на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать свой собственный потенциал. Решение одних типовых задач обедняет личность ребенка и подавляет способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

Поэтому на уроках математики я формирую приемы мыслительной деятельности.

Начиная с первого класса, включаю развивающие упражнения, задания, игры, для развития мыслительных операций на разных этапах урока. В 1 классе формирую начальные логические знания: понятия о свойствах, их видах, а также прием выделения свойств в предметах, прием выделения существенных признаков: сравнение. Ребята сначала сравнивают предметы, например: показываю кубик. Какой он? ( синий, маленький, пластмассовый, непрозрачный, твердый, легкий и т. д) Сравните кубик с яблоком. Ребята называют свойства яблока по сравнению с кубиком.

Как только ученики научатся легко и быстро выделять свойства предметом путем сравнения с другими, постепенно предметы убираю, а в дальнейшем предлагаю выделять свойства уже без сравнения с наблюдаемыми предметами. В дальнейшем ребята будут без всякого сравнения видеть в предмете множество свойств. Это и будет говорить, о том, что прием усвоен.

Следующее логическое знание которое нужно формировать : понятие об общих и отличительных признаках предметов. Сравнивать можно разные геометрические фигуры, числа, слова. Например: 25 и 52 ( двухзначные, цифры одинаковые, отличаются разрядом единиц и десятков), конь и лень( один слог, в конце слов мягкий знак, отличие слова разного рода). Эти задания можно применять на любом уроке на разных этапах, учащиеся учатся рассуждать, высказывать свою точку зрения, что вызывает познавательный интерес к учебе.

Также знакомлю с приемом, помогающим установить, какие свойства являются существенными, без которых предмет не может существо вать. Например: прямоугольник (существенные признаки- прямые углы, равные противоположные стороны), трехзначные числа ( состоят из трех цифр- 540, 789) и т.д.

После того как ребята достаточно легко усвоили эти приемы, работаю над приемом классификация. В основу этого приема входит умение выделять признаки предметов, т.е сходства и различия. Предметы, имеющие общий признак объединяются по этому признаку в один класс.

  1. Распределите числа в две группы: 267, 67 ,456, 34, 390, 88.(трехзначные и двухзначные)

  2. Распределите выражения на две группы:

7+7 6+5

15-1 13-2

9+2 8+6

20-6 19-8 (по знаку действий, по значению выражений 11 и 14)

Чтобы достичь эффективности результатов в развитии логического мышления, считаю необходимым ознакомить учащихся с приемами анализа и синтеза. Острота аналитического ума позволяет ребенку разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации. Находить причинно –следственные связи между единичными факторами и общими закономерностями. Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока ограниченно. Но если учащийся выдвигает идею не новую для взрослых, а новую для коллектива или для самого себя, это уже показатель продуктивности его мышления.

В 1-2 классе учащихся постепенно знакомятся с приемами для формирования логического мышления, а в 3 -4 классах применяют свои знания на уроках.

Задания для учащихся 2-4 классов.

  1. Подбери числа, установив связь между крайними числами

24 (67) 34 18 (15 ) 12 34 (7 ) 20

35 (?) 45 25 (? ) 35 48 (? ) 10

  1. Найди недостающее число.

3 2 5 4 240 4 270 90

6 20 60 3

? ?

3.Найди «лишнее» выражение. Составь к этим выражениям подходящее.

7 х 6 42:7 (лишнее 6 х 8, выражение подходящее 6 х 7)

42:6 6 х 8

  1. Назови недостающую фигуру.

24 40 12

?

6 8 4

  1. Найди неизвестное число

Рябина - 12 лиса+ береза = 10

Клен - 8 чашка х посуда = ? (30)

Осина - ? ( 10)

  1. Найди « лишнее» слово, выражение.

слагаемое 63 -33 48 х32

сумма 45 : 9 48 х 5

делитель 16 +14 48 х30

сложение 5 х 6 48 х 2

Таким образом, знакомство учащихся с первого класса различными приемами мыслительной деятельности на уроках математики способствует развитию логического мышления, позволяет повысить творческо- поисковую активность учащихся, повышает интерес к учебе. Эти упражнения полезны как для детей успешно обучающихся , так и для детей которым требуется коррекционная работа.

Автор
Дата добавления 21.11.2017
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров67
Номер материала 4894
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.