Современные концепции и подходы в воспитательной деятельности.
Под концепцией понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея.
Концепция воспитания - система взглядов на воспитательный процесс - его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Проект концепции был разработан в 1991году учеными института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы.
Понятие "воспитание". Воспитание целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее развития, подчеркивают ученые.
На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные понятия:
- в совершенствовании человека видят цель общественной жизни
— в развитие личности, предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека
- самого индивида мыслят творцом самого себя, своих обстоятельств.
В Российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности.
Усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.
1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Задача школы - дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира.
2. Формирование гражданского самосознания.
3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
4. Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости».
5. Формирование самосознания, осознания собственного "Я", самореализации.
Основополагающим идеям воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса.
а) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека, признание социальных прав и свобод ребенка, и т.д.
б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе.
в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней: и внешней среды школы в развитии личности ребенка
г) дифференцированный подход к воспитанию детей
д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учёт половозрастных, особенностей
е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа
ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребёнка
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности(человек, семья, труд, культура, знания, отечество, земля, мир)
Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:
1. путь-создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;
2. путь-формирование отдельных целевых программ, например: «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России" и др.
3. путь-разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, которых являются общечеловеческие ценности.
Главный механизм воспитания это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
Под воспитательной системой понимают, целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративнымм характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребёнка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело. Оно включает себя основные аспекты воспитания их взаимосвязи и взаимодействия, оказывает целостное педагогическое воздействие на интелектуальную, духовно-нравственную, эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники и педагоги, родители, друзья школьного коллектива.
Педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы Функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:
1)развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребёнка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения
2)интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий
3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка
4)защитную, направленную на повышение уровня социальной защищённости учащихся и педагогов
5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка
6)корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Управление развитием воспитательной системы, включает четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в том процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.
В современной научно—методической литературе прилагается системный, энергетический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.
Подход - это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к ииспользованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.
Ученые утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:
1)основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики
2)принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности,
3)приёмы и методы построения процесса воспитания.
Первая составляющая любого подхода-понятия, которые выступают в качестве главного инструмента мыследеятельности. Представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Одно из них является ключевым и обуславливает название самого подхода.
Вторая составляющая подхода - это принципы. Принцип является и основополагающей идеей, и исходным положением, и главным правилом, и основным требованием.
Третью составляющую подхода можно назвать технологической, так как она складывается из используемых в воспитательной работе приёмов и методов, избранных в соответствии с той или иной ориентацией.
В связи с воспитанием гражданина России основное внимание нужно уделить, каждому ребёнку, помочь ему проявить себя, развить его способности. Более удачным подходом в воспитательной деятельности мы считаем личностно-ориентированный подход. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России.
Мы как и большинство педагогических коллективов считаем этот подход самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Популярность личностно-ориентированного подхода, обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует Формирования в человеке не сколько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим
Собой в быстро изменяющимся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 24.12.2018 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 1150 |
Номер материала | 6011 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |