Уроки математики / Статья / Статья на тему "Формирование мотивации к профессиональной деятельности на уроках математики и во внеурочное время"

Статья на тему "Формирование мотивации к профессиональной деятельности на уроках математики и во внеурочное время"

Формирование мотивации к профессиональной деятельности на уроках математики и во внеурочное время

В профессиональном образовательном учреждении технического профиля математика есть и будет основным общеобразовательным предметом, который является базой для освоения дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей. Без математических знаний невозможно освоение таких дисциплин, как инженерная графика, техническая механика, электротехника, экономика, профессиональных модулей по специальностям "Технология машиностроения", "Автоматические системы управления"... На своих уроках я стараюсь объяснить ребятам важность изучения математики и ее практическое применение для выбранной специальности. Поэтому при изучении определенных тем всегда подчеркиваю, в какой дисциплине это пригодится.

Жизнь требует от выпускников средних профессиональных учебных заведений гибкости мышления, умения ориентироваться в незнакомой обстановке, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, постоянного самообразования, умения работать в команде. Это является общими компетенциями выпускников, отраженными в ФГОС.

Математическая же компетентность специалиста со средним специальным образованием предполагает, что он:

- умеет использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни;

- умеет грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке;
- умеет пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.

Чтобы пробудить интерес к предмету, надо раскрыть его значимость. Иногда это бывает сложно сделать, показать что за сухими цифрами и графиками стоят конкретные факты, примеры. Частенько я рассказываю ребятам такую историю про великого русского полководца А.В. Суворова, который заставлял солдат ежедневно по два часа заниматься математикой для развития логики, гибкости ума, сообразительности, и говорил: "Математика - гимнастика ума".

Математика - это системная наука, где темы взаимосвязаны между собой. Поэтому всегда показываю место изучаемой темы в общей системе. Например, перед изучением темы пирамида вспоминаем, какие геометрические тела знаем, как они разделяются (многогранники и тела вращения) и находим место данного геометрического тела в общей системе. В данном случае формируется ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения проф.задач.

На следующем этапе урока - этапе актуализации знаний в своей практике я широко применяю фронтальную работу.     Требую от учащихся обоснованных ответов. Добиваюсь того, чтобы ребята внимательно выслушивали аргументы, приводимые их товарищем, работающим у доски, и вносили в них поправки и добавления.
  Всегда поощряю наблюдательность и инициативу учащихся. Приемов фронтальной работы существует много. Вот некоторые из них. Например, при изучении темы "Объем конуса" сначала вспоминаем уже известные формулы объемов геометрических тел с помощью фронтальной работы на соответствие. Здесь формируется - ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Эти возможности предоставляет обучающимся используемая на уроке групповая работа. На уроке я использую работу в парах, работу в малых группах. Например, при закреплении темы даю задание одно на двоих или на четверых, а затем спрашиваю любого студента из малой группы. Такая работа развивает коммуникативные навыки, отраженные в стандартах. ОК6. Работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

В своей работе часто использую прием эстафеты. Данный метод предполагает, что общая работа зависит от работы каждого. В математике есть такие задачи, которые состоят из множества действий. Работа строится так, что группа решает определенную задачу, а при проверке ребята вызываются для решения по очереди в произвольной последовательности. Т.о., заранее нельзя знать, какое действие достанется выполнить тому или другому обучающемуся. Этот прием позволяет развивать внимательность, аккуратность, собранность в работе, что формирует ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Преподавание математики на сегодняшний день невозможно без использования ИКТ. А это и есть освоение ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Это не только применение компьютерных презентаций, к которым все уже привыкли, но и использование на уроках специальных математических пакетов программ: маткад, матлаб, Адванс.гр., Excel. Работа с этими программами позволяет связать математику с информатикой, ускорить процесс вычисления, увидеть иллюстрации. Ребята понимают, что математика не оторвана от всех других дисциплин, а тесно связана с ними. Например, в теме "Исследование функций " построение графика и исследование функции - долгий процесс. Когда график построен в тетради, проверяем с помощью компьютерной программы. Т.о., ребята расширяют свои знания о применении компьютеров в жизни и во всех сферах деятельности. В дальнейшем, в освоении специальных дисциплин ребята активно используют компьютерные программы, тренажеры, тесты.

Связь математики с будущей специальностью и ее практическое значение стараюсь подчеркивать при изучении каждой темы. Для закрепления подбираю такие задачи, которые имеют практический смысл и могут заинтересовать обучающихся.

При изучении темы «Производная» решаем задачу: «Как из квадратного листа изготовить ящик так, чтобы его объем был наибольшим, а количество отходов наименьшим. Как это сделать быстро и точно?»

При изучении темы объемы дается такая задача: «Как определить количество литья идущего в отходы при допущении брака в работе?»

Подборка таких задач позволяет поставить перед обучающимися проблему, которая будет разрешена в ходе изучения материала, а также позволяет ответить на вопрос. А где мне это пригодится? А также вызвать интерес к изучаемому предмету.

Современная система образования заставляет преподавателей общеобразовательных дисциплин вникать в специфику будущей профессии или специальности. Чтобы объяснить ребятам, зачем автомеханику необходимо изучать математику, привожу наглядные и убедительные примеры.

Рассматривая примеры геометрических тел выясняем, что трансмиссионный вал со шкивом является цилиндром, на котором закреплен шкив. Шкив представляет собой комбинацию цилиндра и усеченного конуса.
Трансмиссионный вал применяется для передачи вращательного движения.

Или. Верхняя часть домкрата имеет форму усеченного конуса, к которому примыкает бобышка (для крепления шестерни), также имеющая форму усеченного конуса.

Вот некоторые моменты, которые могут заинтересовать обучающихся и доказать им, что математика - не оторванная от жизни наука, а вполне практическая и что знания математики совсем не будут лишними в общей системе профессиональных знаний.

Большое значение имеют практические навыки обучающихся, например, в геометрических построениях. Добиваюсь того, чтобы чертежи были выполнены аккуратно, с применением линейки и карандаша. Для этого использую рабочую тетрадь, в которой много заданий на построение. Кроме этого там есть задачи, тесты для лучшего усвоения темы. Эти навыки построений помогают ребятам в дальнейшем в изучении инженерной и компьютерной графики. Постоянно объясняю, что будущие инженеры, техники и квалифицированные рабочие должны уметь строить и читать чертежи.

И еще о практических навыках. На уроках геометрии при изучении темы "Объемы геометрических тел" выполняем простую практическую работу на нахождение объема конуса. Ребята измеряют образующие, радиус основания и по формулам находим высоту конуса и его объем. Затем выборочно проверяем. При выполнении таких заданий развивается дух соперничества, азарт, интерес к результату. Развивается ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Формирование устойчивой мотивации к профессиональной деятельности продолжается и на внеклассных мероприятиях по математике, которые регулярно проводятся в колледже в рамках декады математики. Сюда относятся математические викторины, олимпиады, конкурсы творческих работ. Объединяясь с преподавателями других дисциплин мы проводим бинарные мероприятия. Конференции стали уже традиционными в нашем колледже и их уровень постоянно повышается. Работы обучающихся по математике "Софья Ковалевская. Математик с душой поэта" Ломакина Алексея, "Золотое сечение" Антропова Дмитрия заняли в разные годы первые места.

Свои работы ребята выносят региональный и областной уровень и получают там номинации.

Обучающиеся с удовольствием участвуют в интернет - олимпиадах. Становятся победителями и призерами всероссийского конкурса "Отличник математики 2015" и международной олимпиады "Инфоурок". А это формирует ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

В рамках дуального обучения уже с первого курса я приобщаю ребят к будущей специальности. Совместно с преподавателями специальных дисциплин проводятся тематические классные часы по введению в специальность для того, чтобы в начале обучения раскрыть всю привлекательность выбранной специальности или профессии и создать условия для формирования устойчивой мотивации к получению профессиональных навыков.

В заключении отмечу, что если обучающихся сразу включить в активную учебу, заинтересовать будущей профессией по всем фронтам - преподавателям-предметникам, специалистам, мастерам, то на выпуске обязательно сформируются требуемые компетенции, то чего требуют от нас ФГОС.

5

Автор
Дата добавления 01.03.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров754
Номер материала 3207
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.