Уроки математики / Статья / Статья на тему "Игровые технологии"

Статья на тему "Игровые технологии"

Применение активных методов обучения на уроках математики -

Игровые технологии

Учитель математики

ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»

Процко Ирина Николаевна

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

Целями школьного образования, которые ставят государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка. Создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы – интерната подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

 

Классификация педагогических игр:

По области применения:

  • физические

  • интеллектуальные

  • трудовые

  • социальные

  • психологические

 По (характеристике) характеру педагогического процесса:

  • обучающие

  • тренинговые

  • контролирующие

  • обобщающие

  • познавательные

  • творческие

  • развивающие

По игровой технологии:

  •  предметные

  • сюжетные

  • ролевые

  • деловые

  • имитационные

  • драматизация

По предметной области:

  • математические,

  • химические,

  • биологические,

  • физические,

  • экологические

  • музыкальные

  • трудовые

  • спортивные

  • экономически

По игровой среде:

  • без предметов

  • с предметами

  • настольные

  • комнатные

  • уличные

  • компьютерные

  • телевизионные

  • циклические,

  • со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в  игре  позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность

  • активизируется мыслительная деятельность

  • самопроизвольно запоминаются сведения

  • формируется ассоциативное запоминание

  • усиливается мотивация к изучению предмета

 

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

1 вариант – групповой.

Класс разбивается на две команды примерно равные по способностям, выдается два комплекта одинаковых заданий. Технический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

Постановка поставленной задачи:

«Отгадать фразу великого немецкого математика XIX века».

Инструктаж о последовательности работы.

Алгоритм работы:

1. Найти корень уравнения.

2. Найти корни системы уравнений.
3. Полученный ответ соотнести с таблицей. «Алфавит – шифровщик».
4. Букву (точку, запятую), соответствующую своему порядковому номеру записать в таблицу, а также сообщить её капитану.
5. Заполнить таблицу.
6. Оценка результатов.

Раздача дидактического материала по группам:

  • индивидуальный лист,

  • карточки с заданиями,

  • опорный конспект по теме «Уравнения»,

  • бланк ключевой фразы (таблица)

2. Групповая работа ( сама игра) 

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

  • Распределение заданий внутри группы.

  • Индивидуальное выполнение задания.

  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

  • Подведение итогов группового задания.

Пример 2.  «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

 На доске записаны координаты точек. Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.  

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Пример 2. 

Медведь

(4;-4), (4;-6), (8,5;-7,5), (9;-7), (9;-6), (9,5;-5), (9,5;-3,5), (10;-3), (9,5;-2,5), (4;5), (3;6), (2;6), (0;5),(-3;5), (-7;3), (-9;-1), (-8;-5), (-8;-7), (-4,5;-8), (-4,5;-7), (-5;-6,5), (-5;-6), (-4,5;-5), (-4;-5), (-4;-7), (-1;-7),(-1;-6), (-2;-6), (-1;-4), (1;-8), (3;-8), (3;-7), (2;-7), (2;-6), (3;-5), (3;-6), (5;-7),

(7;-7), ухо (6;-4), (6;-3), (7;-2,5), (7,5;-3), глаз (8;-6)

И продолжая игру на уроке стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. Что же такое релаксация? Толковый словарь дает следующее объяснение: релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.

Релаксация заключалась в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Мы продолжаем математическую тему, и я предлагаю ряд физических упражнений (сидя на стуле), которые соблюдают прямой угол спины, рук, ног, наклонов головы и туловища.

Соблюдайте правильную осанку. Сидите в хорошем кресле, которое предназначено именно для работы. Ваша спина должна быть прямой, плечи отведены назад, а верхняя часть монитора должна находиться на одном уровне с вашими глазами. Согните ноги в коленях так, чтобы колени находились немного выше бедер. Ноги должны быть на полу. Делайте простые упражнения на растяжку. Потяните руки, ноги, шею и туловище в положении сидя. Это поможет вам предотвратить чувство закостенелости.

  • Шея: чтобы растянуть шею, медленно сгибайте голову вперед, назад и из стороны в сторону, посмотрите направо и налево. Это упражнение можно делать в любое время, чтобы уменьшить напряжение. Никогда не вращайте головой — это может привести к повреждению суставов шеи.

  • Плечи: вращайте плечами вперед около 10 раз, а затем в обратном направлении. Это хорошо помогает снять напряжение.

  • Руки и плечи: попробуйте хорошую растяжку для ваших рук и плеч: поставьте руки на край стола на ширине плеч. Согните руки в направлении туловища и наклонитесь вперед, касаясь плечами к рукам. Для усложнения упражнения можно прижать плечи и локти ближе к столу.

  • Запястья: быстро вращайте запястьями по или против часовой стрелки. Вращайте запястьями 10 раз по часовой стрелке, затем 10 раз — против.

  • Лодыжки: регулярно вращайте лодыжками. Так же, как и запястьями, покрутите лодыжками по часовой стрелке три раза, затем — против часовой стрелки. Это помогает улучшить циркуляцию крови и предотвратит ощущение онемения, которое возникает при застое кровообращения, также известном как «покалывание».

  • Грудная клетка:  Чтобы противостоять этому, выполните следующее упражнение: расставьте руки так широко, будто вы хотите кого-то обнять, поверните запястье внутренней стороной наружу (пальцы подняты вверх и назад) и потяните плечи назад.

  • Икры: вытяните икры. Сидя, приподнимите стопы вверх и опустите. Повторяйте, пока не почувствуете в ногах приятную усталость. Повторите приблизительно спустя 10 минут и продолжайте делать эту процедуру в течение или около часа. Это будет растягивать икры, а также поможет предотвратить образование тромбов в ногах. Тромбы очень распространены среди пользователей компьютера среднего возраста.

Спасибо за внимание, до скорых встреч.

Автор
Дата добавления 19.04.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров491
Номер материала 3761
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.