Подготовка к уроку
Класс разбивается на две команды, так чтобы «силы» команд были равны; выбираются капитаны команд. Во время соревнования желательно поставить парты так, чтобы дети могли видеть команду соперников и достаточно свободно перемещаться в случае необходимости для некоторых конкурсов (например: «геометрическая аппликация»)
Конкурс – разминка «Вопрос – ответ»
/ Вопросы появляются на экране поочередно каждой команде/
Вопросы 1 – ой команде | Вопросы 2 – ой команде |
|
|
Конкурс – игра «Да – нетка»
/ Учитель загадывает нечто (число, предмет и т.д.) Ученики пытаются найти ответ, задавая такие вопросы, на которые учитель может отвечать только словами: «да», «нет», «и да и нет». «Да – нетка» учит:
Связывать разрозненные факты в единую картину
Систематизировать уже имеющуюся информацию
Слушать и слышать учеников /
Загадан четырехугольник. Наименьшим числом вопросов надо отгадать, что это за фигура. В вопросах использовать свойства фигур.
Например: | Вопрос | Ответ |
загадан ромб | У этой фигуры диагонали равны? Его стороны равны? | Нет Да |
загадана равнобедренная трапеция | Его стороны равны? Его диагонали равны? Противоположные углы равны? | Нет Да Нет |
Конкурс разных заданий
Каждый игрок в команде (кроме капитанов) продолжает игру «да – нет» в письменной форме, заполняя таблицу свойств параллелограммов. В это время капитаны команд решают задачи на доказательство у доски.
свойства четырехугольники | параллелограмм | прямоугольник | ромб | квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны. | ||||
Все стороны равны. | ||||
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 1800. | ||||
Все углы прямые. | ||||
Диагонали точкой пересечения делятся пополам. | ||||
Диагонали равны. | ||||
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов. |
Учащиеся заполняют таблицу в двух экземплярах, отметив знаки +(да) и – (нет). Один сдают учителю, второй оставляют себе для самопроверки. Правильно заполненная таблица выводится на экран, учащиеся в случае необходимости обсуждают ответы, проверяют ответы и выставляют оценки, исходя из условия:
1 – 4 ошибки - «5» 5 – 10 ошибок - «4» 10 – 14 ошибок -«3» больше 14 ошибок – «2»
свойства четырехугольники | параллелограмм | прямоугольник | ромб | квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны. | + | + | + | + |
Все стороны равны. | _ | _ | + | + |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 1800. | + | + | + | + |
Все углы прямые. | _ | + | _ | + |
Диагонали точкой пересечения делятся пополам. | + | + | + | + |
Диагонали равны. | _ | + | _ | + |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов. | _ | _ | + | + |
Задачи капитанам
Докажите, что если диагонали прямоугольника перпендикулярны, то он является квадратом.
В четырехугольнике KMNO точка пересечения диагоналей делит одну из них (КN) пополам. Угол МNО равен углу ЕКО. Докажите, что KMNO – параллелограмм.
Капитаны команд проводят доказательство у доски. Команда соперников может задать капитану любой вопрос по теме «Четырехугольники».
Доказательство любой теоремы мы заканчиваем словами: «Что и требовалось доказать». Эти слова принадлежат великому древнегреческому математику, которого называют «отцом геометрии», в основу школьного учебника положена его книга «Начала». Кто этот человек?
/ портрет Евклида и его знаменитое «Что и требовалось доказать!» проецируется на экран /
4. Конкурс «Творческое домашнее задание»
В любом соревновании есть конкурс заранее подготовленный. Часть домашнего задания для этого урока была творческой:
Придумать загадку в стихах о любом четырехугольнике
Нарисовать дружеский шарж на любимую теорему /в рамках данной темы/
Например:
Диагонали прямоугольника Биссектриса угла параллелограмма
равны. отсекает от него равнобедренный
треугольник.
5. Конкурс «Геометрическая аппликация»
Каждой команде выдается комплект геометрических фигур и их названий (параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, прямоугольная, равнобедренная), половина листа ватмана на которую уже наклеена надпись «Четырехугольники» и начерчены стрелки, показывающие взаимосвязи между этими фигурами. Командам необходимо вклеить изученные четырехугольники с учетом данных стрелок. По окончании работы схему необходимо обосновать (защитить).
Правильная схема выглядит так:
Четырехугольники
Вопросы к схеме: Почему трапецию не поместили к параллелограммам?
Почему квадрат занимает «среднее» место в схеме?
Домашнее задание: По аналогичной схеме выполнить реферат, включив в
него определения и свойства данных
четырехугольников.
6. Конкурс «Решите – докажите?»
Несомненно, важно знать определения, свойства, признаки фигур, но самое главное - уметь применять эти знания на практике в ходе решения задач. Команды решают задачи по готовым чертежам. На экране одновременно появляются по две задачи. Команды обсуждают их решение и выбирают «мудрейшего», который будет устно решать задачу у доски. Команда соперников может задать «мудрейшему» дополнительный вопрос по изученному материалу.
Оценивание конкурсов
За каждый правильный ответ участнику выдается жетон. Тем, кто отвечал у доски (капитанам и «мудрейшим»), а также тем, кто рисовал дружеский шарж на любимую теорему и сочинял стихи можно выдавать 1 – 2 жетона в зависимости от правильности, полноты ответа. В конце урока подводятся итоги, количество жетонов суммируется и определяется команда – победитель. Помощниками учителя на таком уроке могут быть ученики старших классов.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 06.06.2018 |
Раздел | Геометрия |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 1167 |
Номер материала | 5764 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |