Уроки математики / Конспект урока / Урок по математике на тему "Выражения"

Урок по математике на тему "Выражения"

Класс: 4

Раздел: «Числовые и буквенные выражения».

Тема урока: «Числовые и буквенные выражения».

Цели урока:

I.Образовательные:

-способствовать формированию представления о буквенном выражении и методах их вычислений через организацию поисково-исследовательской деятельности ;

-способствовать осознанию существенных признаков понятий "буквенное выражение", "уравнение", "числовое выражение";

II.Развивающие:

-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы);

-способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;

III.Воспитательные:

-способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение урока:

1.Компьютер, проектор, экран, презентация.

2.Истомина Н.Б. "Математика", 4 класс. -Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2010.

Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь № 2 на печатной основе, 4 класс. -Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2010.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Вид урока: проблемный.

Методы обучения: -словесные, наглядные, практические, методы формирования познавательного интереса, методы самоконтроля(взаимопроверка).

Формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности.

1.Подготовка к уроку.

-Доброе утро всем! Ребята, кого можно назвать успешным человеком?

-Какие человеческие качества помогут вам добиться отличных результатов?

-Кто хочет быть успешным?

Постарайтесь здесь и сейчас научиться выделять проблему и решать её.

Успешный человек не боится трудных заданий, преодолевает препятствия.

Повторяйте за мной:

Я уже много знаю.

Я хочу узнать больше!

Я могу узнать больше!

Я готов работать!

Дети отвечают:

-Трудолюбие,целеустремленность, внимательность, смекалка, решительность….

Л: -готовность и способность к саморазвитию;

-сформированность мотивации к обучению;

Р:-самоконтроль.

II.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.

А)Величины.(презентация)

1.Переведи в метры 45 км 40 м.

2.Сколько килограммов в половине тонны?

3.Что больше-190 минут или 3 часа? Почему?

Б) Составьте уравнение по схеме.

-Найти корень уравнения.

В)Задачи в косвенной форме

1. Папе 40 лет, он в 8 раз старше сына. Сколько лет сыну?

2. У Коли 15 моделей машин. Это на 6 моделей больше, чем у Саши. Сколько моделей у Саши?

3.У взрослого человека 32 зуба, а у годовалого ребенка в 4 раза меньше. Сколько зубов у ребенка?

Г) Работа в парах.

-Разделите на группы

90:6 84:6 210х2 75+х=106 а+23 56:у=8 2с-10

-По какому принципу вы выполнили разделение?

--Решим числовые выражения…

-Сформулируйте определение числового выражения?

-Что такое уравнение?

-Что значит решить уравнение?

-Чему равны корни данных уравнений?

Ответы детей.

Дети работают в парах и отвечают:

90:6 84:6 210х2

75+х=106 56:у=8

а+23 2с-10

Дети отвечают:

-Числовые выражения, уравнения и неизвестные записи.

-Числовое выражение – это такое

выражение, которое составлено из

чисел и знаков математических

действий.

Дети отвечают.

К:- реализация возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

П:-владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

III.Постановка проблемы(создание проблемной ситуации).

-Что вы можете сказать о записях третьей группы?

-Какой общий признак данных выражений?

-Что бы вы хотели о ней узнать?

-Сформулируйте тему урока.

-Какова же проблема сегодняшнего урока?

Коллективное обсуждение.

Дети должны сказать:

-Как называются новые записи?

-Можно ли их решить?

Дети отвечают:

-Знакомство и работа с новыми выражениями, которые содержат букву.

-Можно ли решить выражения, которые содержат букву?

Р:целеполагание,прогнозирование, умение высказывать свое предположение.

П:Ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания.

IV.Совместное открытие новых знаний.

-Как вы думаете, как называется эта запись?

-Почему она так называется?

-Но в уравнении тоже встречается буква, значит это тоже буквенное выражение ?

-Мы выяснили, что уравнение –не буквенное выражение. Продолжаем работать над своей проблемой.

-Следующее задание: -Что означают эти записи? (презентация)

-Какую запись мы можем вычислить?

-Как называются остальные выражения?

-Сформулируйте, что такое «буквенное выражение» ?

-Откройте учебник и сравним свой вывод с авторским выводом (стр 147).

-Значит, ребята, вся проблема в букве? Значит, стоит ей уделять особое внимание?

-Вернемся к нашей задаче. Если заменить букву числом, то значение выражения вычислить можно?

Коллективное обсуждение.

Ответы детей.

Ответы детей.

-ах5-стоимость яблок;

-14х3-стоимость черешни;

-bх2-стоимость винограда.

Ответ детей:14х3=42

Коллективное обсуждение.

Ответы детей.

П:-владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения

П:-Общеучебные:умение работать с текстом.

М:-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения

V.Первичное закрепление. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.

-Попробуем найти значение выражения, если а=9,а=12.

-Буквенное выражение ещё называют ВЫРАЖЕНИЕМ С ПЕРЕМЕННОЙ.

-Как вы думаете, почему?

Работа в парах.

Дети отвечают: -Можно подставлять любые числа.

Физминутка.

К:- реализация возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

VI.Включение нового знания в систему знаний.

1.(презентация)Подумай и ответь, что означает данное выражение?

(На слайде)

-Циркуль стоит х руб, а карандаш у руб.

Что означают выражения: х+у, 12x + 2y,

7x + y , x : y , y : x ?

-Длина прямоугольника а см, ширина b cм.

Что означают выражения: axb, 2a+2b, a+b?

2.Работа в Тетради №2-№78(а,б).

-Вы должны установить закономерность по строчкам ,продолжить числовой ряд еще тремя элементами и записать эту закономерность через буквенное выражение.

3.Выполнение задания №482(а.б)-работа в парах.

- А теперь сравните ответы (показ ответов на экране). Вспомните критерии и оцените работу своего товарища.

- Кто получил «5»? «4»? Очень надеюсь, что ребята, получившие сегодня оценку ниже четырёх баллов, ещё потренируются дома, и на следующем уроке мы порадуемся их успехам.

-Вернемся к нашей проблеме: можно ли вычислить буквенное выражение ?

-Какое выражение называется буквенным?

-Как называется буква в буквенном выражении ?

Ответы детей.

Двое ребят у доски.

Самостоятельная работа детей, взаимопроверка в парах.

Дети отвечают:Да,если заменить букву числом.

П:-умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

VIII.Оценка.

-Кого из товарищей вы хотели бы отметить?

IX.Рефлексия.

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с какого слова мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Было ли трудно?

-Кому нужно потренироваться?

- Ребята, определите свои знания и незнания, взяв карточку.

- Какую карточку выбрал и почему? Положи её в тетрадь. Я тебе помогу справиться с трудностями.

Карточки, помогающие рефлексии учеников

Я затрудняюсь вычислять буквенные выражения

Я совсем не понял,как вычислять буквенные выражения

Мне всё понятно!

У меня нет страха перед буквенными выражениями!

У меня пока ещё страх перед буквенными выражениями.

Я люблю выполнять трудные задания !

Я хочу быть УСПЕШНЫМ!

Автор
Дата добавления 23.04.2018
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров155
Номер материала 5622
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.