Уроки математики / Другое / Доклад "Развитие познавательной активности на уроках математики"

Доклад "Развитие познавательной активности на уроках математики"

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат»

«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики»

Учитель математики

Ямбулатова Надежда Петровна

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай почувствовать себя в нем властелинами».

Ш.А. Амонашвили

Цель: Создание условий для развития, проявления познавательного интереса, самоутверждения учащихся в своих возможностях.

Задачи:

Повышать уровень познавательной активности и учебную мотивацию учащихся по математике.

Формировать самостоятельность учащихся при изучении данного предмета.

Стимулировать познавательные интересы школьников.

Актуальность.

К сожалению большие трудности обучающиеся испытывают при изучении математики. Этот предмет многим учащимся неинтересен. В результате снижается уровень подготовки учащихся по математике. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Поэтому, с моей точки зрения, наряду с содержанием образования очень важны также и методы, способы передачи знаний детям. Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса является воспитание познавательного интереса, познавательной активности школьника. Познавательный интерес - это глубинный, внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является свидетельством правильной организации учебного процесса, а его отсутствие - показателем серьезных недостатков в организации обучения. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению.

Новизна:

Проблема активизации познавательной деятельности была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Одни считают, что активизация познавательной деятельности – это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Здесь подразумевается самостоятельные деятельности учителя и учащихся. Другие считают, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В этом случае речь идет о деятельности учащихся, его интересе, мотивации и самостоятельности.

обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Диагностический

1.Определение темы.

2.Постановка целей и задач.

3.Пояснительная записка.

4.Изучение методической, педагогической, психологической  литературы.

5.Посещение уроков учителей  по данной теме.

Прогностический

1. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

2. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

3.Курсы повышения  квалификации учителей.

4.Участие в семинарах,  на конференциях.

Практический

1.Участие в семинарах,  на конференциях.

2. Результаты участия  в городских районных конкурсах, республиканских, всероссийских  конкурсах.

3. Посещение семинаров, уроков учителей по данной теме.

4. Выступления с собственным опытом.

5. Проведение открытых уроков.

Обобщающий

1. Выступление на заседании методического объединения 2.Консультативная помощь учителям и учащимся.

3. Участие и результаты на республиканских конкурсах, конференциях.

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом или другим источником знаний. Учащиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с педагогом, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие

В начале проводила диагностику опросник изучения познавательной активности учащихся

график

Познавательная активность включает:

1.Мотивы и цели деятельности.

2.Интерес к предмету.

3.Внимание к изучаемому объекту.

4.Волевые усилия.

5.Положительные эмоции.

6.Творческую самостоятельность.

7.Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

Познавательной активности учащихся не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся мы - учителя используем разнообразные приемы и методы обучения математике, учитывая уровень развития и индивидуальные особенности учащихся. Это и традиционное обучение, и проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания, и сведения из истории развития математики.

Главная задача для меня не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться. Жизнь постоянно требует, чтобы воспитание интереса к знаниям шло на уроке интересном, развивающем активность и самостоятельность мышления, приучают к труду и активной умственной деятельности. Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения. Когда учащемуся надо самому подумать, сделать вывод, обобщение, когда он видит перспективу применения полученных знаний на практике.

Эффективному обучению математике во многом способствует решение задач с практическим содержанием (задачи прикладного характера). Потребность в использовании практических материалов при обучении школьников математике определяется тем, что возникновение, формирование и развитие математических понятий имеют своим источником чисто человеческие ощущения и восприятия, а также тем, что в познавательной деятельности учащегося имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки и т. п. облегчает учителю возможность организовать целесообразную учебную деятельность учащихся. Прикладные задачи можно предложить во время проведения деловой игры.

Для активизации учащихся в учебном процессе, и, следовательно, развития интереса к предмету можно использовать различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом.

Какие же методы и приемы обучения математике я пытаюсь применять, чтобы обеспечивать познавательную активность учащихся?

  1. Метод алгоритмизированного обучения.

Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т.е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальным и конечным действием. Для построения алгоритма (программы) решений той или иной задачи нужно знать наиболее рациональный способ её решения. Рациональными способами решения владеют самые подготовленные и способные ученики. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся, особенно слабоуспевающих, такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Так в процессе обучения учащих нахождение неизвестного числа, действия с обыкновенными дробями.

2. Метод проблемного обучения.

Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют учебный процесс, вовлекают учащихся в продуктивную деятельность.

В процессе обучения выделяют такие уровни проблемности, исходя из особенностей творческой деятельности:

1.Постановка задачи перед учащимися, привлечение их к её решению.

2.Создание учителем проблемной ситуации (путём рассказа с иллюстрациями), привлечение учащихся к самостоятельному решению проблемы.

3.Совместная работа учителя и учащихся над составлением проблемы, её решения.

4.Самостоятельное составление проблемы или задачи учащимися и её решение.

Проблема может быть поставлена перед учащимися при помощи соответствующего вопроса, в процессе решения некоторого задания, упражнения, задачи, практической работы.

Возникла проблемная ситуация: даны три отрезка, длины которых известны. Как определить, не выполняя построения, существует ли такой треугольник? Ответ на этот вопрос мы сейчас с вами найдем.

- Нужно ли менять значение длин всех трех сторон? (Нет)

- Нужно ли менять значение длин любых двух сторон? (Нет)

- Можно ли ограничиться изменением только одного из данных чисел? ( Да)

- Задайте условие выполнимого построения, изменив длину первой стороны треугольника (обозначим ее за х). Как вы думаете, любое ли новое значение х здесь подходит? ( Нет)

- Может ли х иметь значение 9см? ( Нет)

- Может ли х иметь значение, большее, чем 8см? ( Нет)

- Назовите целые значения х. (7см, 6см, 5см, 4см, 3см)

- А только ли целым числом может выражаться сторона треугольника? (Нет)

- Дайте словесную формулировку. (Любая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон). Это и есть неравенство треугольника.

3. Использование игровых ситуаций.

Я считаю, что элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, ребята не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре

Игровые ситуации я использую на различных этапах урока: при опросе, при изучении нового материала, при его закреплении.

Нередко использую игру « Дешифровщик».

При актуализации знаний нередко использую различные эстафеты, конкурсы «Лучший счетчик», «Числовой фейерверк», «Смотри, не ошибись!», «Дешифровщик», «Заполни место» и т.п

4. Логические тесты.

Развитию познавательных интересов, их активизации, на мой взгляд, способствует использование логических заданий, тестов. Решить логический тест – это значит определить способ решения первых заданий и, применяя метод аналогии, использовать его для решения остальных заданий, для нахождения ответа на поставленные вопросы. Каждый предлагаемый логический тест содержит некоторый математический секрет. Выявить этот секрет – основная задача решающего.

Для решения предлагаемых математических тестов, которые в основном носят творческий характер, кроме знаний из школьной математики необходимо умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Логические тесты позволяют организовывать на уроках математики интересные деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, развитию логического мышления учащихся.

В процессе усвоения терминологии я применяю математические анаграммы.

МАПРЯЯ; ЧУЛ; РЕЗОТОК; РИПЕТРЕМ.

Упражнение состоит из двух частей:

  1. решить анаграммы (прямая, луч, отрезок, периметр);

  2. исключить лишнее слово, т.е. определить логическую закономерность, лежащую в основе подбора этих терминов, и, исходя из нее, исключить логически несовместимое слово. Это «периметр», т.к. «периметр» - величина, а все остальные – геометрические фигуры. Таким образом, ученики не только усваивают математическую терминологию, но и развивают логическое мышление.

5. Внеклассная работа.

По моему мнению, внеклассная работа по математике составляет неотъемлемую часть работы по привитию интереса к предмету, углублению и расширению знаний учащихся по математике. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности школьников. Внеклассные мероприятия помогают формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведении игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации и проведении познавательной игры. Некоторые виды внеклассной работы позволяют ребятам глубже понять роль математики в жизни. Она также содействует воспитанию чувств товарищества, коллективизма, справедливости, долга, ответственности и т.п. главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей школьников.

Ежегодно в школе проводится олимпиада по математике. На олимпиаду допускаются желающие участвовать в ней дети. Задания и более простые и сложные. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности. Пусть даже незначительный успех на олимпиаде вселит в них уверенность в свои силах, а это может привести и к более усиленным занятиям, и к действительным успехам.

Заключение.

В заключение своей работы можно сделать вывод, что познавательный интерес представляет важнейший фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

-характером (многосторонним, широкими интересами, локальными стержневыми, либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействие;

- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

- связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

У учащихся формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Применяя на своих уроках творческие задания при активизации познавательного интереса, у учащихся прививается интерес к уроку, любовь к математике, достигаются обязательные результаты обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики» Москва,1990 г.

  2. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М.Просвещение 1979г.

  3. Морозова Н.Г. «Учителю о познавательном интересе» М. «Знание», серия «Педагогика и психология»1979 г. №2.

Приложение 1

Опросник изучения познавательной активности учащихся

Инструкция

Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.

1. Тебе нравится выполнять

а) легкие учебные задания? б) трудные?

2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?

а) да; б) нет.

3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?

а) да; б) нет.

4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?

а) да; б) нет.

5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?

а) да; б) нет.

6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание

а) одним способом? б) искать разные способы решения?

7. Тебе хочется обычно учиться после болезни?

а) да; б) нет.

8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?

а) да; б) нет.

9. Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода сделать тебе замечание?

а) да; б) нет.

10. Ты предпочитаешь на уроке

а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя?

11. Ты предпочел бы заниматься

а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным — весь урок?

12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного материала?

а) да; б) нет.

13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе учились бы хуже, чем теперь?

а) да; б) нет.

14. Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив всех уроков?

а) да; б) нет.

15. Хотел бы ты, чтобы было меньше уроков в школе по основным предметам?

а) да; б) нет.

16. Тебе нравится выполнять трудное задание

а) вместе со всем классом? б) одному?

17. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на уроках?

а) да; б) нет.

18. Ты считаешь, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше?

а) да; б) нет

20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический, этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то вопрос?

а) да; б) нет.

21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том

новом, интересном, что узнаешь на уроках?

а) да; б) нет.

22. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?

а) да; б) нет.

23. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке?

а) да; б) нет.

24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до конца?

а) да; б) нет.

25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?

а) да; б) нет.

Автор
Дата добавления 01.03.2019
Раздел Алгебра
Подраздел Другое
Просмотров3886
Номер материала 6131
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.