Уроки математики / Конспект урока / Единицы измерения времени – час и минута, соотношения между ними.

Единицы измерения времени – час и минута, соотношения между ними.

Математика

Дата «___»________ 20__г Класс 2-«__»

Тема урока: Единицы измерения времени – час и минута, соотношения между ними.

Цели урока:

1.

Формировать понятие «время»; познакомить с единицами измерения времени – часом и минутой, соотношением между ними; учить определять время по часам.

Формирование вычислительных умений и навыков устного и письменного сложения и вычитания.

2.

Продолжение работы по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

3.

Формирование умения работать в паре и группе, воспитывать культуру общения.

4.

Закрепление табличного сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы и структура урока.

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с единицами времени такими, как: час, минута. Перед нами поставлены цели: познакомиться с часами, узнать об их происхождении, а также развивать внимание, умение слушать, память, мышление.

-А сейчас устный счет.

2

Актуализация знаний

Каллиграфическая минутка.

5 5 5 5

50 50 50 50

- Что хотите сказать?

- Какова роль цифры 5 в числе 5? В числе 50?

Работу над новым материалом можно начать с загадки:

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(Часы.)

- Для чего людям нужны часы?

- Знаете ли вы, что человек изобрел часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посредине колышек. Идет по небу солнышко - идет по площадке тень от колышка. Она и показывает время (часы). Но такие часы хороши были только днем и в солнечную погоду.

Пришлось тогда людям придумывать другие часы. Появились водяные, песочные и даже часы из свечки.

- Какие часы знаете вы?

3

Повторение пройденного материала.

А ученые изобрели атомные часы, которые показывают самое точное время.

Далее учитель показывает ученикам модель часов.

- Обычно у часов бывает две стрелки. Маленькая стрелка - часовая, она двигается медленно, еле-еле и проходит расстояние от одного большого деления до другого за 1 час. Эта стрелка - часовая.

Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Она длиннее и тоньше часовой и проходит расстояние от одного маленького деления до другого за одну минуту. Эта стрелка - минутная.

(Учащиеся могут сказать, что видели часы с тремя стрелками, учитель может пояснить, что третья стрелка - секундная, она самая тоненькая и самая «быстрая», расстояние от одного деления до другого она проходит за одну секунду.)

-Часы служат для измерения времени. Рассмотрим циферблат часов. На нем нанесено 12 крупных делений, помеченных  цифрами от 1 до 12. Между двумя соседними крупными делениями нанесено 5 мелких делений.

  • -На сколько мелких делений разделен циферблат?

№ 1 – устно

Знакомство с римскими числами.

Рассмотрим римскую нумерацию: I – один, II – два, III – три. На руке человека пять пальцев, чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Рисунок сделали очень простым, придумали вот такой знак: V = 5 – число 5 стали записывать римской цифрой V.

Задание:

1. Выложите римскую цифру 5 с помощью палочек.

2. А теперь давайте представим себя в роли древних римлян и логически рассуждая, попробуем с помощью палочек выложить римскую цифру 10. В основу возьмем вот эту запись: V = 5.

- Что у вас получилось?

- Какое открытие вы сделали?

(Дети: этот знак обозначает число 10. Он состоит из двух пятерок. Одна пятерка стоит как обычно, другая перевернута вниз, X ).

- Согласна, ваши рассуждения верны.

А теперь придумайте как можно записать числа 20, 30, 40, 50, зная запись числа 10 (римская цифра X).

- Кто уже догадался?

- Поделитесь своим открытием (дети выходят к доске записывают и объясняют).

- Кому понятен принцип записи десятков?

ХХ, ХХХ, ХХХХ и т.д.

4

Открытие нового знания

В качестве подготовки к изучению нового материала необходимо провести практические упражнения с использованием модели циферблата часов с подвижными стрелками.

«Покажите 3 часа (5, 6, 9 и т.п.)»

«Скажите, сколько времени показывают часы? Покажите на циферблате, во сколько вы утром просыпаетесь? Во сколько завтракаете? Во сколько начинаются уроки в школе?» и т.д.

Под руководством учителя выполнить практическую работу: «Сейчас 3 часа. Покажите на циферблате. Пройдет немного времени, и обе стрелки переместятся. Маленькая стрелка будет показывать, что 3 часа уже прошло, и идет четвертый час. Большая стрелка будет показывать, сколько прошло минут. Когда большая стрелка пройдет полный круг (60 минут) и снова будет направлена вверх, маленькая покажет 4 часа». Учитель сообщает детям, что маленькая стрелка называется часовой, а большая ─ минутной. Проводится игра «Часовая или минутная?» Учитель показывает на стрелки. Дети поднимают руки, если учитель показывает на часовую или разводят руки в стороны, если учитель показывает на минутную стрелку.

После этого дети читают объяснение в учебнике (задание 2 урок 48). Учитель показывает детям, как сокращенно записать при силах слова «час», «минута», а потом записать в тетрадях. 1 ч = 60 мин.

Чтобы дети представили себе промежуток времени, равный минуте, нужно выполнить упражнение вида: «Посчитай за 1 минуту». «Запиши числа. Сколько успел написать за 1 минуту?» и т.п.

5

Первичное закрепление

За 1 час большая (минутная) стрелка делает полный оборот, маленькая (часовая) стрелка за это время передвигается на одно крупное деление.

  • - На сколько мелких делений передвигается минутная стрелка за 1 час?

  • - На сколько крупных делений передвигается минутная стрелка за 1 час?

  • - На сколько мелких делений передвигается часовая стрелка за 1 час?

- В одном часе 60 минут. 1ч = 60 мин

  • - За сколько минут делает полный оборот минутная стрелка?

  • -За сколько минут передвигается на 1 крупное деление минутная стрелка?

  • -За сколько минут передвигается на 1 мелкое деление минутная стрелка?

  • -За сколько минут передвигается на 1 крупное деление часовая стрелка?

  • -За сколько часов делает полный оборот часовая стрелка?

-Ребята, поставьте часовую стрелку на делении 8, а минутную на делении 12. Часы показывают 8 часов ровно. 

Решение задач №3(а,б) (урок 50) учащиеся выполняют под руководством учителя. Если задания вызывают затруднения можно проиллюстрировать решение на модели часов.

Динамическая пауза

Бабочка порхает
Нежно над цветком.
Кружится, летает.
Я бегу с сачком.
Вот она присела
Тихо на листок.
Я поймать хотела,
Дунул ветерок.
И несёт по ветру
Бабочку мою.
Я с сачком за нею
По тропе бегу.

6.

Самостоятельная работа.

Задание №5 направлено на отработку вычислительных навыков

Динамическая пауза.

7

Повторение

Работа в тетради на печатной основе может быть выполнена самостоятельно .

8

Рефлексия

– Вам понравился урок?

– Чему вы сегодня научились на уроке?

Автор
Дата добавления 16.11.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров1344
Номер материала 1159
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.