Уроки математики / Другое / Консультация "ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША"

Консультация "ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

В современном мире проблема формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, т.к. все сферы человеческой деятельности подвержены «математизации» и «компьютеризации». Дети, хорошо ориентирующиеся в математических символах, с хорошо развитым математическим языком, легко осваивают и другие области познания

Обучение математике маленького ребенка представляет собой целенаправленный процесс формирования и развития математических понятий и представлений, а также способов действия с ними. Чтобы процесс был адекватным и продуктивным, педагогу следует правильно его организовать: необходимо хорошо ориентироваться в теме, четко представлять содержание материала. Педагогу необходимо давать детям не готовые знания, а подбирать такой материал, где дети могли бы испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Для этого необходимо научить детей думать, хорошо ориентироваться в окружающем, правильно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения.

Формированию данных умений способствует использование дидактических игр с занимательным математическим материалом. Главной особенностью таких игр является то, что задания даются в игровой форме, дети понимают и усваивают знания легче и быстрее, поэтому в педагогический процесс внедряются различные игровые технологии: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», игры с цветными счетными палочками Кюизинера, игры с блоками Дьенеша и др.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, для решения некоторых задач математического развития, мы используем игры с блоками Дьенеша. Венгерский математик, психолог и педагог – Золтан Дьенеш отмечал, что «учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами»

Работа по формированию элементарных математических представлений строится на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В круг задач по ФЭМП, предусмотренных программой, входит развитие количественных представлений, знакомство с величиной и формой предметов, ориентация в пространстве.

Мы считаем, что практически все эти задачи можно решить с помощью игр с блоками Дьенеша. Работу с блоками (согласно циклограмме) организуем 1 раз в неделю в вечернее время, предлагаемые детям задачи последовательно усложняются, при переходе к новому материалу не забываем о повторении, так реализуем принципы систематичности, последовательности, постепенности и, конечно, индивидуальный подход.

Приведем некоторые примеры игр, которые по нашему мнению, способствуют развитию математических способностей. Для развития количественных представлений, а именно нахождения в окружающей обстановке одного или много одинаковых предметов мы используем такие игры с блоками Дьенеша, как «Рыбалка», «Подарок от Незнайки», «Домашние животные». В данных играх дети учатся замечать и вычленять количество блоков, отвечать на вопрос «Сколько?». Оперируя блоками в игровой форме, дети не только классифицируют их по определенным признакам, но и видят и называют, что маленьких блоков много, больших много, квадратных и круглых тоже много, а когда мы их убираем, у детей не остается ни одного. В данных играх мы можем закреплять такие понятия, как «много», «один», «ни одного».

Сформировать понятия о величине предметов мы можем в следующих играх: «Чудесный мешочек», «Слон», «Жираф», «Лошадка», «Кто как кричит» и др. Дети должны составить изображение животного путем накладывания блоков на рисунок этого животного. Путем проб и ошибок они учатся вычленять размер блока, если возьмут большой блок, то изображение не получится правильным. На изображение большого блока ребенок должен положить только большой блок, а на изображение маленького только маленький. В процессе этой операции дети проговаривают свои действия: «Это большой красный квадрат», «Это маленький синий треугольник», тем самым закрепляя понятие «большой», «маленький».

Поскольку блоки представляют собой эталоны форм геометрических фигур, они способствуют знакомству с геометрическими фигурами и формами предметов, например, игры «Шофер», «Еж», «Мишка», «Загадочная черепаха» и др. Детям задают вопрос: «Какой формы голова, лапы?». Если ребенок не прав, ему предлагается проверить свой выбор и сравнить правильность ответа. Ошибку дети должны исправить самостоятельно. Таким образом, дети учатся находить во множестве блоков, блок определенной формы: круглой, квадратной, треугольной.

Умение ориентироваться в пространстве учат игры «Верблюд», «Самолет», «Лягушка-квакушка», «Найди не такую», «Что изменилось». В этих играх детям предлагаем объяснить, где находится определенный блок. Например, чтобы составить жирафа, сначала выкладываем туловище (большой прямоугольник). Затем задается вопрос: «Какой блок находится под прямоугольником справа?», «Какой блок под прямоугольником слева?» «Какой блок над туловищем?» и т.д. В таких играх дети учатся оперировать и ориентироваться в таких понятиях, как «слева», «справа», «над», «под», «сверху», «снизу».

Мы привели лишь некоторые примеры развивающих игр с блоками Дьенеша, к сожалению, описать весь перечень игр, который входит в наш перспективный план, в рамках одной статьи нет возможности, но даже приведенные примеры доказывают, что они позволяют разнообразить образовательный процесс, сделать его занимательным, доступным и весёлым; решают следующие задачи: сенсорное восприятие цвета и размера, сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме, развитие количественных представлений, ориентировка в пространстве, развитие самостоятельности и творческих способностей, развитие мелкой моторики.

Список используемой литературы:

1.Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн.для воспитателей дет.сада – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

2.Веселова Н.А. Занятие с логическими блоками Дьенеша // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – №8. – С. 50-57.

3.Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

4. Коротких Л.С. Играя, учимся математике. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2017.- №2. – С. 67-73.

5. Минкевич Л.В. Математика в детском саду. – М.: «Скрипторий 2003», 2010. – 192с.

6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002. – 195с.

7. Панкратова И.В. Математика для дошколят // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. - №12. – С. 46-48.

8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 192 с.

10. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада / Пер. с польск. О.А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981. – 159с.

11. Щербакова Т.С., Мельничук А.В. Познаём математику играя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. - №3 – С.45 – 51.

Автор
Дата добавления 09.12.2018
Раздел Дошкольная
Подраздел Другое
Просмотров1151
Номер материала 5980
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.