Уроки математики / Другое / Об особенностях и опыте преподавания в предпрофильных и профильных классах.

Об особенностях и опыте преподавания в предпрофильных и профильных классах.

Муниципальное образовательное учреждение Ишеевский общеобразовательный многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе

Об особенностях и опыте преподавания в предпрофильных и профильных классах.

учитель математики

Глухова Н.А

2016 год

Профильное обучение

Деятельность, одарённого ученика,

Должна соответствовать по всем параметрам

Его способностям, жизненным целям и возможностям.

Последние 10-15 лет школьное математическое образование в России претерпевает существенные изменения, связанные с проводимой Министерством образования и науки РФ модернизацией. Линия на урезание программы по математике и учебных часов, отводимых на ее изучение, привела к тому, о чем все эти годы предупреждало школьное и математическое сообщество: уровень математической подготовки учащихся упал, за ним стал снижаться и профессиональный уровень учителей.

В своих выступлениях Президент России говорил о том, что будущее России за высокими технологиями. Особое внимание президент обращает на подготовку инженерно-технических кадров, а это значит необходимо повысить и уровень математической подготовки в школе. Эту задачу и должен решить переход на профильное обучение. Профильные классы позволяют удовлетворять запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению математики.

Прежде всего, напомним, что идее профильных классов в России около 100 лет. Первые программы для профильных классов публиковались и обсуждались в педагогической печати накануне первой мировой войны. Их реализация в школьной практике по понятным причинам была отложена. К идее профильной школы вернулись относительно недавно в процессе начавшейся реформы школы. Если 100 лет назад говорили о необходимости трех профилей, то теперь число профилей перевалило за десяток.

Для сохранения уровня школьного математического образования в стране в период неопределенности с профильным и предпрофильным обучением, для сохранения уровня квалификации учителей математики необходимо следовать известному принципу «Не навреди!» То есть, насколько возможно, сохранять в преподавании математики уровень, сложившийся в школах — в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением математики. Пусть даже теперь обучение в этих классах будет названо универсальным и профильным соответственно.

Если раньше рассматривались, чаще всего, классы математические и физико-математические, то теперь появляется большее разнообразие в профилях и в требованиях к математическому аппарату, которым должны владеть учащиеся. Я считаю, что математика едина, что нет отдельной математики для биолога, геолога или экономиста. То есть общая часть содержания курсов математики для этих классов близка к 100 % содержания программы для традиционных классов с углубленным изучением математики. А отличия в специальной подготовке или специальных требованиях, связанных с содержанием специализации, вполне могут быть обеспечены курсами по выбору, т.е. элективными курсами. То есть имеющийся опыт работы в классах с углубленным изучением математики дает нам представление о том общем в содержании математической подготовки учащихся всех профилей, в которых предъявляются повышенные, по сравнению с общеобразовательной программой, требования к математической подготовке школьников. Этот уровень надо беречь.

Говоря о профильном и предпрофильном обучении, надо не забывать о той базе, на которой будет строиться это обучение. Надо подумать, по какой программе-минимум надо обучать учащихся до предпрофильного класса, чтобы это обучение не закрывало учащимся дорогу в предпрофильный и профильный классы. Об этом уже давно сказано в «Примерной программе по математике» 1918 года: «Программа-минимум строится не с тем, чтобы дать все знания и умения, необходимые для будущего работника — специалиста в области математики или будущего техника и т. д., но она проводится таким образом, чтобы мыслительные приемы и практические умения, достигаемые таким курсом-минимум, были бы такого рода, чтобы тем, кто выберет своей специальностью математику или технику, пришлось бы в соответствующем направлении доучиваться, а не переучиваться».

 

Профильное обучение позволяет школе более целенаправленно использовать имеющиеся учебно-материальные ресурсы, шире задействовать возможности образования, обеспечить разно уровневое и разно способное учение и, опираясь на склонности и способности учащихся, удовлетворить их образовательные потребности, дать им возможность выбрать свою траекторию образования и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению. Цель профильного обучения – создание психолого-педагогических условий для формирования готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору, планированию,  коррекции и реализации индивидуальной образовательной траектории, личностного развития и одновременно овладение системой общеобразовательных компетенций. Таким образом, главное психолого-педагогическое условие, которое возникает, благодаря внедрению данной модели обучения, - это ситуация выбора. Готовность к самостоятельному и ответственному выбору, без сомнения, важнейшая компетентность современного человека, и развитие этого умения – задача школы.

Попадая в систему предпрофильной подготовки, ученик шаг за шагом приобретает опыт соотнесения собственных целей, наличия средств для их реализации, приложения усилий в достижении результата и ответственного к нему отношения.

Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения (родителей и учителей), то соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной системы образования. Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельностного участия в проверочных и тренировочных занятиях. Должны быть разработаны такие системы заданий, чтобы испытания позволили получить первоначальные сведения об особенностях и склонностях личности.

Стратегия обучения в условиях раннего профилирования

Главной задачей учителей, начинающих работать в системе раннего профильного обучения, должно быть предоставление каждому ученику максимальных возможностей для самоактуализации личности. Понятие “самоактуализация”, введенное одним из лидеров современной “гуманистической психологии” А. Маслоу, подразумевает по возможности полную реализацию человеком физических, психических, интеллектуальных возможностей, дарованных ему природой. Главная задача учителя при этом - помочь ученику обнаружить и развить то, что в нем уже заложено от природы.

Физико-математический профиль

       Физико-математический профиль ориентирован на повышение качества образования, на создание наиболее благоприятных условий обучения для детей, имеющих склонности к изучению точных наук.

Особенности физико-математического профиля

   - Профиль дает учащимся знание законов и логических форм мышления.

   - Формирует навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (на уроках математики, физики, информатики) и в повседневной деятельности.

   - Расширяет и углубляет информационную культуру человека, информационное общество, информационные основы процессов управления

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами.
Во-первых, нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе.
Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
Во-вторых, дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие.
Обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности обучаемого. Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям, по проектируемой профессии, по интересам. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.
Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие - к точным наукам, одни - к историческим.
Что касается дифференциации по неспособностям, то речь идет о так называемых классах коррекции, что является не самым лучшим выходом из положения. Детей, неуспевающих по тем или иным причинам по каким-то отдельным предметам, нужно обучать в обычных классах месте с другими детьми.
Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию.
С этой целью в школах организуются классы с углубленным изучением того или иного предмета, спецкурсы, профильные классы.
Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, в области обучения иностранному языку, в первую очередь должны обратить внимание на внутреннюю и внешнюю дифференциацию по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам. В случае с внешней дифференциацией речь идет о разноуровневом обучении.
Под разно уровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С») но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Разно уровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. На практике разно уровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.
В процессе разно уровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группа «А»- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам, чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.
Деятельность учителя при организации разно уровневых групп состоит в:
-делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям)
-разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
-оценивании деятельности учащихся
Применение разно уровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы (группа «А»)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа « С»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

В нашей школе выделены дополнительные часы из школьного компонента ОУ, направленные на изучение учебного предмета «Математика» по 1 ч. во всех классах и по 2 дополнительных часа в классах углубленного изучения предметов физико-математического направления.

В 2012-2013 учебном году сформирован класс углубленного изучения предметов- физико-математического направления 8 б класс, затем в 2014-2015 10 б профильный класс физико-математического направления.

Обучение велось на основе программ по геометрии для основной общеобразовательной школы 8-9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089);

 Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 19-21);

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы, по геометрии (углубленное изучение) 8–9 классы, к учебному комплексу для 8 - 9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004 – с. 279).

На уроках использововали дополнительную литературу для углубленного изучения предмета Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. Рабочая тетрадь для 8 класса, - М.: Просвещение, 2010, а также «Геометрия. Дополнительные главы к школьному учебнику 8, 9 класса»; Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. М.: Вита – Пресс, 2005

Количество учебных часов: геометрия

В год – 102 часа (3 часа в неделю, всего 102часа).
В том числе:
Контрольных работ - 6
Резервное время - 6 ч.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме разноуровневых тестов, контрольных, самостоятельных, работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Уровень обучения– углубленный.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, используется  частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Преподавание алгебры велось по учебнику «Алгебра, 8,9» Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, а также с привлечением дополнительной литературы учебника «Алгебра, 8,9 класс: для углубленного изучения» Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и И.Е.Феоклистова. На изучение курса отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов в год.

Для большей заинтересованности учащихся были использованы различные формы обучения.

Разнообразные тесты с использованием ИКТ. В интернете, где ребята могли сразу проверить свои знания на различных рекомендуемых МО сайтах. Активно нами применялось тестирование на сайте ЕГЭ по математике. Все учащиеся были зарегистрированы мною, получили индивидуальные логин и пароль для создания личного кабинета, где они проходили тесты по данной теме или тренинги для отработки конкретных заданий, а также для повторения некоторых тем. Данный вид работы позволил отработать навыки и умения работы в интернете, многие ребята затем самостоятельно регистрировались на других сайтах для похождения тестов ГИА для ознакомления с заданиями, правилами оформления бланков.

Как только учащиеся приступят к выполнению теста, формируется сводная таблица в которой представлено:
  1.учащиеся, начавших решение теста;
  2-4.количество заданий решенных верно, не верно и нерешенных;
  5.баллы, набранные учеником
  6.колонка действий: просмотр и удаление попытки.

Необходимо учитывать, что эта таблица показывает текущее положение, т.е. если ученики не закончили тест, то показаны результаты на текущий момент времени. Окончательные результаты таблица покажет, когда все ученики закончат выполнение теста.
Список содержит только тех учащихся, которые приступили к выполнению теста. Если ученик не открыл тест, то его в таблице не буде

С августа 2013 года все информационные ресурсы и сервисы сайта uztest.ru разделены на две группы: бесплатные и платные.

Группа бесплатных ресурсов содержит основной функционал сайта: систему тестирования, журнал оценок, методическую библиотеку, систему обмена сообщениями, управление классами и персональными настройками.

К платным ресурсам относятся тренинги, презентации, календарь, статистика тестирования, журнал посещений учащихся.

Теперь, каждый учитель может выбрать приемлемый для себя вариант работы с сайтом:

  1. бесплатно, с частично ограниченным функционалом

  2. платно, используя все ресурсы и сервисы сайта без ограничений.

Организация платных услуг необходима для финансирования дальнейшего развития сайта - расширение банка контрольных заданий, создание новых информационных сервисов, улучшение программно-технических средств и оборудования. Стоимость платных услуг - 100 рублей за месяц.

Администрация сайта надеется, что Вы с пониманием отнесетесь к нововведениям и примете участие в спонсорской программе сайта.

Оценки

. Каждая ячейка журнала оценок может хранить одновременно 4 значения:

  1. оценка - одно из значений шкалы оценок (2; 3; 4; 5; ).
    Изменить шкалу оценок можно на странице 'Настройки класса'

  2. процент - выражение вида 'n%'

  3. балл - выражение в виде дроби (p/q)

  4. комментарий - произвольный короткий текст

Если выбран режим редактирования непосредственно в ячейках таблицы, то в зависимости от введенного в ячейку значения программа сайта поступает следуещим образом:

  • если введено значение из шкалы оценок, то оно сохраняется как оценка

  • если введен процент, то он пересчитывается в оценку по шкале расчета (от 0% до 40% => 2; от 40% до 65% => 3; от 65% до 85% => 4; от 85% до 100% => 5; ).
    В этом случае ячейка хранит два значения - оценку A и процент n%, которые отображаются так A(n%)
    Изменить шкалу расчета можно на странице 'Настройки класса'

  • если введен балл, то он пересчитывается в процент, который в свою очередь пересчитывается в оценку по шкале расчета.
    В этом случае ячейка хранит три значения - оценку A, процент n% и балл p/q, которые отображаются так A(p/q)

  • если введено выражение, которое не является оценкой, процентом или баллом, то оно считается комментарием.
    Все комментарии в таблице отображаются синим цветом.

Если выбран режим редактирования в диалоговом окне, то для всех 4-х значений имеются отдельные поля для ввода.

.

Планируемые результаты:

-повышение качества обученности учащихся;

-готовность учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

Количество участников

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2013-2014

7 класс

24

Аббазова Элина 1 м.

Арсланова Алсу 2 м.

Ахметова Анна 3м.

6 м

2014-2015

8 класс

17

Плешакова Кристина 1 м.

Салахова Ляйсан 2 м.

9 м.

24 м.

2015-2016

9 класс

14

Салахова Ляйсан 1 м.

Мустафина Румиля 3 м.

7 м.

2013-2014

9 класс

10

Шакиров Ахтям 1 м.

Потехина Татьяна 2 м.

20 м.

2014-2015

10 класс

Сытова Юлия 1 м.

Потехина татьяна 2 м.

18 м.

V Интернет-тестирование «К вершинам профессии»

Количество участников

Баллы

Финалисты

8 класс

10

9 класс

3

92

2

11 класс

6

93

9 Б класс физико-математический профиль

«5» – 21

«4» – 6

Соу – 0,92

Качество – 100%

Успеваемость -100%

Средний балл – 4,8

С-1 19 уч.

С-2 13 уч.

С-3 3 уч.

С-4 7 уч.

С-5 6 уч.

11 Б класс физико-математический профиль

Всего -11 уч.

Успеваемость -100%

Средний балл – 57

Наибольший балл – 82, 72

Минимальный балл – 45

11 Б класс физико-математический профиль

Всего -11 уч.

Успеваемость -100%

Средний балл – 57

Наибольший балл – 19 (93)

Минимальный балл -

В 2015-2016 учебном году. Профильное обучение предполагает расширение и углубление знаний по предметам. Алгебра и начала анализа и геометрия в 11 б классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебникам С.М.Никольского «Алгебра и начала анализа» (профильный и базовый уровни ), УМК Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 10-11» (профильный и базовый уровни). В 11 б классе математика изучается на профильном уровне – 5+2 часов в неделю. Много времени уделялось решению задач. Проведены все плановые 7 контрольных работ и 2 административные по алгебре и началам анализа 5 контрольных работ по геометрии..
Среди множества целей введения профильного обучения можно выделить одну из них - создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью проводились индивидуальные занятия с учащимися, цель которых- расширить знания школьников по математике, научить решать конкурсные и олимпиадные задачи, вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования, формировать научное мировоззрение.

По итогам года в классе 5 отличников, 7 занимаются на «4» и «5», остальные 9 на «3», из них 7 имеют очень низкий уровень Результаты по итогам года:


Средний балл по предмету 3, 78

Участие и результаты предметных олимпиад

Ф.И.

В школе

В районе

В области

  1. Айнуллин Ильсур

6

  1. Бондаренко Александра

6

  1. Мельник Анастасия

5

  1. Ризванов Ильшат

1

2

8

  1. Сытова Юлия

4

  1. Шакиров Ахтям

3

Участие и результаты в интернет-тестировании «Путь к успеху»

Ф.И.

В школе

В районе

В области

  1. Айнуллин Ильсур

Айнуллин Ильсур

  1.  Потехина Татьяна

Костенко Ксения

2

2

44

  1. Баринова Патриция

Потехина

Татьяна

6

23

  1. Ризванов Ильшат

Ризванов

Ильшат

3

3

72

  1. Сытова Юлия

Хасанов Нияз

1

1

21

  1. Шакиров Ахтям

Шакиров Ахтям

5

14

С целью подготовки к ЕГЭ учащиеся выполняют тестирование на сайтах UZ/TEST. RU, http://alexlarin.net/ , открытый банк заданий ЕГЭ



Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование определённой познавательной деятельности при решении задач. Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором вопросов и задач, так и методикой работы на занятиях. Для этого применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач по теме. В работе с классом используется система разноуровневых тестов. На уроках используются информационные технологии, диагностическое тестирование качества усвоения материала; тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы

1) Лекции – уроки общего разбора темы

2) Семинары - занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы

3) Тематические зачеты - уроки обобщения и систематизации знаний

4) Защита тематических заданий - уроки межпредметного обобщения материала

5) Уроки-практикумы.

  Такая система предполагает сочетание общеклассной и групповой работы.

  

 

Литература:


  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. /Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001г. №1756-р/

  2. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003–2004 учебный год / Письмо Министерства образования РФ № 03-51-157 ин/13-03 от 20.08.03г./

  3. Приказы “Об организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении”

  4. Положения о предпрофильной подготовке учащихся

  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002

  6. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003

  7. http://www.profile-edu.ru

Автор
Дата добавления 09.12.2016
Раздел Алгебра
Подраздел Другое
Просмотров1194
Номер материала 1473
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.