Уроки математики / Конспект урока / План - конспект урока математики по теме "Дроби" 5 класс

План - конспект урока математики по теме "Дроби" 5 класс

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Глущенко Елена Александровна МБОУ Кашарская СОШ.

Предмет: Математика.

Класс: 5

Учебник (УМК): «Сфера». Математика.Арифметика.Геометрия. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др. - М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: Дроби.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование: мультимедийная проектор; задания для выполнения на уроке; тест, карточки самооценивания.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

коммуникативными УУД:

- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие дроби

понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

умение решать текстовые задачи с опорой на смысл понятия дроби.

понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют навыки и умения; применять алгоритмы при решении задач на дроби; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Дроби».

самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Мотивирует учащихся,вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Включаются в деловой ритм урока.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока

3

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний. Устные упражнения.

1.Шорт – трек.

2.Санный спорт.

3.Биатлон.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации

Олимпиада- 2014

3.Биатлон

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка знаний учащихся.

Виртуальное перемещение в город Сочи.

Организация устного счета и повторения основных понятий по теме «Дроби».

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

10

Познавательные: структурирование собственных знаний. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, целеполагание.

Личностные: оценивание усваиваемого материала, самоопределение.

4. Физминутка.

Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Олимпиада- 2014

3.Биатлон

4.Бобслей.

5.Прыжки с трамплина.

6.Скелетон.

7.Конькобежный спорт.

8.Керлинг.

Показать разнообразие задач на дроби, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают индивидуально( в парах ) над поставленными задачами.

20

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап.

(3 мин)

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня на нашем уроке.

Вспомните, что мы изучили на последних уроках?

Как вы считаете, а о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема нашего урока «Дроби-2014». Как вы считаете, откуда появилось такое название?

- Какое важное мероприятие для нашей страны состоялось в 2014 году?

Предлагаю сегодня провести виртуальную спортивно-математическую зимнюю олимпиаду и выявить наших «олимпийских чемпионов».

Когда и где проходили последние зимние олимпийские игры?

«Олимпийская» команда 5Б класса готова к виртуальному перемещению? Нас ждут соревнования и победы! За каждую победу на соревнованиях будут начисляться очки, которые в конце урока покажут ваш рейтинг, как спортсмена и математика. Для этого у вас на партах находится протокол соревнований, где вы будете вести записи, и куда будете заносить полученные очки.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Итогом нашего урока будет устный журнал «Олимпийские игры – 2014», составленный нами!

Учащиеся слушают учителя.

Доли и дроби. Основное свойство дроби.

Сравнение дробей. Натуральные числа и дроби.

Повторять тему «Дроби».

Олимпиада -2014, Зимние. Жаркие. Твои.

С 7.02.14 по 23.02.14 , в г.Сочи

Подписывают карточки самооценивания.

2. Актуализация знаний. Устные упражнения. (5 мин)

Ребята, а вы любите спорт? А какие зимние виды спорта вам известны?

Итак, вперед!

1.Шорт-трек. Командные соревнования. РИСУНКИ

Считаем в группах. Ответ дает ученик, сидящий на 1 варианте.

(19+69): 11 *12= 96

68:17*21+26 = 110

(87- 36) :17 *23 =69

(12*6-20) :13 =4

Следующий вид спорта….

2. Санный спорт. РИСУНКИ

Ответьте на вопрос. Число, подписанное под чертой дроби, называется ,,,,. Что оно показывает?

Число, записанное над чертой дроби, называется ,,,,. Оно показывает,,,

Давайте прочтем дроби.

А сейчас поговорим о ……

3. Биатлон. РИСУНКИ

1. Соревнования по биатлону.

Из 10 выстрелов спортсмен попал в мишени 8 раз. Какую часть составляет число попаданий? Какую часть составляет число промахов?

Считают устно. Отвечает ученик, сидящий на 1 варианте.

Знаменатель. Показывает на сколько равных частей делим целое.

Числитель. Показывает сколько таких частей взяли.

Учащиеся предлагают свои решения.

Отвечают на поставленный вопрос (8/10, 2/10)

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Олимпиада- 2014. (5 мин)

2. 85 – количество стран участниц

15 - количество спортивных дисциплин Олимпиады.

Решим задачу.

На олимпиаде в Сочи было разыграно 98 –комплектов медалей.

Наша страна завоевала 33 медали.

Какую часть всех наград завоевала Россия?

3. Для решения этой задачи, необходимо немного подумать, вспомнить , что означает числитель и знаменатель дроби.

Учащиеся решают задачу:

1.Найдем количество всех медалей

98*3=294

2. Наша команда завоевала медалей, чтобы узнать какую часть всех наград завоевала Россия необходимо

33:294 и записать с помощью дроби ответ, сократив её.(11/98 приблизительно 1/9 всех медалей)

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

117:13*5=9*5=45(мм)

4. Физкультминутка. (2 мин)

Учащиеся с места повторяют действия за учителем.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Олимпиада- 2014. (20 мин)

Еще одним из зимних видов спорта, является….

4. Бобслей. РИСУНКИ

Расположите числа на координатной прямой.

Найдите среди данных чисел равные.

С помощью какого свойства можно определить данное равенство?

А сейчас мы поднимемся очень высоко и поговорим о…

5. Прыжки с трамплина. РИСУНКИ

Сравнить результаты (дроби)

Какие дроби можно сравнить устно , применив правила сравнения дробей..

Какие дроби нужно сравнить, применив другое правило.

Еще одним из интереснейших видов спорта является…

6.Скелетон. РИСУНКИ

Санно-бобслейная трасса в Сочи имеет протяженность 1814 метров, из них 314 метров - зона торможения. Время прохождения трассы около минуты. С какой скоростью проезжает трассу спортсмен?

А кто из вас умеет кататься на коньках???

7. Конькобежный спорт. РИСУНКИ

Размеры хоккейной площадки 61м и 30 м. Длина ледовой беговой дорожки 400м, её ширина 5 м. Какую часть площади беговой дорожки занимает хоккейная площадка.

8. ……….

Расположите дроби в порядке убывания.

Керлинг. РИСУНКИ

Существует еще достаточно много разных интересных олимпийских зимних видов спорта, но о них мы поговорим на следующих уроках.

ПРИЗЫВ: Пословица гласит: «Здоровье не купишь, его разум дарит». Ребята помните, что ваше здоровье в ваших руках. Если вы будете соблюдать правила здорового образа жизни, заниматься спортом, то болезни будут обходить вас стороной.

Учащиеся располагают числа на координатной прямой. ¼,3/12, ½, 3/6,2/3, 9/12, ¾

Основного свойства дроби.

Можно сравнить дроби с одинаковыми знаменателями и числителями, правильную и неправильную дроби.

Учащиеся решают задачу:

1. 1814-314 =1500(м)

2.1500: 60 =25 (м/с)

1. 61*30 = 1830(кв.м)

2.400*5=2000(кВ.м)

3.1830:2000=183/200

Учащиеся выполняют задание и говорят ответ.

6. Рефлексия. (3 мин)

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Итак ответьте мне на вопросы ромашки.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

7. Этап подведение итогов. Домашнее задание. (2 мин)

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы

Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

№ задания

Задание

Оценка

1. Устный счет

1. Шорт - трек.

2. Санный спорт.

3. Биатлон.(1 задание)

2.Решение задач

3. Биатлон. (2 задание)

(3 задание)

4. Бобслей.

5. Прыжки с трамплина.

6. Скелетон.

7. Конькобежный спорт.

8. ………….

3

4

Итого: ваша оценка за урок

Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

№ задания

Задание

Оценка

1. Устный счет

1. Шорт - трек.

2. Санный спорт.

3. Биатлон.(1 задание)

2.Решение задач

3. Биатлон. (2 задание)

(3 задание)

4. Бобслей.

5. Прыжки с трамплина.

6. Скелетон.

7. Конькобежный спорт.

8. ………….

3

4

Итого: ваша оценка за урок

Задачи для работы в классе

1.На олимпиаде в Сочи приняло участие 85 стран, представлено 15 спортивных дисциплин Олимпиады.

Разыграно 98 комплектов медалей

Наша страна завоевала 33 медали.

Какую часть всех наград завоевала Россия?

2. В биатлоне диаметр мишени для ведения стрельбы из положения стоя равен 117 мм, а диаметр мишени из положения лёжа равен 5/13 диаметра мишени для стрельбы из положения стоя. Чему в биатлоне равен диаметр мишени для стрельбы из положения лёжа.

3. Санно-бобслейная трасса в Сочи имеет протяженность 1814 метров, из них 314 метров - зона торможения. Время прохождения трассы около минуты. С какой скоростью проезжает трассу спортсмен?

4. Размеры хоккейной площадки 61м и 30 м. Длина ледовой беговой дорожки 400м, её ширина 5 м. Какую часть площади беговой дорожки занимает хоккейная площадка?

Задачи для работы в классе

1.На олимпиаде в Сочи приняло участие 85 стран, представлено 15 спортивных дисциплин Олимпиады.

Разыграно 98 комплектов медалей

Наша страна завоевала 33 медали.

Какую часть всех наград завоевала Россия?

2. В биатлоне диаметр мишени для ведения стрельбы из положения стоя равен 117 мм, а диаметр мишени из положения лёжа равен 5/13 диаметра мишени для стрельбы из положения стоя. Чему в биатлоне равен диаметр мишени для стрельбы из положения лёжа.

3. Санно-бобслейная трасса в Сочи имеет протяженность 1814 метров, из них 314 метров - зона торможения Время прохождения трассы около минуты. С какой скоростью проезжает трассу спортсмен?

4. Размеры хоккейной площадки 61м и 30 м. Длина ледовой беговой дорожки 400м, её ширина 5 м. Какую часть площади беговой дорожки занимает хоккейная площадка?

Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные действия

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные действия

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

-Воспроизведение (актуализация) знаний о дробях.

-Воспроизведение основных видов задач на дроби.

-Определение основных направлений в изучении темы

  1. Ученики не могут назвать разделы , которые уже изучили.

  1. Ученики не могут ответить на вопрос, почему такая тема урока

  1. Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока

1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи на дроби.

2. Учитель приводит самый «яркий» пример: закрытие олимпиады в Сочи.

3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить…

Стадия Содержания

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Познавательные действия

- Поиск и выделение необходимой информации

- Выбор способа действия

- Умение осознанно применять полученные знания на практике

Коммуникативные действия

- Умение слушать и вступать в диалог

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

- Построение нового знания о дробях.

- Применение понятия дроби при решении жизненных задач

- Анализ информации по теме «Дроби»

  1. Ученики затрудняются в определении вида задач на дроби, соответственно возникают трудности при решении

  2. Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении

  1. Ученик отказывается работать в паре.

  1. Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.

1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности

2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать

3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь.

4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.

Стадия Рефлексии

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные действия

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- Выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Умение аргументировать свою точку зрения

Личностные действия

- Оценка действий человека

-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Предметные действия

- Применение знаний о дробях при решении практических заданий

- Способность использовать полученные знания на практике

  1. Ученики не могут оценить свою работу.

2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы

1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально, так и на весь класс

2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме

3. Обратить внимание учеников на главу 8, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью.

Автор
Дата добавления 25.02.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров1103
Номер материала 3067
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.