Похожие материалы
Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная математика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Уровень общего образования (класс) начальное общее, 1 а класс

Количество часов 2 ч.

Учитель Лазарева Елена Валентиновна

Программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности

2016-2017 учебный год

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Интегрированный курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.

Содержание кружка представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Цель и задачи программы.

Цель программы состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;

  • учить решению нестандартных творческих задач;

  • учить моделировать различные математические объекты;

  • учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;

  • воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;

  • содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые понятия по математике, ее ключевые понятия;

  • получить представления о возникновении математики и геометрии как наук;

  • получить представления о задачах нестандартного вида и способах их решения;

  • выполнять задания творческого характера;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • добывать информацию и рационально ее использовать;

  • формировать творческое воображение и логическое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности: успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

  • получить представления о моделировании.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (12 часов), "Элементы истории математики" (12 часов), "Числа и операции над ними"(12 часов), "Занимательность" (20 часа), "Волшебные фигуры"(13часа).

Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой, острый, тупой,  развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник- замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: Треугольник, четырёхугольник и т. д.  Периметр многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, по угла. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника, квадрата с использован свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника ( квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

        Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника ( квадрата)  и окружности. Прямоугольника, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

         Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Св-ва граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

     Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок.  Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор» : название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.

 Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания.

IV. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол.ч

Дата проведения.

Формы проведения занятий

Вид деятельности

 

Раздел 1 "Общие понятия".

7

1

Классификация предметов по различным признакам. Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". Задачи - шутки, задачи - загадки.

2

01.09,07.09

Практическая работа

Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт».

Практическая работа: занимательная задача на сложение.

2-4

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер.

3

08.09,14.09,15.09

Практическая работа

Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число»

6-7

Решаем уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение". "Решение задач через составление уравнения".

2

21.09,22.09

Практическая работа

математический КВН,

 

Раздел 2 "Элементы истории математики".

6

8

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.

1

28.09

Практическая работа

Коллективная работа по отгадыванию ребусов. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).

9

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

1

29.09

Познавательная игра

Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».

10

Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.

1

05.10

Познавательная игра

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20». Игра «Русское лото»

11

Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты.

1

06.10

Познавательная игра

Игра "Математика почти без вычислений".

12

Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".

1

12.10

Математическое путешествие.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

13

История вычислительной техники. Первый компьютер.

1

13.10

Виртуальная экскурсия.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

6 ч.

14

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.

1

19.10

Познавательная игра

Конструирование простейших высказываний с помощью логических связок. Использование логических выражений, содержащих связки «Если…, то..» «каждый», «не».

15

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай".

1

20.10

Познавательная игра

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

16

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике.

1

26.10

Практическая работа

Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник»

17

Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.

1

27.10

Соревнование.

Математические игры.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

18

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие.

1.

09.11

Познавательная игра

Путешествие с героями двузначных чисел. Заполнение числового кроссворда (судоку).

19

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".

1

10.11

Познавательная игра

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе.

 

Раздел 4 Занимательность".

10

20-21

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты".

2

16.11,17.11

Познавательная игра.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»

22-24

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

3

23.11,24.11, 30.11

Дидактический театр.

Инсценировка математического рассказа о числе 0.

25-26

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!" Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

2

01.12,07.12

Дидактический театр.

"Великолепный математик". Инсценировка математической сказки.

27

Решение задач на разностное сравнение.

1

08.12

Практическая работа.

Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.

28

Клуб веселых математиков (КВМ).

1

14.12

Познавательная игра.

Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»

29

Интеллектуальный марафон.

1

15.12

Познавательная игра.

Путешествие с героями двузначных чисел. Заполнение числового кроссворда (судоку).

30

Урок - праздник.

1

21.12

Праздник.

Работа в «центрах» деятельности. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник».

 

Раздел 5 Волшебные фигуры".

5

31,32

Игра "Танграмм".

2

22.12,28.12

Познавательная игра.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.

33

Игра "Запутанные маршруты".

1

29.12

Познавательная игра.

Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.

34.

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. "Удивительный квадрат".

1

11.01

Практическая работа.

Работа с Кубиками», «Паркетами и мозаикой», «Монтажник», «Строитель» и др. из

электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».

35.

Величины. Метрическая система мер в России. Новые приставки и единицы "тера", "гига", "мега".

1

12.01

Познавательная игра.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Раздел 6 «Математика и конструирование»

36,37.

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

2

18.01,19.01

Практическая работа.

Оформление страницы математической газеты.

38.

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки  бумаги.

1

25.01

Познавательная игра.

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой. Работа с Кубиками», «Паркетами и мозаикой»

39-40.

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Св- во прямой. 

2

26.01,01.02

Практическая работа.

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой. Работа с Кубиками», «Паркетами и мозаикой»

41.

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям.

1

02.02

Практическая работа.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

42-44.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной  длины.

3

08.02,09.02,15.02

Практическая работа.

Оформление страницы математической газеты. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

45.

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1

16.02

Практическая работа.

Работа в группах «Найди пару»

46.

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине.

1

01.03

Практическая работа.

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами.

47.

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

02.03

Познавательная игра.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

48-49.

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Чертёжный  треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

2

08.03,09.03

Познавательная игра.

Изготовление модели прямого угла.

50-51.

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной.

2

15.03,16.03

Практическая работа.

Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной.

52-53.

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.  Классификация многоугольников по числу сторон.

2

22.03,23.03

Практическая работа.

Оформление страницы математической газеты. Конструирование модели многоугольника.

54-56.

Прямоугольник. Св- во противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат.

3

05.04,06.04,12.04

Практическая работа.

Оформление страницы математической газеты. Конструирование модели квадрата.

57-58.

Единицы длины: ДМ, М.  Соотношение между  единицами длины.

2

13.04,19.04

Виртуальная экскурсия.

Работа в «центрах» деятельности. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник».

59-64.

Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников.

6

20.04,26.04,27.04,03.05,04.05,10.05

Практическая работа.

Работа в «центрах» деятельности. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник».

65-69.

Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат.

11.05,17.05,18.05,24.05,25.05

Проектная деятельность.

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Всего:

69ч

Автор
Дата добавления 02.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров186
Номер материала 2336

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.