Уроки математики / Статья / Статья "Решение нестандартных задач по математике" (1-2 класс)

Статья "Решение нестандартных задач по математике" (1-2 класс)

Решение нестандартных задач

Учитель высшей категории Тарасенко ТС(МОУ СШИ №2)

Самой сложной проблемой в начальной школе при переходе на ФГОС остается проблема развития самостоятельности мышления учащихся. Программа и учебники по математике предоставляют учителю возможности для развития мышления детей. Однако если логические действия учащихся при современном обучении развиваются достаточно активно, то развитие умственной инициативы, эвристических элементов мышления значительно отстаёт. Нередко дети показывают полную беспомощность в простейшей ситуации, где требуется проявить минимум инициативы, сообразительности, хотя владеют довольно сложными приёмами и абстрактными понятиями. Поэтому в последнее время большое внимание уделяется решению нестандартных задач, развивающих самостоятельное мышление.

Задачи на установление сходства и соответствия

Это задачи на придумывание слова, соответствующего по значению данному; на определение предметов, содержащих данную геометрическую фигуру; на придумывание пар предметов, находящихся в таких же отношениях, как предметы данной пары; на выделение из группы предметов тех, которым присущ общий признак, и т. п.

  1. Придумай свои пары предметов, которые находятся в таких же отношениях, как предметы в следующих парах: а) колесо-машина, б) топор- дерево, в) ножницы- парикмахер:

  2. Найди лишнее слово в ряду: сливки, сало, сметана, творог. Объясни почему оно лишнее.

  3. Допиши ещё несколько слов в ряду: а) лужа, пруд, озеро…б) солдат, сержант, офицер…

  4. Определи, какая фигура лишняя и почему.

Задачи на активный перебор вариантов отношений

  1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно осталось в корзинке?

  2. Заполни квадрат цифрами так, чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.

    5

    3

    2

  3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и не проводя два раза одну и ту же линию.

  1. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура:

Задачи на придумывание способов обозначения схематизации и символизации различных отношений

  1. Вырази схематически отношения , в которых находятся :а) город, посёлок, деревня; б)море, озеро, лужа; в) лето, зима, весна, осень; в) город, улица в нём и дом на этой улице.

  2. Даны два отрезка. Обозначь их и запиши несколько равенств, связывающих длины этих отрезков:

Комбинаторные задачи

  1. Составь и запиши как можно больше примеров, используя цифры 2,5,7.

  2. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап . Сколько могло быть кур и сколько собак?

  3. Составь всевозможные фигуры из четырёх одинаковых элементов:

  1. Покажи как из данной фигуры можно получить прямоугольник.

  1. Во дворе стояли мотоциклы, легковые машины и мотоциклы с колясками. Мальчик насчитал всего 13 колёс Сколько могло стоять во дворе машин, мотоциклов и мотоциклов с колясками?

Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений

  1. Серёжа считал, что пришёл на футбольный матч за 15 минут до начала, но его часы отстали на 10 минут, а проведение матча задержалось на 20 минут сколько времени ждал Серёжа матча?

  2. Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных граней у каждой половины?

  3. Бревно 6 метров распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать бревно?

  4. Как отмерить 3 л воды, если есть кружки 7л и 2 л?

Автор
Дата добавления 18.02.2019
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров216
Номер материала 6121
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.