Уроки математики / Статья / Тезисы по теме: "ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЯТЫХ-ШЕСТЫХ КЛАССАХ"

Тезисы по теме: "ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЯТЫХ-ШЕСТЫХ КЛАССАХ"

В.А. Палкина

Пермь, ПГГПУ, магистрант 1 курса

Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Л.П. Латышева

ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЯТЫХ-ШЕСТЫХ КЛАССАХ

Высшая форма познания окружающего мира – творчество, проявляющееся как в науке и культуре, так и в социальной жизни, – неотъемлемая желательная часть жизни каждого человека. Принято считать, что творческим потенциалом обладают одаренные люди, и именно они достигают успеха в своей деятельности. В отличие от социально значимого творчества, где общество интересует результат, так называемый готовый продукт усилий человека, нечто новое, для учебного творчества важен не сам результат, а процесс его достижения путем психической деятельности учащегося [3].

Как известно, важную роль в современном учебном процессе играет формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся, в основе которых лежит «умение учиться» [1]. УУД обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности учащегося, носят предметный и метапредметный характер, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося [1].

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий ученика. На наш взгляд, внедрение элементов учебного творчества в современный урок математики, будет способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся. Кроме того, элементы учебного творчества вовлекут в процесс обучения даже тех учащихся, которые «не любят» учиться, тем самым процент усвоения материала по теме будет увеличиваться.

Каким бы ни был тип урока (урок новых знаний, урок актуализации и закрепления материала и т.д.), внедрить элементы творчества учащихся в учебный процесс можно в ходе проведения урока в следующих формах [2]: урок-исследование; урок-экскурсия; урок-экспедиция; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-эксперимент; проблемный урок; деловая или ролевая игра; диспут; викторина и т.д. Выбрав форму урока, нужно подумать и о способах ее реализации. Известно, что при использовании игровой формы возможности для проявления учебного творчества учащихся младших классов средней школы возрастают. К тому же, окажется полезным использование ИКТ-технологий, например демонстрация фрагментов видео или фото по теме урока, показ презентации, или применение специально разработанных компьютерных программ. Можно также использовать работу с литературой и справочниками, картами, плакатами. В некоторых случаях уместным будет использование определенного «реквизита».

Пусть, например, для изучения понятия о длине окружности выбрана следующая форма: урок-исследование. Для ее реализации ученикам необходимо раздать различные предметы, имеющие форму цилиндра (например, банку, монету, пластиковую бутылку, цветочный горшок и др.), и попросить измерить обхват данного предмета. Так у учащихся возникнет проблема, чем же измерить обхват предмета, и это послужит началу творческого процесса. Другой пример – урок-инсценировка. Создаем атмосферу зала суда, когда у каждого ученика будет своя роль (судья, адвокат, прокурор, секретарь, присяжные и др.). Для определенной роли можно подобрать реквизит, у судьи, например, молоточек.

Однако введение элементов учебного творчества в учебный процесс должно учитывать известные в педагогической науке закономерности. Так, например, И.Д. Пехлецким установлено, что «… БАЗА – СТИМУЛЫ – ТРУД – вот основные компоненты организации преподавания с элементами учебного творчества учащихся, три тесно связанных главных рычага управления, находящихся в значительной мере в распоряжении учителя. На них должен сосредоточить свое внимание каждый учитель…»[3].

Для примера можно описать проведенный урок в пятом классе по теме «Доли. Обыкновенные дроби». Форма урока была выбрана урок-исследование, когда учащимся предлагалось исследовать мандарины. Ученики считали дольки мандарина, брали какую-то его часть, и им было наглядно видно, что такое дробь, и как она «работает». Рассматривая данный урок по закономерностям И.Д. Пехлецкого, определяем, что БАЗА – это те знания, которые учащиеся получали ранее и которые им могут пригодиться при изучении новой темы, СТИМУЛЫ – понимание значения дроби, а ТРУД – сам процесс работы детей на уроке.

В заключении хочется отметить, что основываясь на личном примере, урок-исследование прошел удачно. Взяв за основу закономерности И.Д. Пехлецкого, цели урока были достигнуты, все ученики усвоили материал, и каждый из учащихся сам поучаствовал в изучении новой темы. Таким образом, урок можно построить по-разному, главное чтобы ученику было интересно, и он участвовал в каждом этапе урока. А для этого нужно, опираясь на опыт известных педагогов, привносить что-то новое, что-то свое.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  2. Малахова Н.В. Типы и формы интегрированных уроков [Электронный ресурс]: / Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/09/13/tipy-i-formy-integrirovannykh-urokov (дата обращения 30.01.15).

  3. Пехлецкий И.Д. Компоненты индивидуального стиля преподавания: спецкурс – практикум / И.Д. Пехлецкий. Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. 138 с.

Автор
Дата добавления 24.01.2018
Раздел Математика
Подраздел Статья
Просмотров201
Номер материала 5240
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.