Уроки математики / Статья / Эссе на тему "Зачем нужна метапредметность на уроках математики?"

Эссе на тему "Зачем нужна метапредметность на уроках математики?"

Бухарева Ольга Григорьевна ПНО – 3

Эссе

Тема: «Зачем нужна метапредметность на уроках математики?»

Уроки математики в современной начальной школе значительно отличаются от тех традиционных уроков, которые помнят предыдущие поколения. В чём же заключается столь существенная разница и почему современный ученик начальной школы, изучая азы математики, готов к проблемному и эвристическому подходу в обучении. Дело в том, что изменилась сама роль учителя в начальной школе. Если раньше педагог был основным транслятором и носителем математических знаний, то сейчас его положение значительно изменилось. Учитель стал координатором, маяком, помогающим найти ученикам правильный путь, используя багаж своих знаний.

Я позволю себе сравнить такой багаж опыта и знаний каждого ученика с его метапредметными навыками. Что же такое метапредметность и нужна ли она на уроках математики в современных школах? Я попытаюсь высказать своё мнение по данному вопросу. Метапредметный подход заложен в основу новых федеральных стандартов и современный учитель обязан применять его на уроках математики. Однако, прежде чем использовать такой способ на уроках математики, мне необходимо было разобраться в том, что же в себя включает данный термин. Метапредметность – это подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Как правило, не все дети сразу осваивают новый материал на уроке, многие просто заучивают алгоритм или правило, но самостоятельно применить его не могут. К примеру, всех нас просили выучить наизусть таблицу умножения, но не все из нас умеют применять эту таблицу в жизни. Мы учились решать типовые задачи, заучивали, как стихотворение формулы, когда стали постарше, но до сих пор не до конца понимаем, как же применять их в жизненных ситуациях...

Вот поэтому и изменилась сама система подхода к преподаванию математики в начальных классах! Все мы прекрасно понимаем, что развитие мышления при традиционном подходе к изучению математики, происходит только у небольшой части детей в классе. Большая же часть детей просто заучивает правила, формулировки и алгоритмы действий. Иными словами, развивается память, внимание детей, но мышление стоит на месте. А вот метапредметность даёт толчок к развитию образного мышления.

Учителю нужно создать такие универсальные условия, при которых дети, опираясь на свой жизненный опыт и уже сформировавшиеся знания, могут самостоятельно, но под руководством педагога, найти способ решения задачи. Чаще всего, при изучении нового материала, ученики выдвигают ошибочные способы решения, но педагог, по моему мнению, должен направлять их, как маяк, к правильному «берегу».

Метапредметность на уроке математики включает ребёнка в разные виды деятельности, помогает мыслить, опираться на жизненный опыт при решении конкретных задач. Из своего опыта могу описать один интересный случай. При изучении темы в третьем классе «Цена. Количество. Стоимость», я предложила детям жизненное домашнее задание (предварительно, обсудив его с родителями на собрании). Заключалось это задание в следующем, в течении двух недель абсолютно все ученики в моём классе, отправлялись с мамами в магазин за каким-либо товаром. При этом мамам была дана чёткая инструкция специально ошибаться при подсчётах обшей суммы за все покупки. Это стало яростно обсуждаться между детьми на переменах. Один мальчик, который не проявлял особого интереса к математике в целом и устному счёту в частности, предупредил остальных детей о том, что взрослые очень много работают и приходят в магазин очень усталыми и могут даже неправильную сумму заплатить за товар, если продавец не заметит ошибки. Дальше мой ученик стал развивать очень правильную, на мой взгляд мысль, заключающуюся в том, что надо нам обязательно помогать нашим родителям покупать какой-либо товар в магазинах и самим учиться всё внимательно подсчитывать, иначе взрослые по ошибке могут недосчитаться какой-то суммы, а эту сумму можно потратить на что-то полезное, например купить машинку младшему братику в семье. Дискуссия настолько разрослась в тот момент, что девочки (надо отметить, что они очень наблюдательные и ответственные) сказали в ответ своему однокласснику следующее: «В супермаркет надо ходить, там невозможно ошибиться, потому что товар пропускают через штрихкод и цена на кассовом аппарате высвечивается правильная!» И тут началось что-то невообразимое, дети спорили о своей будущей, ещё неизученной теме так, что в ход пустили совершенно непредусмотренные мною действия. Честно говоря, я даже представить себе не могла, что предложит мой ученик. На самой обычной перемене, он с мальчишками показал им импровизационную сценку, которую они назвали «Бабушка в супермаркете». Пригодилось всё, и артистизм мальчишек, и устный счёт, и дружба между детьми. Ситуация в сценке была следующая: старенькая бабушка пришла в супермаркет, купила продукты и подошла к кассе. Бабушка была уверена, что ей всё правильно посчитают, однако, продавец, который стоял в этот день у кассы, плохо учился в школе и неправильно отсчитал сдачу бабушке. Хорошо, что рядом стоял обычный мальчик, обративший внимание продавца на ошибку. Продавец покраснел и извинился перед бабушкой, а та разумеется поблагодарила мальчика и пожелала успехов в учёбе. Так весело проходили дни перед изучением новой темы. Дети вовлекали меня в просмотр сценок, некоторые из детей, стали приносить мне придуманные и записанные задачи, которые, по моему совету, дополняли рисунками. В день изучения этой темы я увидела неподдельный интерес в глазах своих учеников, так как они пропустили этот материал через свой ценный жизненный опыт. Надо ли говорить о том, каково было моё счастье, при проверке домашних заданий!

Метапредметность на уроках математики просто необходима. Благодаря тому, что учитель ставит своих учеников на порог самостоятельного открытия новых знаний, дети саморазвиваются, удивляются, спорят, учатся отстаивать своё мнение, учатся признавать ошибки, а самое главное учатся добывать знания самостоятельно. Разумеется, им очень важно мнение учителя, и очень часто, для того, чтобы их правильно рассудили, бегут к нему. Здесь очень важно отойти от авторитарного стиля в педагогике и самим учителям научиться правильно реагировать даже на самые ошибочные гипотезы наших учеников. Я думаю, что лучше задать вопрос «Почему ты так считаешь?» если педагог увидел ошибочность суждения, чем сказать «Нет. Это неправильно!»

Метапредметный подход на уроках математики помогает детям использовать все универсальные учебные действия (познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные), а также помогает учащимся использовать свои знания и умения на практике, в нестандартных жизненных ситуациях. Очень важную мысль отметил в третьем классе мой ученик: «Я посмотрел вокруг, а везде математика, я прихожу в музыкальную школу играть на гитаре, мне надо посчитать, сколько нот в одном такте, я иду домой, считаю ступеньки на лестнице, прихожу в магазин, подсчитываю, сколько мне нужно потратить и какую я должен принести сдачу. Математика у нас на всю жизнь, а не только в школе». Я думаю, что за одни такие детские мысли, уже можно порадоваться и сделать правильный вывод нам – педагогам. Метапредметность на уроках математики в начальных классах очень важна для развития мышления наших детей.

Автор
Дата добавления 21.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров1042
Номер материала 2899
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.