Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по математике на тему "Доли" (4 класс)

Конспект урока по математике на тему "Доли" (4 класс)

Тема: Доли

Цель урока: Познакомятся с алгоритмом нахождения нескольких долей целого и применять его в решении задач.

Задачи урока: введение нового понятия «доля числа», определению доли числа, записывать дроби, ознакомление с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»; Обучение учащихся называть, записывать и сравнивать доли. Совершенствование умения работы в паре, в группе; прислушиваться к мнениям одноклассников, высказывать свое мнение; сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; оценивать друг друга; развитие памяти, внимания, мышления, вычислительных навыков. Воспитание аккуратности, активности.

Ожидаемый результат: умеют записывать доли; знают термины; решают задачи с долями.

Формы: индивидуальная, работа в паре, фронтально –коллективная, коллективная.

Методы: поисковый, частично- поисковый, словесный, объяснительный, наглядный.

Ход урока

Вызов. Эмоциональный настрой

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Оформление тетради.

Актуализация знаний.

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.

Устный счёт

Задачи на смекалку.

А)-Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

Б) -Между пятью людьми надо разделить пять яблок, и все-таки одно яблоко должно остаться в корзинке. Как это можно сделать ?

В) Одно яйцо варят 4 минуты.

270 * 2 =540 33 : 5 = 6(ост 3)

640: 320= 2 600 * 9 = 54

(46 + 14 ): 5=12 1 : 2= ?

-Как 1 разделить на 2? Ответы детей

Проблема?

-Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему:

О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81

Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210

И 720 : 90 x 10 x 8 = 640

Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000

Д 16 x 100 : 10:40 = 4

Р 450:50 х1000х4 = 32000

О 160:8х100х20=40000

Б 17х3х1000 = 51000

И 9х781000 = 63000

– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин.

Слушание стихотворения «Мы делили апельсин»

- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).

- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

Пришёл из школы ученик

И папе с мамой говорит:

« Задачку задали у нас,

Её решал я целый час.

И вышло у меня в ответе:

«Два землекопа и две трети».

- Правильно ли решил ученик задачу? Почему?

- Где в жизни мы встречаемся с долями?

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

II Осмысление . Работа по теме

Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

(На доске появляется запись: 1 часть из 5).

В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).

- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

Закрепление. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

1) Практическая работа.

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).

-Закрасьте одну такую долю полоски.

- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)

Работа по учебнику

– Прочитаем задание.

– Какую фигуру надо начертить? (Квадрат ).

– Чему равна сторона квадрата?

- Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую.

- Почему именно равных?

- Нужна доля, значит, части должны быть равными.

- На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16? (На 16 частей.)

_ Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой доле? Какой формы будет эта доля?

(Квадрат).

- Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю.

Задание на сообразительность. Работа в группах.

- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Подготовьтесь для объяснения.

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

3. Итог урока. Рефлексия

Быстро время пролетело

И идёт к концу урок.

Так давайте без задержки

Подведём всему итог.

– Какая тема урока была?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

– Что такое доля?

– Как называется число, которое пишем над чертой?

– Что показывает числитель?

– Как называется число, которое под чертой?

– Что показывает знаменатель?

Автор
Дата добавления 06.03.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров692
Номер материала 3328
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.